Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Бытие – одна из важнейших категорий философии






Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она выражает проблему существования в общем виде. Философия осмысливает эту проблему с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, пространство, время, материя, становление, качество, количество, время.

Первый вопрос предполагает всестороннее знакомство с категорией бытия. Обратите внимание, что с помощью этой категории фиксируются сложные связи всеобщего характера. Проследите развитие представлений о бытии в истории философии. Расскажите об основных формах бытия.

Второй вопрос знакомит с другой важнейшей категорией философии – «материя». Рассмотрите, как менялись представления о материи в истории философии. Какова современная трактовка материи? В чем сущность принципа неисчерпаемости материи?

В третьем вопросе необходимо ознакомиться с атрибутами материи – пространство, время и движение. Раскройте содержание этих категорий. Каковы структурные уровни материи?

Цель четвертого вопроса – осветить проблему единства мира и разобраться в основных моделях мира. Что такое «субстанция»? В чем суть монистической, дуалистической и плюралистической модели мира? Опишите варианты этих моделей из истории философии (учения Б. Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница)

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Учение Сократа - рождение философии нового типа.

2. Философия Платона: общая характеристика.

3. Аристотель: его труды и учение.

4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм).

5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного).

6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья.

8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм.

9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

13. Гегель: общая характеристика учения.

14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека.

15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

17. Позитивизм Х! Х-ХХ веков: направления, представители, идеи.

19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

23. Проблема бытия в истории философии.

24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания.

25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения.

28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

29. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.