Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Средневековая философия.






Тема 2. Античная философия.

Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии.

Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты.

Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля.

Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатонизм.

Тема 3. Средневековая философия.

 

Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия.

Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса.

Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам.

 

Тема 4. Философия Нового времени (XV-XVIII вв.)

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Пантеизм. Дж. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Место человека в иерархии сущностей. Скептицизм М.Монтеня. «Опыты». Николай Кузанский. Концепция «ученого незнания». Бог как «абсолютный максимум». Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности миров.

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Критика религии и схоластики. Развитие научного знания. Проблема метода познания. Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма. Его критика схоластики, догматизма и спекулятивной философии. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Р.Декарт и разработка дедуктивной методологии науки. Критика предрассудков, авторитетов, традиций. Картезианские сомнение. Бог как гарантия существования мира и истинного знания.

Основные черты метафизического материализма ХУП века. Б.Спиноза. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Лейбница.

Европейское Просвещение, его фундаментальные характеристики. Своеобразие национальных форм Просвещения. Французское Просвещение как наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ф.Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

 

Тема 5. Немецкая классическая философия.

 

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Основные представители немецкой классической философии.

Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Кант о границах и возможностях теоретического разума. Характерные черты этического учения Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Предмет и задачи философии. Исходные принципы и структура философской системы. Учение о бытии, сущности, понятии. Развитие идей диалектики и историзма.

Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.