Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ю. А. ШИЧАЛИН 32 страница






Следуя своему плану, Прокл излагает в первой книге (I 13-29) понятия сущности, провидения и неукоснительности провидения (в соответствии с «Законами»), благости и непричастности злу, неизменности и простоты и истинности (в соответствии с «Государством»), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с «Федром»), божественности, бессмертия и постижимости умом (в соответствии с «Федоном»); в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.

Второй раздел представлен в сохранившихся кн. II-VI: первый бог, единое — кн. II; генады, или вышебытийные единицы-боги, - III 1—6; умопостигаемые боги - III 7-28; умопостигаемо-мыслящие боги - IV; мыслящие боги - V; надмирные боги - VI; отсутствуют завершение второй части (описание остальных разрядов: внутрикосмические боги, всеобщие души, высшие существа - ангелы, демоны, герои) и третья часть.

Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил «Т. П.» (издатели полагают, что недостает по крайней мере седьмого тома). Однако она была известна последующим платоникам: «Т. П.» цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса; ее могли знать в Александрийской школе, хотя прямых цитат в сохранившихся текстах нет. В дальнейшем - никаких сведений о «Т. П.», хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13-14 вв., а 15 в. - своего рода ренессанс «Т. П.»: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна вероятно, приобретенная в 143Τ Ι 43 8 Николаем Кузанским, - была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод «Т. П.» в 1461-1462; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью - Марсилио Фичино.

Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М. Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими «Началами теологии» и «Жизнью Прокла» Марина), было подготовлено Э. Портусом на основе второстепенной рукописи 14-15 вв. Только в 1816 знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту «Т. П.» и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур. Ряд замечаний по тексту «Т. П.» опубликовал в 1894 В. Кролль.

Новое издание было предпринято по инициативе Э. Р. Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А. Д. Сафре, к которому затем присоединился Л. Г. Вестеринк. 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один А. Д. Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость «Т. П.» для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.

Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат текст «Т. П.» полностью. Каждый том предваряется обстоятельным введением, рассмат-


724 TEOH СМИРНСКИЙ

ривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. - в 1-м т.; история толкования II Письма Платона в платоновской традиции - во 2-м т.; история толкования двух первых посылок «Парменида» Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад -в 3-м; история толкования Plat. Phaedr. 246e4-248c2 в платоновской традиции - в 4-м; история рецепции «Т. П.» - в 1-ми 6-м.

Издания и переводы: Prodi in Piatonis theologiam. Ed. Ae. Portus. Hamb., 161 8; Proclus. Thé ologie Platonicienne. Livre 1-6. Texte et. et trad, par H.D. Saffrey et L.G. Westerink. P., 1968-1997; Прокл. Платоновская теология. Пер. и комм. Л. Ю. Лукомского. СПб., 2001.

Ю. А. ШИЧАЛИН

ТЕОН СМИРНСКИЙ (Θ έ ω ν 6 Σ μ ν ρ ν α ΐ ο ς) (1-я пол. 2 в. н. э.), представитель Среднего платонизма. Известен как автор трактата «Изложение математических предметов, полезных при чтении Платона» (τ ω ν κ α θ ά τ ο μ α θ η μ α τ ι κ ο ν χ ρ η σ ί μ ο ν β ί ς τ η ν Π λ ά τ ω ν ο ς ά ν ά γ ν ω σ ι, ν, лат. сокр. Expositio) -популярной школьной сводки разного рода сведений из области арифметики, гармоники и астрономии.

О жизни Т. сведений почти нет, за исключением того, что Клавдий Птолемей в «Альмагесте» (Synt. math. I, 2, 275 и 296-299) упоминает ряд наблюдений Меркурия и Венеры, произведённых «Теоном математиком» при имп. Адриане в 127-132 н. э. В Смирне (совр. Измир) была найдена статуя, установленная «жрецом Теоном для его отца, Теона философа-платоника»; на основании стиля она также датируется временем правления имп. Адриана.

Текст Т. основывается на сочинениях многочисленных предшественников, и прежде всего на компилятивных трудах перипатетика Адраста Афродисийского и платоника Трасилла Александрийского; кроме того, в тексте упоминается Деркиллид, чьим сочинением Т. также, возможно, пользовался. Т. опирается на научные результаты Архимеда, Эратосфена и Гиппарха, упоминает древних авторов пифагорейской традиции: Гиппаса, Филолая, Архита, Аристоксена.

Трактат Т. обращен к широкому кругу слушателей платонических школ, которые «не имели возможности упражняться в математике, но всё же хотели бы изучать писания Платона» (Expos. 1, 10-12 Hiller). В своем сочинении, жанр которого он сам определяет как «сокращенное изложение» (κ ε φ α λ α ι ώ δ η κ α ϊ σ ύ ν τ ο μ ο ν π α ρ ά δ ο σ ι ς), Τ. ставит задачу рассмотреть «существенные и необходимые характеристики важнейших математических теорем арифметики, музыки, геометрии, стереометрии и астрономии, без которых, как говорил Платон, невозможна блаженная жизнь» (1, 15-2, 1).

В дошедшем до нас виде сочинение Т. состоит из введения и трёх частей, посвященных арифметике, музыке и астрономии. Во введении Т. говорит о цели своего сочинения, приводит многочисленные цитаты из Платона, говорящие о пользе изучения математических наук, а также сравнивает процесс обучения платоновской философии с порядком передачи мистерий. «Первым идёт очищение, которое приобретается изучением с детства требуемых математических наук... Посвящение состоит в передаче теорем философии, логики, политики и физики. Обозрением (ί ί называется занятие умопостигаемым, истинно сущим и идея-


TEOH СМИРНСКИЙ 725

ми. Увенчанием венками считается передача теории от усвоивших её к другим. Пятая ступень - это совершенная и торжествующая благая жизнь, которая, согласно самому Платону, есть уподобление богу, насколько это возможно» (15, 8-16, 2).

Арифметическая часть трактата (17, 25^46, 19) предваряется изложением учения об одном (τ ο ev) и единице (μ ο ν ά ς). «Согласно пифагорейскому преданию, числа являются началом, источником и корнем всего. Число есть собрание единиц, или начинающееся с единицы восхождение и завершающееся на единице нисхождение множеств. Единица же представляет собой предельное количество (начало и элемент числа), которое, будучи удалено из множества посредством отнятия и изолировано от него, остаётся одиноким и неизменным: ведь его дальнейшее рассечение невозможно. Если мы разделим чувственно воспринимаемое тело на части, по количеству оно станет из одного многим, и если каждую часть продолжать делить, всё окончится на одном; и если мы далее разделим одно на части, эти части произведут множество, и деление частей снова окончится на одном» (17, 25-18, 15).

Далее, «как число отличается от счислимого, так единица от одного. Число есть умопостигаемое количество, к примеру 5 как таковое и 10 как таковое, бестелесное и не воспринимаемое чувствами, но одним лишь умом. Счислимое же есть чувственно воспринимаемое количество - 5 лошадей, 5 быков, 5 человек. Единица является умопостигаемой идеей одного, и она неделима; а одно воспринимаемо чувствами, и о нём говорят как об одном: одна лошадь, один человек. Началом чисел является единица, а началом счислимого - одно. И одно, будучи воспринимаемым чувственно, может быть делимо до бесконечности, но не как число и начало чисел, а как чувственно воспринимаемое. А умопостигаемая единица по своей сути неделима, в отличие от чувственно воспринимаемого одного, делимого до бесконечности. Счислимые предметы также отличаются от чисел, ведь первые телесны, а вторые бестелесны» (19, 13-20, 5).

Это различение умопостигаемого мира математических сущностей и чувственно воспринимаемого мира вещей, представляет собой усовершенствование пифагорейской доктрины, принадлежащее Платону. Во всяком случае, сам Т. указывает, что такие поздние пифагорейцы, как Филолай и Архит, этого различения ещё не знали, называя единицу - одним, и одно -единицей.

Далее в арифметическом разделе рассматриваются свойства различных видов чисел: чётных и нечётных, простых и составных, многоугольных и телесных, совершенных, избыточных и недостаточных, сторонних и диагональных. Приводимые результаты не сопровождаются при этом никакими доказательствами.

В музыкальном разделе (46, 20-119, 21) говорится о ведущем значении числовой гармонии, рассматриваются основные элементы музыкальной теории. Т. сообщает о том, как пифагорейцы открыли числовую природу музыкальных созвучий, обсуждает космическую диатонику платоновского «Тимея». В рамках теории музыки рассматривается также учение о числовых отношениях, пропорциях и средних.

В тексте Т. сохранилось много извлечений из сочинения Эратосфена «Платоник». Все они так или иначе связаны с учением об отношении, про-


726 TEOH СМИРНСКИЙ

порции и средних. Прежде всего, это пассаж, связывающий имя Платона с задачей удвоения куба (2, 3-12). Далее, это ряд фрагментов, относящихся к уточнению сущности пропорции, отношения и интервала.

У Т. имеется также краткое описание пифагорейского алгоритма разворачивания всех без исключения отношений неравенства из отношения равенства (107, 23-111, 9). Этот алгоритм рассматривается также Никомахом из Герасы во «Введении в арифметику» и Ямвлихом в «Комментарии к арифметике Никомаха». Текст Т. интересен тем, что позволяет установить источники. Во-первых, это книга Адраста, в которой содержалось некое доказательство. Во-вторых, это книга Эратосфена, в которой доказательство опущено. Но раз оно было опущено, значит оно уже существовало прежде, что подтверждает древнее происхождение данного алгоритма, открытого либо математиками Платоновской школы, либо их предшественниками.

Здесь же передаётся древнее пифагорейское учение о четвери-це (τ €τ ρ α κ τ ύ ς) и декаде, и обсуждаются свойства чисел первой десятки. Четверица - это первые четыре числа 1 2 3 4; в сумме они дают десять, т. е. декаду. В четверице обнаруживаются основные музыкальные созвучия, от двойной октавы 4: 1 до кварты 3: 4. Но пифагорейцы почитали ее не только по этой причине, ибо они считали, что в ней заключена природа целого (τ ω ν 6λ ω ν φ ύ σ ι ς), проявляющаяся прежде всего в геометрических интерпретациях: один — точка, два - прямая, три - плоскость, четыре - тело, т. е. «целое». Называет Т. и другие четверицы, относящиеся как к миру вещей, так и к миру умопостигаемых сущностей, общим числом одиннадцать. «Из этих четвериц составлен совершенный космос, и он настроен геометрически, гармонически и численно, и потенциально содержит всю природу числа, всякую величину и всякое тело, простое и сложное. Ведь всё является его частью, а он не является частью чего-нибудь ещё» (99, 8—13).

Астрономический раздел (120, 1-205, 6) трактата Т. наиболее богат содержанием. Здесь обсуждаются доводы в пользу сферической формы неба и земли, излагается учение о небесных кругах, рассматривается теория эксцентриков и эпициклов и учение о небесных сферах, объясняются причины солнечных и лунных затмений, излагается краткая история астрономических открытий. Этот материал восходит к широкому кругу авторов, от пифагорейцев до Гиппарха; часть его известна также по «Альмагесту» Клавдия Птолемея. В этом разделе Т. упоминает свой комментарий к «Государству» Платона и сообщает, что «по этому разъяснению мы построили сферу; ведь сам Платон говорит, что обучать без зрительного уподобления - напрасный труд» (146, 3-8).

Касательно других сочинений Т. в одном арабском тексте сообщается, что Т. написал сочинение о правильном порядке диалогов Платона, в котором он принимает их распределение по тетралогиям, восходящее к Трасиллу

Соч.: Theonis Smyrnaei philosophi platonici expositio rerum mathematicarum ad legendum Platonem utilium. Rec. E. Hiller. Lipsiae, 1878; Thé on de Smyrne. Exposition des connaissances mathé matiques utiles pour la lecture de Platon. Trad. J. Dupuis. P., 1892 (repr. Brux., 1966); Theon of Smyrna. Mathematics useful for understanding Plato. Transi. R. and D. Lawlor, ed. C. Toulis a. o. San Diego, 1978.

Лит.: Dillon J. The Middle Platonists. L., 19962, p. 397-399.

А. И. ЩЕТНИКОВ


ТЕОФРАСТ 727

ТЕОФРАСТ (Θ €ω φ ρ α σ τ ο ς) Эресский (ок. 370, Эрес, о. Лесбос - между 288 и 285 до н. э., Афины), греческий философ, крупнейший представитель Перипатетической школы. Друг, ученик и сотрудник Аристотеля, его преемник по руководству Ликеем. Первоначальное имя Т. - Тиртам; Теофрастом (Богоречивым) его прозвал Аристотель (D. L. V 2, 38). Не исключено, что Т. познакомился с Аристотелем в платоновской Академии в Афинах, однако, по мнению большинства исследователей (W. Jaeger, H. Flashar, W. К. С. Guthry), их встреча произошла во время пребывания Аристотеля вместе с несколькими другими академиками - Эрастом, Кориском и Ксенократом (?) - в 347-345 в г. Ассе в Троаде (см. подробнее Gaiser, 1985). Дальнейшая судьба Т. тесно связана с судьбой Аристотеля, он сопровождает учителя во всех его путешествиях и в 335 возвращается вместе с ним в Афины. В 322 после отъезда Аристотеля в Халкиду принимает от него руководство школой. Его лекции посещают до 2 тыс. слушателей (D. L. V 2, 37), среди которых Деметрий Фалерский, Стратой из Лампсака, Менандр и врач Эрасистрат. До глубокой старости, несмотря на слабость, Т. не прекращает ученых занятий, его последними словами была жалоба на быстротечность человеческой жизни. Сохранилось завещание Т. (V 2, 51-57), по которому вся его библиотека, включавшая и сочинения Аристотеля, переходила к его ученику Нелею из Скепсиса. Увезенные Нелеем из Афин, эти бесценные рукописи более чем на два столетия исчезают из школьной жизни и лишь в конце 1 в. до н. э. переиздаются в Риме Андроником Родосским. Каталог сочинений Т., приводимый у Диогена Лаэртского, опирается на каталоги, составленные Гермиппом (предположительно в Александрийской библиотеке) и Андроником.

От огромного наследия Т. до нас дошла ничтожная часть. Фрагменты его логических сочинений сохранены у Александра Афродисийского и Симпликия. Т. значительно расширил аристотелевскую теорию модальности суждения, обогатив силлогистику учением о гипотетических умозаключениях. Вместе с Евдемом он доказал обратимость общеотрицательной вероятностной посылки, которую Аристотель ошибочно считал необратимой (Pr. An. I, 3, 25b 15) и показал, что в силлогизмах, построенных из посылок различной модальности, заключение зависит от модальности меньшей посылки, а не большей, как это допускал для некоторых случаев Аристотель. Точка зрения Т. и Евдема стала позднее общепризнанной как в Перипатетической школе, так и в Академии. В целом Т. упростил и формализовал аристотелевскую логику. Силлогизм теряет у него свою первоначальную функцию служить связующим звеном между высшими и низшими видами (е? 8ту), освобождая логику от связи с онтологией.

Принадлежащий Т. небольшой метафизический трактат первоначально служил введением в «Метафизику» Аристотеля. Его сквозной темой является проблематичность рассмотрения первых причин и начал. Наивысшее начало постичь трудно - для этого требуется некая особая способность, превосходящая возможности человеческой природы. До какого предела тогда следует спрашивать о причинах? Первые вещи (τ α π ρ ώ τ α) познаются лишь в непосредственном опыте — они «чрезмерны и неисследимы» (Usener 6а, 3). Т. высказывает серьезные сомнения по поводу аристотелевской теории перводвигателя. Почему именно стремлением (ε φ β σ ί ς) приводится мир в движение? Как может обладать стремлением то, что лишено души?


728 ТЕОФРАСТ

Не следует ли считать источником мирового движения само небо и не искать более высокой причины? Т. возражает также против телеологического способа объяснения естественных явлений, показывая на многочисленных примерах из географии, геологии, зоологии и ботаники, что в природе «многое не послушно благу» (11а, 15). В своем споре с Аристотелем он ограничивается лишь перечислением существующих в его учении затруднений (ά π ο ρ ί α ι), не указывая способы выхода из них. Характерными чертами его собственного философского метода являются: принцип ο ί κ ε ϊ ο ς τ ρ ό π ο ς, согласно которому каждый предмет нуждается в особом способе рассмотрения, и принцип аналогии, когда, например, взаимоотношение материи и формы позволяют понять аналогия с искусством. При этом Т. резко возражает против применения метафор в философских высказываниях. Так, он предлагает отказаться от аристотелевского понятия ε φ β σ ι, ς как метафорического обозначения движущей причины.

Небольшие сохранившиеся естественнонаучные трактаты Т. «Об огне», «О ветрах», «О камнях», фрагменты «О движении», и «О душе» первоначально являлись частями единого произведения «О физике» в 18 кн. (D. L. V 2, 46), в котором обсуждались: движение и его дефиниция; место, время, величина; небо и небесные явления, душа как движущий принцип, элементы, (см. Steinmetz 1964). Согласно Т., основанием любого физического рассмотрения должно являться ощущение (α ϊ σ θ η σ ι ς), руководствуясь которым «следует от феноменов восходить к их началам» (Simpl. In Phys. 20, 26). Поэтому физика более, чем теология, соответсвует природе и способностям человека. Отличительный признак естественных вещей -движение. Не всякое движение непрерывно и происходит во времени, как полагает Аристотель, -существуют измерения, которые можно было бы назвать «внезапными» (ά θ ρ ό ο ν), напр., когда в темную комнату вносят лампу и она сразу вся озаряетсясветом (Themist. In Phys. 197, 4). Т. выдвигает пять возражений против аристотелевского определения места (τ ό π ο ς) как «первой неподвижной границы объемлющего тела» - например, сфера неподвижных звезд не будет в этом случае находится в пространстве, поскольку ее больше ничто не охватывает (Simpl. Corol. de loco 604, 5). Сам Т. считает место не сущьностью, но порядком и положением (τ α ξ ι, ς κ α ΐ θ ί σ ι ς) вещей по отношению друг к другу и к космосу как к целому. Хотя Т. и соглашается с Аристотелем в том, что мир вечен (Philo. Aetern. 23), однако не признает существования онтологической границы между подлунной и надлунной сферами, так как «солнце порождает землю и все, что на ней» (Theophr. De igné 5). В отличие от земного огня, мягкая и нежгучая теплота солнца способна существовать без горючего, она присутствует во всем, даруя жизнь растениям и животным. Эта концепция позднее нашла отражение в представлениях стоиков о творческом огне.

Из сохранившихся сочинений Т. наиболее значительны по объему два трактата о растениях, заложившие фундамент европейской ботаники: «История растений» и «О причинах растений». В них собраны и систематизированы сведения о более чем 550 растениях, произрастающих в Греции, Эфиопии, Ливии, Аравии, Сирии и Фракии. Многие виды описаны Т. впервые (Hist, plant. IV 16, 23.). Некоторые из его наблюдений над формами корня остаются непревзойденными до сих пор. Ему принадлежит открытие трех основных типов корневищ - прямого, клубневого и луковичного, а также разработка первой морфологической терминологии в ботанике.


ТЕОФРАСТ 729

О популярности «Истории растений» в Античности говорят многочисленные цитаты у Галена, Вергилия, Плиния Старшего. Многочисленные зоологические произведения Т., отражавшие его наблюдения над повадками и психологией животных, полностью утрачены.

Естественнонаучные интересы Т. нашли отражение в его этике, которая, в отличие от этики Платона и Аристотеля носит, скорее, описательный, нежели нормативный характер. Основным объектом иследования становятся природа обыкновенного человека со свойственными ей от рождения слабостями и недостатками («врожденными пороками»). Отсюда - усиливающаяся роль наблюдений над детьми и животными, внимание к проявлениям человеческого характера в повседневной жизни. Наиболее известное из сохранившихся произведений Т., принесшее ему в Новое время наибольшую славу и вызвавшее множество подражаний - «Этические характеры», - содержат описание 30 типов человеческого поведения, свойственных тому или иному пороку - лести, угодливости, трусости, тщеславию и т. д. В духе Аристотеля каждый «характер» начинается с дефиниции, в которой содержится его этическая оценка, а затем, ради иллюстрации, помещается в различные жизненные ситуации. Яркая картина быта и нравов афинского общества 4 в. до н. э., представленная в «Характерах» Т., послужила импульсом к возникновению новой аттической комедии (Менандр).

Из религиозных сочинений Т. благодаря Порфирию (De abstin. Il, 5-33) отчасти сохранился трактат «О благочестии», в котором Т. описывает формы богопочитания и жертвоприношения у разных народов, высказывает гипотезу об происхождении религиозных обрядов, осуждает как нечестивый и неугодный богам обычай приносить в жертву животных и, подобно орфикам, проповедует родство всего живого. Считается, что в этом произведении содержится первое в греческой литературе упоминание о еврейском народе.

Большим авторитетом в древности пользовались политические трактаты Т., в частности его грандиозные «Законы» в 24 кн. с описанием различных форм государственного устройства, правления, законодательства, судопроизводства, гражданского, торгового и уголовного права как греческих, так и варварских государств. Т. называют одним из самых выдающихся юристов античности. К его «Законам» обращались за материалом Диодор Сицилийский, Цицерон и Прокл.

По мнению Т., поэзия и риторика родственны друг другу, отличаясь только средствами художественного выражения. В отличие от философии, занятой исключительно предметом своего исследования, поэзия и риторика ориентированы на человека и заинтересованы в достижении определенного воздействия на него. От многочисленных книг по риторике (16 трактатов), поэтике и музыке сохранились только фрагменты трактата «О стиле».

Т. первым начал собирать и систематизировать мнения предшествующих мыслителей, положив тем самым начало античной доксографии. Утраченные «Мнения физиков» (Φ υ σ ι κ ώ ν 86ξ α ι) в 16 кн. содержали сведения о древнейших философских школах и отдельных философах вплоть до Платона. О том, как выглядело это сочинение, позволяют судить более поздние компендиумы (напр., [Plutarchus.] De placitis philosophorum). Считается, что частью «Мнений физиков» мог являться большой отрывок «Об ощущениях», в котором сравниваются и критикуются теории чувственного восприятия Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита, а также многих других досократиков


730 ТЕОФРАСТ

(см. Diels, Dox. Gr., 1879, подробнее см. Доксография). Т. могут принадлежать также некоторые из ошибочно приписываемых Аристотелю произведений, в частности «О неделимых линиях» и «О цветах».

Детальное изучение богатого и многообразного философского наследия Т. заставило современных исследователей отказаться от традиционного, идущего еще от Цицерона (De fin. 1, 6) представления о Т. как о философе, «всецело стоящем на почве аристотелевской системы» (Э. Целлер. Очерк истории греческой философии. М, 1996, с. 195). Новаторские заслуги Т. в области логики, этики, риторики и естественных наук, обусловившие многовековое влияние его произведений на средневековую европейскую и арабскую философию, отныне признаются неоспоримыми.

Соч.: Theophrasti Eresii opera quae supersunt omnia. Rec. F. Wimmer. P., 1866 (repr. Fr./M., 1964); Fortenbaugh W. W., Huby P. M, Sharpies R., Gutas D. (edd.) Theophrastus of Eresus: Sources for his Life, Writings, Thought and Influence. Part I—II. Leiden; N. Y.; Kö ln, 1992. Логика: Graeser A. Die logischen Fragmente des Theophrast. В., 1973; Repici L. La logica di Teofrasto. Bologna, 1977. Физика, биология, психология: Coû tant V. Theophrastus: De Igné. A post-aristotelian view of the nature of fire. Assen, 1971; Caley Ε. R., Richards J. C. Theophrastus On Stones. Columbus, 1956; Eichholz D. E. Theophrastus: De lapidibus. Oxf., 1965; Eiler £ /., Wö hrle G. Theophrastus, De odoribus. Lpz.; Stuttg., 1993; Coû tant F., Eichenlaub V. Theophrastus, De vends. Notre Dame, 1975; Hort A. Theophrastus, Enquiry into Plants. L.; Camb. (Mass.), 1916-1926; Amigues S. Thé ophraste: Recherches sur les plantes. Vol. 1-4. P., 1988-; Einarson /?., Link G. K. K. Theophrastus: De causis plantarum. Vol. 1-3. Camb. (Mass.), 1976-1990; Sharpies R. W. (ed.). Theophrastus of Eresus: Sources on Physics (Texts 137-223), 1998; Huby P. (ed.). Theophrastus of Eresus, Psychology (Texts 265-327), 1999; Теофраст. О камнях. Пер. А. А. Россиуса, - ВДИ 2005, 3, с. 306 ел; О цветах. Пер. В. П. Зубова, - Точки-Puncta 7, 1-2, 2007, с. 7-21; Исследование о растениях. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1951; О душе (фрагм.). Пер. Г. Ф. Церетели, - в кн.: Танери П. Первые шаги греческой науки. СПб., 1902. Метафизика: Ross W. £ >., Fobes F. H. Methaphysics. Oxf., 1929; Raalte M. van. Theophrastus: Metaphysics. Leiden, 1993; Lab Α., Most G. Thé ophraste, Mé taphysique. P., 1993. Этика: Ussher R. G. The Characters of Theophrastus. L., 1960; Rü sten J. Theophrastus, Characters. Camb. (Mass.), 1992; Fortenbaugh W. W. Quellen zur Ethik Theophrasts. Amst, 1984; Характеры. Пер. Г. А. Стратоновского. Л., 1974; Pö tscher W. Theophrastos Peri Eusebeias. Leiden, 1964. Политика: Szegedy-Maszak A. The Nomoi of Theophrastus. N. Y, 1981.

Лит. (общего характера): Regenbogen О. Theophrastos, - RE, Suppl. VII, 1940, S. 1354-1562; WehrliF. Theophrast, - GGPh, Antike 3, 1983, S. 474-522; Geiser K. Theophrast in Assos. Zur Entwickung der Naturwissenschaft zwischen Akademie und Peripatos. Hdlb., 1985; Fortenbaugh W. W., Huby P. M, Long Α. Α. (edd.) Theophrastus of Eresus: On his Life and Work. N. Bruns., 1985; Fortenbaugh W. W., Sharpies R. (edd.). Theophrastean Studies. N. Bruns., 1988; Fortenbaugh W. W., Gutas D. (edd.). Theophrastus: His Physical, Doxographical and Scientific Writings. N. Bruns., 1992; Ophuisjen J. van, Raalte M. van. (edd.). Theophrastus: Reappraising the Sources. N. Bruns., 1998. Логика: Bochenski L M. La logique de Thé ophraste. Fribourg, 1947; Barnes J. Theophrastus and hypothetical syllogistic, - Wiesner J. (hrsg.) Aristoteles, Werk und Wirkung. Bd. 1. В., 1985, S. 557-576. Физика, биология, психология: Stratton G. M. Theophrastus and the Greek physiological psychology before Aristotle. L.; N. Y, 1917 (repr. 1964); Barbotin E. La Thé orie aristoté licienne de l'intellect d'aprè s Thé ophraste. Louvain, 1954; Steinmetz P. Die Physik des Theophrast. Bad Homburg et al, 1964 [rev.: Gottschalk H. В., Gnomon 39, 1967, S. 17-26]; During I. Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrastos. Hdlb., 1966; Balme D. M. Development of biology in Aristotle and Theophrastus: theory of spontaneous generation, - Phronesis 7, 1962, p. 91-104; Wö hrle G. Theophrasts Methode in seinen botanischen Schriften. Amst., 1985; Movia G. Anima et intelecto. Ricerche sulla psicologia peripatetica da Teofrasto a Cratippo. Padova, 1968; Baltussen H. Theophrastus on Theories of Perception. Utrecht, 1993; Idem. Theophrastus Against the Presocratics and Plato. Peripatetic Dialectic in the «De sensibus». Leiden, 2000. Метафизика: Devereux D. T. The relation between


«ТЕЭТЕТ» 731

Theophrastus' Metaphysics and Aristotle's Metaphysics Lambda, - Fortenbaugh W. W., ЗИаф^Я. (edd.). Theophrastean Studies (1988), p. \67-\№9LabA.9MostG. W., RudolphE. Four notes on Theophrastus' Metaphysics, - Ibid., p. 224-256; Raalte M. van. The idea of the cosmos as an organic whole in Theophrastus' Metaphysics, - Ibid., p. 189-215. Этика: Gigon O. The Peripatos in Cicero's De finibus, - Ibid., p. 259-271; Brink С. О. Oikeiô sis and Oikeiotê s; Theophrastus and Zeno on Nature in moral theory, -Phronesis 1, 1956, p. 123-145. Доксография: McDiarmidJ. B. Theophrastus on the Presocratic Causes, -HSCP 61, 1953, p. 85-156; Лебедев А. В. Проблема аутентичности Α Ρ Χ Η как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста), - Материалы к историографии античной и средневековой философии. М., 1990.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.