Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое государство






Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.

Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой Правоохранительных органов.

В юридической литературе последних лет называют ряд других признаков правового государства. К ним можно отнести следующие:

1) сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

2) разделение властей, т. е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти) другой;

3) наличие развитого гражданского общества;

4) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каким-либо одном звене или институте;

5) верховенство и прямое действие конституционного закона;

6) установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

7) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формировавшем и выражением законодательной воли в законах;

8) соответствие внутреннего законодательства,, общепризнанны!» нормам и принципам международного права;

9) правовая защищенность всех субъектов социального общения. Произвольных решений кого бы то ни было;

10) возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

11) соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

12) единство прав и обязанностей граждан;

13) взаимная ответственность государства и личности.

Для правового государства определяющим является признак разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Теория разделения властей — общечеловеческая ценность, которая в той или иной мере может использоваться в государствах любого исторического типа. Представляя собой завоевание передовой человеческой мысли она может быть направлена против авторитаризма в государственное строе, служить целям развития демократии в государственном управлении.

В обыденном сознании сложилось такое представление о правовое государстве, в котором существуют сбалансированные власти: законодательная, исполнительная и судебная при провозглашенном суверенитет народа. В современных условиях конституции буржуазных и большинства развивающихся стран содержат, как правило, оба отмеченных начала. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.