Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время: 2 часа. Учебная цель: Усвоить основные свойства и принципы функционирования ЦНС, особенности регуляции соматических и вегетативных функций






Учебная цель: Усвоить основные свойства и принципы функционирования ЦНС, особенности регуляции соматических и вегетативных функций. Обобщить знания по общим принципам функционирования целостного организма, уметь применять их в конкретной ситуации

Содержание занятия

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1. Тестовый контроль Проверка знаний по пройденным темам с помощью тестового контроля 30 мин.
2.Устный опрос при решении ситуационных задач Закрепление полученных знаний в процессе применения их в конкретной ситуации 35 мин.
3.Закрепление практических навыков по пройденным темам Усвоение техники выявления основных соматических и вегетативных рефлексов человека и их структурной основы 15 мин.
4 Завершающий этап Оценка знаний и умений по результатам тестового контроля и устного опроса 10 мин.

Вопросы для самоподготовки:

1.Способы и принципы управления функциями организма.

2.Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.

3.Звенья рефлекторной дуги.

4.Понятие нервного центра.

5.Свойства нервных центров.

6.Торможение в ЦНС.

7.Механизм формирования ВПСП и ТПСП.

8.Принципы координационной деятельности ЦНС.

9 Свойства и физиологическое значение доминанты.

10.Понятие о функциональных системах организма (по П.К. Анохину). Каналы прямой и обратной связи в функциональных системах.

11. Виды двигательных функций.

12.Афферентное звено двигательных систем.

13.Уровни ЦНС, участвующие в управлении движениями.

14.Роль различных отделов ЦНС в управлении двигательными функциями.

15.Эфферентное звено двигательных систем.

16.Статические и статокинетические рефлексы.

17.Значение вегетативной нервной системы, отличие от соматической.

18.Рефлекторная дуга вегетативного рефлекса.

19.Локализация центральных и периферических нейронов вегетативной нервной системы.

20.Медиаторы и рецепторы вегетативной нервной системы.

21.Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на организм.

22.Значение метасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

23.Роль спинного мозга, стволовых структур. промежуточного мозга и КБП в управлении соматическими и вегетативными функциями Основные соматические и вегетативные рефлексы спинного мозга и ствола мозга.

Тестовый контроль:

1 Назовите тормозные медиаторы ЦНС: 1) гаммааминомасляная кислота; 2) ацетилхолин; 3) норадреналин; 4) глицин; 5) серотонин; 6) дофамин; 7) энкефалин; 8) АТФ.

2. Какими свойствами обладает доминантный очаг возбуждения? 1) повышенная возбудимость; 2) низкая возбудимость; 3) стойкое возбуждение; 4)распространяющееся возбуждение; 5) инерция возбуждения; 6) способность к суммации.

3. Нервные центры не обладают свойством: 1) суммации возбуждений; 2) трансформации ритма; 3) высокой чувствительностью к гипоксии; 4) двустороннего проведения возбуждения.

4 Тонус каких мышц преобладает при децеребрационной ригидности? 1) сгибателей; 2) разгибателей.

5 Какой медиатор синтезируют нейроны вегетативных ядер ЦНС? 1) ацетилхолин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) дофамин; 5) ГАМК.

6. Где располагается главный центр интеграции вегетативных функций? 1) спинной мозг; 2) продолговатый мозг; 3) средний мозг; 4) таламус; 5) гипоталамус; 6) мозжечок; 7) КБП.

7.Какой отдел вегетативной нервной системы активизируется при изменении условий окружающей среды? 1) метасимпатический; 2) парасимпатический; 3) симпатический.

8.Какие из перечисленных рефлексов замыкаются на уровне спинного мозга? 1) рефлексы позы; 2) рефлекс растяжения; 3) выпрямительный рефлекс; 4) коленный рефлекс; 5) слюноотделительный рефлекс; 6) зрачковый рефлекс; 7) рефлекс мочеиспускания.

9. Где расположены центры симпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) средний мозг; 2) продолговатый мозг; 3) тораколюмбальный отдел спинного мозга (грудинопоясничный); 4) крестцовый отдел спинного мозга; 5) мозжечок.

10. Где локализуются постганглионарные нейроны парасимпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) спинной мозг; 2) продолговатый мозг; 3) симпатический ствол; 4) внутренние органы.

11. Какой медиатор выделяют постганглионарные волокна парасимпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин; 4) АТФ; 5) ГАМК (гаммааминомасляная кислота); 6) дофамин.

12. Какие клетки ЦНС выделяют тормозные медиаторы? 1) α – и γ - мотонейроны; 2) клетки Реншоу; 3) гигантские пирамиды Беца; 4) грушевидные клетки мозжечка; 5) горизонтальные нейроны КБП.

13 Какие эфферентные пути обеспечивают непроизвольные компоненты движений и регуляцию мышечного тонуса? 1) кортикоспинальный путь; 2) руброспинальный путь; 3) вестибулоспинальный; 4) оливоспинальный; 5) спиноталамический; 6) спиномозжечковый; 7) ретикуло-спинальный.

14. Какой вид торможения относится к вторичному торможению? 1) пресинаптическое; 2) пессимальное; 3) постсинаптическое; 4) торможение вслед за возбуждением.

15 В каком случае рефлекторное последействие будет более длительным? 1) действие слабого раздражителя; 2) действие сильного раздражителя; 3) отсутствие нового возбуждения; 4) поступление новой информации.

16 Для того, чтобы заблокировать симпатические влияния на сердце, Вы назначите: 1) блокатор М-холинорецепторов; 2) блокатор Н-холинорецепторов; 3) блокатор β -адренорецепторов; 4) блокатор α -адренорецепторов.

17. Какой вид торможения обусловлен наличием аксо-аксональных синапсов? 1) постсинаптическое; 2) пресинаптическое; 3) пессимальное.

18. Какой принцип координационной деятельности прежде всего обеспечивает саморегуляцию функций? 1) принцип общего конечного пути; 2) принцип реципрокности; 3) принцип обратной связи; 4) принцип доминанты.

Ответы: 1-1, 4; 2-1, 3, 5, 6; 3-4; 5-1; 6-5; 7-3; 8-2, 4, 7; 9-3; 10-4; 11-2; 12-2, 4; 13-2, 3, 4, 7; 14-2, 4; 15-2, 3; 16-3; 17-2; 18-3.

Литература:

А) Основная:

1. Физиология человека. Учебник. /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2003, с.97-198

2. Физиология человека. / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И.Циркина.- СПб: СОТИС, 1998, 2000, 2002, с 39-75.

3. Физиология человека..Учебник. /Под ред. В.М.Смирнова. М.: Медицина, 2002, с.67-178

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.С.М.Будылиной, В.М.Смирнова- М: Издательский центр «Академия», 2005, с.39-65; с205-207; 229-231

5 Физиология человека / под. ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько/ М., 1998, т 1, с.98-241

Б) Дополнительная:

1 Основы физиологии человека. /Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб, 1994, т.1,

.2 Физиология человека. /Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985,.

3 Физиология человека. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, - М.: Мир, 1996, т.1, 4.Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова- М, 2002,

5.Основы физиологии человека / Под ред. Н.А.Агаджаняна- М: изд-во РУДН, 2001

6.Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. Учебник- ГЭОТАР-Медиа, 2005,

7.Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций /Под ред. К.В.Судакова – М., Медицина, 2000,

8.Избранные вопросы клинической психологии / Под ред. Ю.В.Каминского. Т.1.: Нормальная анатомия, физиология и патология нервной системы.- Владивосток, Медицина ДВ, 2006

9..Ситуационные задачи по нормальной физиологии /Под ред.Л.Д.Маркиной-Владивосток, Медицина ДВ, 2005. с.11-18


 

Заключение

Физиология является теоретической базой для изучения любой медицинской специальности. Важная роль в познании сущности физиологических процессов и явлений принадлежит физиологическому практикуму. На практических занятиях опытным путем студент убеждается в правильности теоретических выкладок, приобретает навыки самостоятельной деятельности, закрепляет знания, полученные при самоподготовки к занятию, учится применять полученные знания в конкретной ситуации при решении ситуационных задач. Данные методические рекомендации призваны помочь студенту успешно справиться с поставленными задачами, получить определенные практические навыки и создать теоретическую базу для дальнейшего освоения выбранной специальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.