Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды памяти






Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную (двигательную). Основанием разделения памяти на эти виды является предмет отражения.

Образная память. Основной функцией памяти в сенсорике и перцепции является закрепление той информации, которая поступает через органы чувств. В противном случае не могло быть и речи о создании сенсорного или перцептивного образа, который складывается на основе многих ощущений и не всегда одного качества. Кроме того, имеет место такой результат процесса памяти как представление. Это образ, который возникает вторично, во времени. Только благодаря закреплению и хранению информации возможна передача образа во времени. Итак, закрепление, сохранение и передача во времени чувственного опыта получило название образной памяти. Этот первый вид памяти был выделен Г.Эббингаузом.

Смысловая, логическая (словесно-логическая) память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опы-
ту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления. Поэтому второй вид памяти обычно определяется как смысловая, или логическая память, а так как запоминаемый материал обычно представлен в слове (понятии), то ее еще называют словесно-логическая.

Эмоциональная память. Благодаря включению памяти происходит закрепление эмоционального опыта человека. Память сопутствует всем эмоциональным процессам. Больше всего ее изучают при анализе эмоционального опыта личности, влиянии на ее сиюминутное поведение заученного опыта переживания успеха/неудачи. Для эмоциональной памяти характерны непроизвольность и высокая скорость перехода эмоционального образа в долговременную память.

Моторная (двигательная) память. Она является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, чистим зубы, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.

Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.

Автобиографическая память представляет собой целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Содержание припоминания как бы дается с разных точек зрения: в первом случае человек как бы «парú т» над сценой, во втором – находится в ней. Сам термин автобиографической памяти ввел психолог Д.Робинсон в 1976 году. Что касается метапамяти, то это понятие было введено У.Шнейдером, как знание о процессах, относящихся к памяти. Метапамятью называют память человека о своей памяти. Исследователи обнаружили, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и, особенно, об условиях их применения.

Типы памяти

Каждому человеку по собственному опыту известно, что некоторые события запоминаются надолго, другие не оставляют через некоторое время даже мимолетного следа. Продолжительность, как наиболее явно бросающаяся в глаза свойство памяти, легла в основу дихотомии кратковременной и долговременной памяти.

Кратковременная память предполагает одноразовое предъявление материала и его краткосрочное хранение. Удержать материал в кратковременной памяти можно посредством повторения. Но такое удержание осуществимо только в том случае, если количество подлежащего удержанию материала невелико. Хотя повторение может помочь удержать материал, оно не в состоянии увеличить объем системы памяти. Процесс повторения как бы просто подхватывает слабый, стирающийся след сигнала и «освежает» его, вновь вводя в кратковременную память.

Долговременная память опирается на многократное предъявление материала и длительное его хранение.

Кратковременная и долговременная память различаются не только по параметру длительности хранения информации, но и по количеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристика называется объемом памяти. Объем и длительность хранения являются зависимыми параметрами: от времени хранения зависит объем сохраненного материала.

Развитие технических средств, которые обладают очень большой скоростью переработки информации и повышение требований к человеку, работающему с этой техникой, привели к необходимости боле детального изучения скоростных характеристик памяти. В результате были выделены, как отдельные виды, сенсорная (сверхкратковременная) и оперативная память.

Впервые понятие сенсорной (сверхкратковременной) памяти, как отличной от кратковременной памяти, было введено Р.Аткинсоном. Он предположил, что для каждой модальности (качества) существует своя строго специфическая область, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно «перекачивается» в кратковременное хранилище.

Понятие оперативной памяти также было введено Аткинсоном, совместно с Шифриным. Они впервые указали на то, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15-30 с.) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Под оперативной памятьюпонимается система хранения и переработки информации, которая является многокачественной (мультимодальной). Она включает запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия.

Объем кратковременной и долговременной памяти. Объем памяти – это количество информации, которая удерживается и хранится человеком. Традиционно считают, что объем памяти является константой, и, когда количество информации переполняет этот объем, она теряется. Этот объем определяется пропускной способностью сенсорной памяти и равен магической формуле 7±2, вне зависимости от того, какой будет информация: звуковой или визуальной (например, буквы). Все исследования объема памяти проводились на кратковременной памяти. Для исследования объема долговременной памяти пока не существует подобных экспериментальных процедур. Принято считать, что объем долговременной памяти бесконечен.

Контрольные вопросы к теме №14

1. Дайте характеристику памяти как психическому процессу.

2. Какие виды памяти вы знаете?

3. Процессы памяти их характеристика.

4. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?

5. Какие основные нарушения памяти вы знаете?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.