Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические концепции воображения






Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку ответить на вопрос о причине возникновения нового, о создании образов воображения.

Гипотеза узнавания творческих идей строилась на том, что художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение.

Некоторые концепции строились на данных интуиции ученых, другие – на экспериментальных результатах. Наконец в проблематике воображения выработались два основных теоретических подхода:

· Крайний идеалистический взгляд. Воображение представляет собой изначально спонтанную творческую силу.

· Крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести все черты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.

Особе место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начался именно с изучения одной из форм фантазии – со сновидений. Зигмунд Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии – в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, в мечтах и пр.

Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие «архетипа», которое он трактует как основу коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.

Серьезную попытку введения проблематики фантазии в более обширный психологический контекст внесла гештальтпсихология. Она выдвинула идею целостности саморегулирующейся системы, что привело ее авторов к вопросу о возможности появления ошибочных решений, вариантов, которые не связаны с полученными знаниями и уже выработанными навыками. Эта идея связывались ими с воображением и его особенностями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.