Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип разделения властей






Разделение властей заключается в разделении органов государства на законодательные, исполнительные и судебные, каждый из которых осуществляет соответствующий вид деятельности. Разделение властей — это, безусловно, и разделение функций между государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противовесов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расширить сферу своей власти, проникнуть во властную сферу другой ветви власти, в конечном счете узурпировать власть, поставить ее выше власти общества.

Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а следовательно, подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод личности.

В отношении исполнительной власти законодательная ветвь власти (парламент) обладает следующими рычагами (полномочиями): определяет через принятие конституции и иных законов структуру и компетенцию органов исполнительной власти, утверждает бюджет, определяющий источники доходов и расходов на государственные нужды, формирует правительство (в парламентской республике) или дает согласие президенту на занятие тех или иных должностей в правительстве (в президентской республике), выражает недоверие правительству с последующей отставкой, преодолевает вето президента согласно законодательной процедуре, может при определенных условиях отстранить президента от власти на условиях, предусмотренных конституцией, установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и представительном органе.

Конституционный суд может признать акты исполнительной власти неконституционными, а иные суды — акты, нарушающие права физических и юридических лиц, незаконными, а следовательно, не имеющими юридической силы.

В отношении законодательной власти президент имеет право отлагательного вето на законодательные акты, роспуска законодательного органа, назначения новых выборов. Конституционный суд может признать законодательные акты неконституционными и, следовательно, не имеющими юридической силы.

Судебная ветвь власти ставится в рамки, предусмотренные,, Конституцией и процессуальным законодательством. В этих рамках суды независимы от других ветвей власти. Судьи могут быть отстранены от должности только при совершении преступления. Влияние других ветвей власти проявляется лишь при избрании или назначении судей.

32.Орган государственной власти: признаки и виды

Орган государства — это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями (компетенцией). Властность этих органов проявляется в том, что они издают решения, обязательные для лиц, которым они адресованы, осуществляют контроль за их исполнением и в случаях, предусмотренных законом, применяют принудительные меры.

Признаками государственного органа:

1. Гос. орган — это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или организация.

2. Государственный орган действует от имени государства. Он наделен властными полномочиями.

3. Государственный орган — это всегда государственное учреждение, состоящее на содержании государства, получающее материальные и финансовые средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счет налогов.

4. Людским человеческим субстратом государственного органа являются граждане государства, работающие в государственных органах на постоянной, профессиональной основе, получающие средства для своего существования от государства.

По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора и контроля. В особую группу выделяются силовые структуры (армия, полиция, разведка). По способу формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные органы — это органы, формируемые непосредственно самим народом путем выборов. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные органы избираются представительными органами.

В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов федерации. К федеральным органам РФ относятся Президент, Федеральное Собрание, органы прокуратуры, судебные органы, за исключением уставных судов и мировых судов, Правительство РФ, федеральные ведомства с их местными органами.

По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие и местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов власти: общефедеральные и субъектов федерации. К местным относятся органы местного самоуправления.

По своей структуре органы подразделяются на единоначальные (президент, министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные (представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в первых решения принимает единоначальник, во вторых — коллегия (группа должностных лиц). По компетенции органы государства подразделяются на органы общей и специальной компетенции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.