Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределы надзора за исполнением законов






• относительно круга объектов надзора,

• относительно актов, надзор за исполнением которых осуществляют прокуроры,

• характер прокурорского надзора и характер мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий и др.

3.Цели прокурорского надзора – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора: своевременное выявление нарушений закона; своевременное устранение нарушений закона; предупреждение нарушений закона. Осн.направления деятельности прокуратуры - пути реализации надзорной и др.функций прокуратуры, не получившие в данный период законодательного закрепления, в целях решения стоящих перед государством, обществом и органами прокуратуры задач, определяемых степенью их актуальности и особенностями конкретно-исторической ситуации. Перечень:

o надзор за соответствием Конституции РФ и федеральному законодательству правовых актов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов МСУ и ведомственных нормативных актов;

o защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина в области трудовых, жилищных, экологических, избирательных и иных правоотношений в социальной сфере;

o соблюдение бюджетного, налогового законодательства, законов о государственной и муниципальной собственности, предупреждение нарушений в кредитно-финансовой сфере;

o противодействие коррупции и нарушениям законодательства о государственной и муниципальной службе;

o пресечение и предупреждение нарушений законов о борьбе с экстремизмом и терроризмом, о безопасности на транспорте, предприятиях оборонно-промышленного комплекса и объектах повышенной опасности, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, сильнодействующие, отравляющие и ядовитые вещества;

o обеспечение противодействия распространению наркоугрозы;

o соблюдение в Вооруженных силах РФ, других воинских формированиях законодательства об обороне, о целевом использовании бюджетных средств, выделенных, в том числе в рамках Государственного оборонного заказа, на закупку техники и военного имущества, о сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, защита социальных прав и гарантий военнослужащих;

o взаимодействие со средствами массовой информации.

4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов:

• полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;

• полномочия по устранению нарушений закона;

• полномочия по предупреждению нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий

• путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия),

• путем истребования и изучения необходимых документов,

• путем получения информации от физических лиц,

• путем использования помощи специалистов.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий

• право прокурора по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор.

• прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных выше органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

• право прокурора вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

• прокурор вправе проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений законов.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона

• право прокурора или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении;

• право прокурора или его заместителя требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, вносить представление об устранении нарушений закона.

 

5.Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Виды прокурорских проверок

Первичные: целевые (проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения), комплексные (проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения), сквозные (проверяется исполнение законов на всех уровнях, во всех или многих органах данной отрасли, министерства), совместные (проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля), одновременные (проводятся параллельно в разных органах). Вторичные (контрольные) проверки: повторные (устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка), результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов, показательные.

Требования к проведению проверок: своевременность и полнота
Этапы проведения проверки:

• подготовительный этап;

• этап проведения проверки;

• анализ полученных в ходе проверки данных о нарушениях закона;

• реагирование прокурора на выявленные нарушения закона;

• оценка результативности проверки и мер реагирования.

6.В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет такие вопросы:
– правомочен ли был орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
– не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
– не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
– не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законамиРФ, а также конституциями, уставами и законами республик и других субъектов федерации;
– не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
– не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;
–соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело в том, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности он не соответствует фактическим обстоятельствам;
– содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;
– не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
– соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
– содержитли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и другие, и указан ли срок вступленияегов силу;
– каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.