Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор-составитель - Л.В.Павлова






ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Ярославской области

Рыбинский полиграфический колледж

Курс лекций

по дисциплине «Живопись с основами цветоведения»

для студентов,

обучающихся по специальности «Реклама»

Автор-составитель - Л.В.Павлова

 

г. Рыбинск

2014 год

 

Введение.

 

Роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом исключительно велика: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации и т.д.

С доисторических времен человек пытался овладеть тайнами цвета, который не мог еще вычленяться из цельного восприятия картины мира, но уже тогда у людей возник и широко использовался цветовой язык. Способность различать цвета у людей появилась не сразу. Возможно, что расширение воспринимаемого человеком цветового спектра, является одним из немногих физиологических признаков эволюции homo sapiens. Во всяком случае, можно однозначно говорить об увеличении способности различать цвета по мере развития человечества. Об этом процессе можно косвенно судить по количеству отдельных слов, обозначающих конкретные цвета в древних языках. Современный человек различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший несколько тысячелетий назад. Вероятно, цветовая чувствительность может совершенствоваться и далее, однако она наиболее развита у людей, профессионально связанных с практической работой в области цвета.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д.

В теории живописи и живописной практики изучаются главным образом художественные, эстетические свойства цвета, соответствие цвета с другими компонентами художественной формы, такими, как линия, пластика, светотень, роль цвета в композиции живописного произведения. Главным критерием оценки цвета и колористических сочетаний в художественной практике являются их красота, соответствие, как природному цвету и цветовым сочетанием, так и творческому замыслу художника. Художник по-своему воспринимает, обобщает, интерпретирует в соответствии с творческим замыслом, а иногда и значительно трансформирует, переосмысливает действительность.

 

Физические основы цвета.

 

Научные знания о цвете необходимы художнику и для освоения технологии живописи. Красочный слой картины воспринимается зрителем благодаря целому ряду физических процессов – отражению, преломлению, поглощению, рассеиванию, излучению и т.п.

Физические основы цвета непосредственно связаны с нашей физиологией. Природа наделила человека сложной системой органов чувств. Самой развитой частью этой системы является зрение. И самой замечательной особенностью — способность хорошо различать цвета (зрительный нерв и зрительный центр головного мозга).

Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемого глазом, как световой поток. Следовательно, цвет может быть только там, где есть свет.

Одни тела и предметы сами излучают свет (светящиеся), другие светят отраженным светом (несветящиеся).

Свет от различных источников не одинаков. Он может быть рассеянным или направленным, иметь разный цвет. Это влияет на цвет окружающих предметов.

Несветящиеся тела делятся на прозрачные и непрозрачные.

Прозрачные тела пропускают и частично поглощают лучи света. Это всегда чистый спектральный цвет, который можно получить в красках. Требуется большое мастерство, чтобы предать прозрачность спектральных предметов, блеск вод, сверкающих многоцветными переливами.

Непрозрачные тела отражают и частично поглощают световые лучи. Цвет непрозрачного тела определяется составом светового потока, который он отражает (свет солнца, отраженный свет неба, электрической лампы, свечи, керосиновой лампы - разные по спектральному составу).

Все цвета, существующие в природе, делятся на хроматические и ахроматические.

Ахроматические (бесцветные) - белый, серый, черный.

 

Белых цветов в природе множество: чистая бумага, снег, гипс, белила, яичная скорлупа. Черных цветов тоже много и они тоже неодинаковые. Черный бархат темнее черного сукна, черное сукно темнее черного шелка. Серые цвета тоже очень разнообразны. Отличаются друг от друга цвет дыма и цвет асфальта, цвета графита и стального листа. Ахроматические цвета различаются только степенью светлоты. Взяв два серых предмета, мы всегда увидим какой из них светлее, а какой темнее, так как это легко определяется на глаз. Глаз человека способен различить более 300 переходов ахроматических цветов. Все ахроматические цвета можно расположить в ряд, начав с самого светлого и кончая самым темным. Образуется так называемый непрерывный ряд по светлоте.

Хроматические (цветные) - цвета солнечного спектра.

 

Хроматические цвета отличаются друг от друга по трем характеристикам: цветовому тону, светлоте и насыщенности.

Цветовым тоном называется такой признак хроматических цветов, по которому один цвет отличается от другого (зеленый, красный, синий). Цветовых тоннов существует гораздо больше, чем названий для них.

Светлота – это признак, по которому можно судить, на сколько один тон светлее или темнее другого. Любому хроматическому цвету всегда можно найти такой ахроматический цвет, который будет равен ему по светлоте. Можно изменить светлоту любого красителя, добавив в него белила или затемнив черной краской.

Насыщенность цвета — это степень выраженности его цветового тона, цветности или степень отличия его от ахроматического.

 

Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количественно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определяющих цвет величин влечет за собой изменение цвета. В полиграфии применяется метод измерения цветов по трем характеристикам с помощью специальных приборов – колориметров и спектрофотометров. Все методы определения цвета основаны на сравнении цветов, которые лежат в одной плоскости и находятся в одинаковых условиях освещения.

В живописи при работе с натуры художник должен анализировать, сравнивать цвета, присущие сложным по форме предметам, которые, как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета и которые расположены на нескольких планах, следовательно, в различных условиях освещения.

Цветовой круг Ньютона

 

Учёный Исаак Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света - явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается на спектр.

 

 

Объясняется это тем, что дневной свет сложный, состоит из лучей с различными длинами волн, которые преломляются по-разному. Человеческий глаз способен видеть только часть спектра – от излучения тёмно-фиолетового до тёмно-красного цвета, характеризуемых длинами волн от 400 до 700 нанометров (ед. измерения длины волны световых излучений). Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся непрерывными. За пределами цветной полоски спектра находятся невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Что же касается количества цветов и оттенков в спектре, то их можно насчитать великое множество. Научно установлено, что натренированный наблюдатель при ярком дневном освещении различает 180 цветовых тонов и до 10 ступеней градаций насыщенностей.

Ньютон выделил 7 самых явных оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Он создал геометрическую модель - круг, в котором представлена непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет, которого нет в спектре, связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета. Главной особенностью цветового круга является такое соответствие противолежащих цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет.

Смешение цветов.

 

Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть, почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон — желтые и т.д.

Принято считать, что основными цветами являются красный, синий и желтый, что из их смеси можно получить все остальные чистые спектральные цвета. Но совершая попытку получить все спектральные цвета с помощью красок, мы понимаем, что это не возможно, имея под руками краски. Вряд ли удастся получить, например, чистый голубой цвет, а только сине-зелёный. Следовательно. Красный, жёлтый и синий не могут считаться основными.

Основные компоненты красок – пигмент и связующие – обладают разной плотностью и прозрачностью, поэтому смесью таких красок никак не получить «все остальные спектральные цвета».

Синтез (греческий – соединение, сочетание) цвета с помощью живописных или печатных красок происходит по одним закономерностям, а спектральных излучений по другим.

Обратимся к истории.

Еще в 1756 году Ломоносов высказал так называемую теорию трехкомпонентного зрения, согласно которой в глазу есть нервные клетки, вызывающие ощущение красного, другие — зеленого, третьи — синего цветов.

 

Ранее при проведении опыта с лучом и призмой Ньютон получил непрерывный ряд удивительно красивых цветов. При этом на экране ясно видны три наиболее широких участка, три основные зоны - красного (от 600 до 700 нм), зеленого (от 500 до 600 нм) и сине-фиолетового (от 400 до 500 нм) цвета. Как раз эти излучения лучше всего воспринимаются нервными клетками глаза.

Теперь коснемся вопроса смешения, синтеза цветов.

Смешивать можно световые потоки, можно красящие вещества. Поэтому различаются два вида смешения цветов: оптическое ( аддитивное) и механическое (субтрактивное).

Аддитивноесмешение цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Аддитивный синтез можно осуществить экспериментальным путем. Если 3 фонаря с красным, синим и зеленым фильтрами, включить в затемненном помещении, то при перекрещивании лучей всех трех образуется белый свет. А по парное смешение красных и синих лучей дает пурпурный оттенок, зеленых и синих — голубой, зеленых и красных — желтый. Например, пурпурный цвет, а его около 30 оттенков, получается лишь при аддитивном смешении красного излучения с синим. Аддитивным смешением трёх основных излучений можно получить различные цвета и оттенки, если брать их в неравных пропорциях по интенсивности.

 

Один из примеров использования аддитивного синтеза — компьютерный монитор, цветное изображение на котором основано на цветовом пространстве RGB и получается из красных, зеленых и синих точек. При одинаковой насыщенности получим белый свет.

В цветоведении изложены 3 закона аддитивного или оптического смешения цветов

1 закон — ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым дает ахроматический цвет. Эти цвета называют дополнительными.

2 закон — смешение не дополнительных цветов приводит к получению промежуточных цветов, расположенных в цветовом круге между ними. Например, при смешении зелёного с красным получается жёлтый цвет.

3 закон — цвета, вызывающие в глазу одинаковые цветовые ощущения, при оптическом смешении дают один и тот же цвет независимо от спектрального состава исходных цветов.

 

В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза. В этом случае цвет формируется за счет вычитания из отраженного от бумаги (или проходящего через прозрачный носитель) света определенных цветов. Если цветной слайд, аккуратно скальпелем или лезвием вскрыть, то можно увидеть, что состоит он из нескольких цветных изображений, расположенных одно над другим и сформированных пурпурным, голубым и желтым красителями. Если в увеличительное стекло рассмотреть репродукцию картины, то заметим, что она состоит из точек, полученных печатанием этих трех красок. Практика цветной фотографии и полиграфии показывает, что с помощью упомянутых красящих веществ можно получить многоцветное изображение, состоящее из огромного количества оттенков. Оттенки зависят от интенсивности смешиваемых слоёв краски. Самая распространенная модель субтрактивного синтеза — CMYK, широко применяющаяся в полиграфии. Сложные цвета — желтый, голубой и пурпурный — и являются теми основными красками, которые используются для получения многоцветного изображения. При одинаковом количестве точек этих красителей получается черный цвет.

 

Дополнительные цвета

 

Кратко остановимся на понятии «дополнительный цвет».

Мы установили, что основными зонами видимого участка спектра являются излучения синего, зелёного и красного цвета. В конечном итоге для получения белого света надо совместить все излучения основных зон спектра. Следовательно, если при оптическом синтезе получен пурпурный цвет, то до белого к нему добавляем недостающее излучение зелёного участка спектра. Значит, к пурпурному дополнительным будет зелёный цвет. Рассуждая таким образом, можно сказать, что дополнительным к жёлтому излучению будет синий, потому что при оптическом синтезе жёлтый цвет получается в сумме излучений красного и зелёного. Дополнительным к голубому – красный.

 

 

Что же касается основных по цвету красок, то это: жёлтая (лимонная), пурпурная и голубая.

Если их перемешать, то получим эффект, обратный синтезу излучения, - чёрный цвет, следствие технологических качеств компонентов – связующего вещества, пигментов, интенсивности оттенков, разной прозрачности и др. Принцип определения дополнительного цвета оставляем тот же: находим недостающий для получения теперь уже чёрного цвета. Например: для зелёного - это будет пурпурный, для фиолетового – жёлтый, а для красного – голубой.

 

 

Конечно, художнику не обойтись тремя основными красками для передачи всего богатства оттенков натуры. Кроме того, в ассортименте живописных материалов нет таких, как пурпурная, голубая и жёлтая, которые строго отвечали бы качественным требованиям, чтобы применять их как основные. Пригодятся и разнообразные коричневые, зелёные, глубоко чёрные, красные и т.д.

Контраст

 

Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.

Серый квадрат приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Здесь мы наблюдаем явление, которое связано с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних цветовых пятен. Каковы же его основные формы?

При контакте двух красок, лежащих на «цветовом круге» друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. Красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, хотя в действительности хроматические качества обоих квадратов совершенно одинаковы.

Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость.

При сопоставлении цветов, расположенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз как бы стремится изменить оттенок, приблизив его к контрастному. Так, зеленый квадрат на синем фоне воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном - с зеленоватым.

Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе. Прежде всего, это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лампы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пасмурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя однородной окраской окружающую среду.

Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно - голубых до горячих оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимных рефлексов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки. Рефлекс (oт латинского reflexus — отражение) — свет, падающий на предмет или какую- либо его часть от соседних с ним освещенных предметов.

Одна из наиболее распространенных ошибок начинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых предметов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последовательно переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все, возможности источника освещения, воздушной перспективы, взаимных рефлексов, что на картине обособленно не воспринимается ни один оттенок. Одна и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

Контраст — это ярко выраженная противоположность, являющаяся одним из важнейших формообразующих элементов живописи. Цветовая гармония, колорит, светотень построены зачастую по принципу контраста. Символика контраста часто используется в живописи для передачи определенного философского, мировоззренческого содержания.

Явление контраста использовалось художниками с возникновения живописи, но первым его описал Леонардо да Винчи: «Из цветов, равной белизны и равно удаленных от глаза, тот будет на вид наиболее чистым, который округлен наибольшей темнотою, и наоборот, та темнота будет казаться наиболее мрачной, которая будет видна на наиболее чистой «белизне», каждый цвет лучше распознается на своей противоположности».

 

 

При изучении явлений контраста с научной точки зрения выделяют два аспекта проблемы - психофизиологический и эстетический. Выводы, полученные при изучении явлений контраста психологами и физиологами, могут служить объективной научной основой для изучения теории контраста в художественной практике как одного из средств художественной выразительности в живописи.

Художник в творческой практике изучает законы проявлений контраста: он наблюдает и изучает, во-первых, контрасты в постоянно изменяющейся природе и, во-вторых, на плоскости изображения (бумаге, картоне, холсте) контрастное влияние двух или нескольких цветовых тонов, или мазков. Предметом изучения для художников является также зависимость контраста от площадей цвета, вызывающих это явление.

Контрасты разделяются на две группы - ахроматический (световой) и хроматический (цветовой).

В каждой из групп различают три вида контраста: одновременный, последовательный и пограничный (или краевой).

Одновременный световой контраст

Одновременный световой контраст возникает при наличии между двумя цветами светлотной разницы. Когда эти цвета существуют в паре, они повышают яркость друг друга.

Суть его заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом — темнее. В первом случае контраст называют положительным, во втором случае - отрицательным. Пятно называется реагирующим полем, а фон — индуктирующим.

 

 

Одновременный световой контраст зависит от размера площадей сопоставляемых тонов. Чем меньше реагирующее поле, тем сильнее оно высветляется

 

 

Одновременный световой контраст зависит от конфигурации реагирующего поля (круг, кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях освещения сопровождаются контрастом различной силы). Изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадацией. На явление иррадиации обращал внимание еще Леонардо да Винчи, который говорил: «Из предметов, равных по темноте, величине, фигуре и расстоянию от глаза, тот будет казаться меньшим, который будет виден на фоне более блестящем или белом». Этому нас учит солнце, видимое за безлиственными деревьями, когда все их ветви, находящиеся против солнечного тела, настолько уменьшаются, что становятся невидимыми.

Явление контраста зависит также от освещенности. Чем ярче свет, тем слабее контраст, и наоборот, чем слабее освещённость, тем ярче контраст.

Одновременный цветовой контраст.

Одновременный цветовой контраст возникает при соприкосновении различных по цветовому тону полей. Существует тенденция цветов в контрасте отдаляться друг от друга по цветовому кругу (например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым, а оранжевый на желтом будет иметь чуть красноватый оттенок).

При сопоставлении дополнительных цветов в восприятии не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и светлоты. При рассмотрении дополнительных цветов с далекого расстояния вступает в силу закон оптического смешения цветов, сопоставляемые дополнительные цвета тускнеют и в целом превращаются в серое пятно.

По наблюдениям психологов, исследовавших цветовой контраст:

- при сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых;

- слабое освещение повышает контраст, сильное — уничтожает;

- при сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.

Цветовой контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических и хроматических цветов. На черном фоне любой цвет понижает свою насыщенность, а на белом или светло-сером — повышает. Художники в практике живописи часто применяют метод контраста цветовых тонов по насыщенности, чтобы акцентировать чистоту, звучность того или иного цвета.

 

Пограничный световой контраст

Пограничный световой контраст проявляется тогда, когда рядом расположены поля, различные по светлоте. Часть светлого участка, находящаяся рядом с темным, выглядит светлее, чем остальной светлый участок. Создается впечатление пространственной вибрации и эффекта объемности. Явления пограничного светового контрастов возникают в том случае, если контрастирующие цвета расположены непосредственно друг около друга, и практически совершенно исчезают, если между контрастирующими цветами расположена хотя бы очень узкая темная или светлая полоса.

Пограничный цветовой контраст

Явления пограничного цветового контраста возникают на границе двух смежных цветовых тонов. Например, желтый цвет на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного цвета эффект ослабевает.


На возникновение пограничного контраста влияет площадь реагирующего поля. Если площадь реагирующего поля мала по отношению к площади индуктирующего поля, пограничного контраста не возникает, если площадь реагирующего поля велика по отношению к площади индуктирующего поля, возникает пограничный контраст. При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает.

 

Пограничный и одновременный контрасты проявляются всегда вместе, но при одних условиях проявляется ярко один контраст, при иных условиях - другой.

Последовательный контраст.

Если перевести взгляд с одного цветового тона на другой, то на последнем наблюдается несвойственный ему оттенок цвета. Это объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветового тона. Цветовое и световое ощущения имеют длительность и продолжаются еще некоторое время, когда предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения. Например, если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, то возникает зеленоватый оттенок серого цвета.

Последовательный контраст иногда вызывает и воспроизведение формы предыдущего цветового тона. Однако явления последовательного контраста возникают только при восприятии насыщенных цветов. Малонасыщенные цвета не вызывают последовательного контраста.

Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системы, в достижении убедительности художественного образа.

Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармонизации на плоскости различных цветов и оттенков. Знание закономерностей цветового контраста поможет успешно их решать.

 

Несобственные качества цвета.

 

Цвет – замечательное явление природы. Он не только передает важную информацию о предмете, но и обладает способностью вызывать волнующие человека мысли и чувства.

С точки зрения восприятия разных цветов их свойства и качества можно разделить на собственные и несобственные.

Собственные качества цвета – это те качества, которые можно измерить и выразить количественно. Это основные характеристики цвета – цветовой тон, светлота и насыщенность.

Несобственные качества объективно цветам не присущи. Они возникают, как следствие эмоциональной реакции при восприятии цветов. Их можно разделить на температурные, весовые, звуковые, пространственные, эмоциональные и выразить следующими словами:

- «теплые» и «холодные»;

- «легкие» и «тяжелые»;

- «глухие» и «звонкие»;

- «выступающие» и «отступающие»;

- «возбуждающие», «успокаивающие» и «угнетающие».

Ассоциативные характеристики цвета (несобственные качества)

ЦВЕТА Температурные Весовые Пространственные Эмоциональные
теплые холодные легкие тяжелые выступающие отступающие возбуждающие угнетающие успокаивающие
Красный                  
Оранжевый                  
                   
Желтый                  
Желто-зеленый                  
Зеленый                  
Зелено-голубой                  
Голубой                  
Синий                  
Фиолетовый                  
Пурпурный                  
Белый                  
Светло-серый                  
Серый                  
Черный                  
                         

Цветовые оттенки от красного до жёлтого, включая оранжевый, розовый, коричневый и бордо, называют теплыми. Длина волны красного цвета очень близка к инфракрасному излучению, которое несёт тепло. Тёплые цвета – яркие красочные и агрессивные – словно раскаленная лава, извергающаяся из кратера вулкана. Они притягивают наш взгляд и пробуждают эмоции сильнее, чем другие цвета. Используемые на рабочем месте теплые цвета заставляют работать быстрее; на книжных изданиях, журналах, плакатах они притягивают внимание.

Цветовые оттенки от зеленого до фиолетового, включая синий и все тона серого, называют холодными – они напоминают о снеге и льде. Впечатление от холодных цветов прямо противоположно тому, что создают теплые цвета: они замедляют обмен веществ в человеческом организме, и их даже используют при лечении маниакальных психозов. Порой они способны создавать чрезмерно гнетущее впечатление, как «голубой период» Пикассо. Но иногда те же холодные цвета, словно манящая глубина горного озера, привлекают своей чистотой.

Однако понятие теплых и холодных цветов относительно, так как один и тот же цвет в различном цветовом окружении может восприниматься и как теплый, и как холодный.

К легким цветам обычно относя светлые, малонасыщенные цвета. Особенно синие, голубые напоминают цвет неба, воздушного пространства и дали. Они обладают прозрачностью и воздушностью. Светлые оттенки часто используют в дизайне интерьера, в женской моде. Они не так сильно притягивают взор, а этого как раз и добивается большинство дизайнеров – графиков.

К тяжелым цветам относят темные, плотные цвета – коричневые, оливковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета создают тягостное впечатление. Темно – красный, темно – фиолетовый, темно – зеленый и темно – синий цвета чаще всего ассоциируются с царственным обликом и тяжеловесным достоинством. Обычно они присутствуют в мужских костюмах и одежде официального стиля, они же придают предметам обстановки и домашней утвари вид дорогих изделий ручной работы. Наиболее часто темные тона используются для выделения деталей в графике в сочетании с более светлыми оттенками.

Яркие цвета, выделяющиеся интенсивностью, относятся к звонким. Среди ярких особенно выделяются красный, синий и желтый, а так же черный и белый цвета. В результате соединения этих тонов может возникнуть «какофония» красок – как будто слишком много голосов звучало сразу. Яркие, контрастные цвета используются в дизайне ресторанов быстрого питания, для детских игрушек и одежды. От таких сочетаний глаз быстро устает.

Если к какому-либо цвету добавить серый, цвет смягчается, возникает приглушенный тон. Глухие оттенки слишком размыты, что создает впечатление туманности. Однако тусклые и мутные цвета помогают уменьшить напряжение и придают цветовой гамме мечтательность. Блеклые тона – вялые и пресные, поэтому в цветовую гамму следует добавлять как минимум один яркий и энергичный оттенок.

Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоциативном опыте людей, привыкших видеть дальние планы, пейзажи и дальние предметы, всегда окутанными синевой.

 

При дневном свете теплые цвета воспринимаются как выступающие, а холодные, как отступающие. В сумерках наоборот, теплые цвета создают впечатление глубины, а холодные выдвигаются на передний план, то есть выступают.

Психофизиологические свойства цвета.

 

Изучением воздействия различных цветов на психику человека занимались ученые разных эпох, в том числе великий немецкий поэт естествоиспытатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. Он считал, что свет, цвет и эмоции являются звеньями одной цепи. При этом он различал воздействие цвета на организм человека (физиологическое) и воздействие его на внутренний мир (психологическое). Гете отмечал, что красные и желтые цвета веселят, возбуждают его энергию, тогда как синий приводит в уныние.

Влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов исследовал крупнейший русский невропатолог Бехтерев. Он выяснил, что лучи, находящиеся в теплой части спектра производят оживляющее действие, желтый цвет не оказывает заметного влияния на психику. Зеленый – замедляет психические процессы, а фиолетовый тормозит их.

 


В настоящее время в практику вошло понятие цветовой климат. Это значит, что при окраске производственных помещений, общественного и жилищного интерьера нужно учитывать эмоционально-психологическую роль цвета, чтобы создать определенное настроение: вызвать бодрость, повышать общий тонус самочувствия или способствовать состоянию покоя.

Символика цвета.

 

С древних времён до наших дней цветам приписывается и определённое символическое значение, связанное с особенностями восприятия, климатом и традициями народов. Часто встречающиеся в государственных символах, в товарных знаках и эмблемах компаний цвета, не случайны.

Белый цвет олицетворяет чистоту, девственность и миролюбие, а с другой стороны – зиму и больничную стерильность. Предметы домашнего обихода в белых тонах выглядят дорогими как китайский фарфор дешевыми как бумажные тарелки.

Черный – цвет ночи и смерти, поэтому он часто ассоциируется со зловещей черной магией. Неординарный вид сделал его популярным в художественной среде, его так же связывают с благополучием и элегантностью.

Желтый – это сияние солнца. Этот живой, бодрый, радостный цвет воздействует слишком мощно, и от него можно устать. Жилище в ярких желтых тонах несколько подавляет, но бледные оттенки желтого способны навеять настроение весенней свежести.

Зелёный – цвет обаяния, деликатности и такта. Спокойный, пастральный, это цвет зелени – листвы и травы. Ярко – зеленый оттенок напоминает нам о весне и плодородии, но это еще и цвет плесени, ядов и ревности. А темно – зеленый наводит на мысли о тихом спокойствии соснового бора.

Синий – цвет неба и моря. Подобно зеленому он обладает умиротворяющим действием и все же это самый сильный цвет после красного. Голубые тона относятся к молодежным и спортивным, а глубокий темно-синий создает атмосферу благополучия.

Пурпурно - фиолетовый – этот сложный цвет издавна ассоциировался с царственным обликом. В природе он встречается редко, поэтому кажется несколько «искусственным».В последние годы светлые оттенки пурпурно – фиолетового доминировали в женской моде.

Коричневый – богатый, почвенный цвет, но и грустный, как осенняя листва. Светло - коричневые, бронзовые и бежевые тона придают тканям и домашней утвари естественный вид, а темно – коричневый оттенок напоминает о массивном дереве и коже.

Особую роль среди цветов играет красный. Он исполнен страсти. Это цвет сердца и огня. Красный популярен среди молодежи, а розовый обычно ассоциируется с романтическими устремлениями. Глубокий красный цвет выглядит аристократичным. По международному соглашению красный цвет служит предвестником опасности. Красный сигнал – знак запрета.

 

Цветовая гармония.

 

Термин «гармония» происходит от греческого слова Harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимное соответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.

Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в изобразительном искусстве понимается как уравновешенность особой красоты, согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен.

Ранее говорилось об огромном значении контраста в изобразительном искусстве. Но какова бы ни была роль цветового контраста в композиции картины, он может быть и неприятен, Судьей и тут выступает глаз. Художник привлечет внимание зрителя к картине и к главному в ней контрастом цвета, но захочет ли глаз рассматривать ее, если контрасты будут чрезмерны и неприятны ему? Поэтому художник должен позаботиться о гармонии цвета.

Цветовой круг это такая система, которая объединяет всё множество цветов, разбивая их на группы. Главным в практическом смысле для нас в цветовом круге является возможность составлять гармоничные гаммы.

«Нет некрасивых цветов - есть не подходящие».

По каким же принципам подбираются подходящие цвета?

Рассмотрим основные положения теории гармонических сочетаний.

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения.

Между различными цветами картины существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой и два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению, колористической, цветовой гармонии и вызывает необходимость изменить все остальные цвета. Движущая сила гармонии – это столкновение противоположностей и их единство. В живописи же цветовая гармония выражается сбалансированным противопоставлением холодных и горячих цветов.

Проблемами цветовой гармонии занимались различные исследователи. Физики и художники всегда стремились привести все многообразие цветов видимого мира в систему и благодаря систематизации определить закономерности гармонических сочетаний цветовых тонов. Все исторические теории гармонических сочетаний цветовых тонов базировались на геометрической модели круга с различным количеством интервалов между основными цветами.

В результате новейших исследований в области цветоведения геометрический образ множества цветов нашел более точное выражение в так называемом треугольнике цветов.

 

В вершинах треугольника находятся основные цвета – желтый, красный и синий. Их называют первичными.

Смешивая попарно первичные, можно получить– оранжевый, зеленый и фиолетовый. Это вторичные цвета.

Смешение вторичных цветов можно продолжить и получить различное кол-во промежуточных цветов, так называемых интервалов.

 

Группы гармонических сочетаний цветов.

 

1)Группы однотонных цветовых сочетаний - монохромные гаммы.

Например:

Монохромные цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

 

 

Такое сочетание называют еще нюансным. В цветовой композиции используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая композиция способствует поддержанию атмосферы спокойствия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.

 

2)Группы гармонических сочетаний родственных цветов – родственные гаммы

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах.

Например:

 

 

3)Группы гармонических сочетаний дополнительных цветов - гаммы дополнительных цветов.

Эти группы можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника. На концах биссектрисы лежат цвета дополнительные к остальным расположенным в вершине треугольника.

Например:

Третий цвет в данной гармонии может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов (затемненных или разбеленных).


4)Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов - родственно-контрастные гаммы.

Эти группы можно получить, сочетая цвета, расположенные в половине треугольника, разделенного биссектрисой, т.к. в конце биссектрисы лежит цвет, вторичный по модели треугольника и дополнительный основному, находящемуся в вершине треугольника.

Например:

К сочетаниям родственно-контрастных цветов также можно отнести сочетание трех цветов: одного основного и двух вторичных, расположенных от вершины по двум сторонам треугольника. По отношению к основному эти промежуточные цвета являются родственными.

Это следующие триады:

а) ж – з – о

б) к – о – ф

в) с – з – ф.

Эти триады родственно-контрастных цветов являются подгруппами основных групп.


5)Группы гармонических сочетаний контрастных цветов – контрастные гаммы.

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть. Эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Например:

 

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус. Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным. Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний, например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Цветовые гаммы могут быть яркие, блеклые, тёмные, светлые, тёплые, холодные, спокойные, молодёжные и т.д.

Общее количествово возможных гармонических сочетаний зависит от числа интервалов, т.е. количеством промежуточных тонов, использования цветовых оттенков. Независимо от того, сколько цветов вы выбрали для работы – два, три или четыре, в любой цветовой гамме один цвет всегда должен быть доминирующим, т.е. его больше количественно, а остальные работают на него на контрастах или нюансах.

 

 

Колорит. Колористическое решение объектов дизайна

Колоритом называют общий характер окраски предмета или пространства. Колорит возникает от совместного действия всех цветовых компонентов изделия на наше восприятие. Таким образом, это суммарное впечатление от всех образующих цветов одновременно. Колорит может быть подчинен одному какому-то ведущему цвету, быть гармоничным или пестрым. Общее впечатление будет возникать в любом случае, но содержание этого впечатления зависит от выбора художника.

Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Часто колорит является основным средством в передаче национальных особенностей, природы, быта, людей. В этом случае говорят о «национальном колорите».

Колористическая композиция – это предложенное художником цветовое построение предметов. В прикладном искусстве и дизайне она непосредственно зависит от природных и технологических возможностей конструкционного материала. Опираясь на них, колористическая композиция должна отразить назначение вещи и характер ее использования, связать цветовую структуру с формой, учесть психофизиологические особенности цветового восприятия. Но кроме этого, цветовое решение должно исходить из эстетических закономерностей цвета, создающих его художественную выразительность, и охватить специфические вопросы цветосочетаний и соотношения цветов.

 


Цвет в рекламе

 

В мире рекламы цвет играет очень важную роль. Психологи утверждают, что 60% ее успеха зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции. На Западе давно начали изучать особенности воздействия цвета на потребителей.

 


Считается, что цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая, потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров. Она заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может, благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Серьезной проблемой для создателей рекламы является правильность выбора. Отдельно взятые цвета в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, основывающиеся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.

Реклама использует средства массовой информации для распространения своих объявлений, касающихся потребительских товаров, различных организаций и политики. К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цветов в рекламе. Цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая, потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Таким образом, цвет в рекламе исполняет функции предложения.

Серьезной проблемой для создателей рекламы является правильный выбор цвета, так как люди и большинстве способны очень хорошо воспринимать язык цвета. Отдельно взятые цвета и в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, основывающееся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.

Приведем несколько примеров:

- в рекламах кофе преобладают коричневые тона;

- рекламные ролики молочных продуктов - оттенки белого цвета;

- для рекламы детской одежды и средств гигиены используются нежные пастельные тона;

- для предложения освежающих лимонадов - для передачи жизненной силы воды - холодные жемчужные светлые тона,

- для серьезной музыки - праздничное созвучие трех цветов: красного, золотого и черного;

- в рекламе поп-музыки используют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный, для отопительных средств - теплые красно-коричневые цвета;

- золотой цвет может встречаться только там, где предлагается что-то особенно ценное и дорогое.


У каждого народа есть универсальные цвета, можно сказать, занимающие главенствующие позиции, но если говорить об определенных целевых группах потребителей разных стран, то чтобы добиться эффективности рекламы, необходимо исследовать уровень жизни, характер, и в каждом конкретном случае делать вывод о цвете, который будет более выигрышным.

Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы и теперь используются более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, в журналах и фотографии, но, прежде всего, в рекламе. Выбор рекламной стратегии часто зависит от категории рекламируемого товара. То, что хорошо для рекламы порошка, не всегда подходит для рекламы автомобилей. В мировой практике рекламы товары обычно разбивают на отдельные группы. Одна из наиболее популярных разбивок — цветовая товарная матрица (product color matrix), созданная в 1994 году Вайнбергером, Кэмпбеллом и Броди. Товары в ней подразделяются на группы, основываясь на их применении и на финансовом риске, связанном с их покупкой. Авторы классификационной схемы выделили четыре группы товаров и приписали каждой из них свой цвет.

 

Цветовая товарная матрица

Группа цвета Группа товаров
Белая товары, удовлетворяющие функциональные потребности, покупка которых требует больших финансовых расходов: автомобили, холодильники, компьютеры и т.п.
Красная товары “для души”: дорогие спортивные автомобили, ювелирные изделия, модная одежда и т.п.
Голубая товары, удовлетворяющие функциональные потребности, но не требующие каких-либо значительных вложений: стиральный порошок, ручные инструменты и т.п.
Желтая эмоциональные товары: разнообразные десерты, пиво, табак...

 

Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя. Они помогают производителям при помощи цвета убедить покупателя приобрести их товар.

Рапределение цветов по степени эффективности привлечения внимания

сине-фиолетовый 100%
темно-синий 90%
бирюзовый 85%
интенсивно-лимонный 60%
черный 47%
темно-фиолетовый 42%
желтый 22%
голубой 17, 5%
синий 14, 5%
коричневый 9, 5%
рубиновый 7, 5%

 

Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус " сладкого розового цвета", слышим " кричаще-красный", ощущаем " воздушно-белый", слышим запах " свежей зелени". Поэтому, не удивительно, что сфера использования цветов в последнее время сильно расширилась. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы, после чего использовались более целенаправленно: в сфере моды, фильмах и на телевидении, журналах и фотографиях, но, прежде всего, в рекламе, так как цветная реклама действует значительно сильнее, чем черно- белая.

Сочный и сверкающий красный цвет играет роль " точки над i". Это - сигнальный цвет, выражающий привлекательность, искушение и предложение. Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Суть цвета может измениться даже при незначительном добавлении белого и черного или каких-нибудь других ярких цветов, тогда цвет воспринимается как более холодный, более темный, более агрессивный, более мягкий.

Как внушить доверие к тому или иному продукту путем цветовых решений? Добиться результатов можно лишь путем долгих исследований. Впрочем, некоторые общие советы имеются. Рассмотрев их на примере синего цвета и его оттенков, вы убедитесь в этом.

Качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом.

Качества мягкости, нежности используются для рекламы детской одежды или средств гигиены.

Благородство и аристократизм передаются в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета.

Свобода, связанная с отпуском в южных широтах, куда можно отправиться и на самолетах, курортные места и кремы от и для загара связываются в нашем представлении с небесно-голубым цветом.

Протест, молодость, свобода выражается голубым джинсовым цветом в рекламе джинсов и сигарет.

Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов – все это отражается в темно-синем цвете ночного неба.

 

 

Цвет в одежде.

Большинство из нас сознательно или неосознанно выбирает одежду тех цветов, которые гармонируют с нашей природной окраской, а именно, с цветом кожи, глаз и волос. Когда мы надеваем одежду, несовместимого с нашей природной окраской цвета, то слышим от других, что плохо выглядим или что этот цвет нам не идет. Йоханнес Иттен разделил людей на категории в соответствии с их природной окраской и временами года: весной, летом, осенью и зимой. И хотя не каждый человек укладывается в точные рамки этих категорий из-за того, что он может быть смешанной расы или красит волосы, или меняет цвет глаз с помощью цветных линз, это разделение на категории может подсказать, какой цвет нам необходим, чтобы хорошо себя чувствовать. Знание того, к какой категории вы относитесь важно еще и потому, что каждому времени года соответствует не только цвет, но и связанная с ним часть тела. Каждый сезонный тип человека, таким образом, имеет тенденцию к тому или иному заболеванию. Так, зимние люди склонны к расстройствам мочеполовой системы, весенние - к заболеваниям печени, летние - сердца, а осенние - легких.

«Весенние» и «летние» люди.

У " весенних" людей обычно кожа розовая или цвета слоновой кости, глаза у них голубые или зеленые, волосы золотисто-светлые или коричневого оттенка. Таким людям идет одежда светлых, бледных оттенков, например, розового, персикового, лимонного, кремового и светло-зеленого. Эти люди часто обладают веселым нравом, живостью и энтузиазмом.

У «летних» людей тоже светлая кожа, часто розовая, светло-голубые или серые глаза, хотя попадаются и карие, и светлые или коричневые волосы. Наиболее всего им подходит одежда голубого и розового цвета. Летние люди - надежные, общительные, чувствительные и серьезные.

 

Цветовая палитра весеннего типа людей

Цветовая палитра летнего типа людей

«Осенние» и «зимние» люди

Окраска «осенних» людей напоминает цвета осени: красный, коричневый и золотой. Цвет их кожи обычно бывает золотистых оттенков, желто--коричневых и бронзовых. У них часто высыпают веснушки. Глаза у них зеленые или карие, а волосы переливаются различными оттенками красного или коричневого. Людям этого типа идет одежда осенних тонов: оранжевого, желтого и красновато или желтовато-коричневого.

Большинство «зимних» людей обладают оливковой или темной кожей и глазами различных оттенков коричневого цвета. Волосы у них обычно коричневые или черные. Люди этого типа прекрасно выглядят в одежде сильных, ярких красок, таких как красная, зеленая или пурпурная, но они чаще всего предпочитают ходить в черном или белом

 

Цветовая палитра осеннего типа людей

Цветовая палитра зимнего типа людей

Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Законы мира цвета – интересная штука. Они определяют дружить цветам или не дружить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.