Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Хронометраж и наблюдение за двигательной деятельностью детей.






 

Медико-педагогические наблюдения направлены на определение индивидуальной программы физического воспитания для каждого ребенка с учетом их состояния здоровья, физического развития, реакций на нагрузку и т.д. Проводятся врачом или медицинской сестрой дошкольного учреждения совместно с руководителем учреждения, воспитателем-методистом и воспитателем группы. Медперсонал детского дошкольного учреждения не менее 2'х раз в год в каждой возрастной группе обязан провести комплексную оценку состояния всех разделов физического воспитания и закаливания детей. Совместные посещения занятий физкультуры позволяют выявить достоинства и недостатки, наметить совместные мероприятия для дальнейшей оптимизации физического воспитания.

Главное внимание при осуществлении контроля необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную активность детей. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1) времени двигательной активности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;

2) объема двигательной активности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;

3) интенсивности двигательной активности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в ударах/мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Достаточный объем двигательной активности является важнейшим условием здоровья, физического развития детей. Согласно современным критериям оценки двигательной активности, дневная норма условных шагов при 9'ти часовом пребывании в детском саду составляет для различных возрас'тных групп:

' 2'х летних детей ' 5, 5'6 тысяч шагов;

' 3'х летних детей ' 9'10 тысяч шагов;

' 4'х летних детей ' 11'14 тысяч шагов;

' 5'7 лет ' 14'18 тысяч шагов.

Состав движений должен обеспечить нагрузку на все группы мышц, способствовать общему развитию детей, положительному эмоциональному состоянию.

На основе характера двигательной активности ребенка можно отнести к одной из 3'х групп:

1 группа - дети со средней, нормальной двигательной активностью отличаются более ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня.

Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, четкие, целенаправленные. Такие дети, как правило, имеют нормальный вес, редко болеют, хорошо усваивают учебный материал.

Ко 2 ой группе относят детей малоподвижных, с низкой двигательной активностью Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают, робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность ' фактор риска для ребенка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движения, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно. Многие из них отличаются повышенным весом и различными отклонениями в состоянии здоровья. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре и уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, разные способы прыжков). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринужденной.

К 3 й группе относятся дети с большой двигательной активностью. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы. Большой объем движений может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие дети также подвержены заболеванием из-за усиленной теплоотдачи, быстрого переохлаждения организма. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход в плане регулирования интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади, ловле мяча, отбиванию его от пола.

Особенности двигательной активности детей должны знать воспитатели групп, руководители физического воспитания, чтобы определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию. Например, если в группе значительное число детей с низкой двигательной активностью, следует предусмотреть усиление двигательного режима, для детей с отклонениями в физическом развитии предусмотреть специальные формы работы с подбором соответствующих физических упражнений, определить щадящий режим для группы часто болеющих и т.д.

Повышение уровня двигательной активности детей обеспечивается особенностями методики, а также возможностью проведения занятий на значительно большем пространстве по сравнению с физкультурным залом. Закаливающий эффект таких занятий обусловлен проведением их круглый год на открытом воздухе в спортивной одежде.

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60 % до 85 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85%.

 

Количественная характеристика двигательной активности (объем двигательной деятельности) детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шагомер типа «Заря» позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т. д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику проведения физкультурного занятия.

Двигательная активность детей зависит от методики и условий организации занятия. На первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей, что соответствует величинам М± σ.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении (приложение 5). Частота сердечных сокращений отражает влияние физической нагрузки на организм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10'секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3—5 минут.

На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали показатели частоты сердечных сокращений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15—20 %, в основной части ' на 50'60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70—80%. В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5—10 %, после занятий (спустя 2—3 минуты) возвращается к исходному уровню (типовое физкультурное занятие). В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа: с одной или несколькими вершинами; носящие волнообразный характер.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5'7 лет должен составлять 140'160 уд/мин, 3'4 лет ' 130'140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: вводной части, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижной игры, заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3'4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятия на 2'3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20'15 %. Эти данные указывают на необходимость четкого и правильного проведения заключительной части занятия.

При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться протоколом.

Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности. При значительном утомлении все перечисленные признаки резко выражены. В этом случае воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие. При наличии средних признаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограничить нагрузку для них, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т. д.

При проведении всех форм физкультурно-оздоровительной работы воспитатель, руководитель физического воспитания должны создавать благоприятный микроклимат с целью формирования психологического здоровья ребенка состояния душевного благополучия, радости к жизни. Следует предоставлять детям полную свободу в любом виде физкультурной деятельности, выражать участие, поддержку, интерес к его двигательной активности. В то же время необходимо учить детей видеть и понимать товарищей, согласовывать с ними свои действия.

Периодический контроль за организацией физического воспитания в дошкольных учреждениях проводится специалистами органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.