Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ю. А. ШИЧАЛИН 23 страница







650 ПРОТАГОР

Доказательство в «Протагоре», что обычные граждане обладают, в той или иной степени, «политической добродетелью», т. е. компетенцией в государственных делах, как и признание правомерности законодательных решений большинства (Theaet. 167с), показывают П. как сторонника фундаментальных принципов демократии. Оптимизм речи в «Протагоре», вера в воспитательную силу политических институтов демократии и ее образовательной системы, частью которой П. считает и свое преподавание, по-видимому, историчны. Тот же оптимистический рационализм лежит в основе положения П. о желательности изменения законов, руководствуясь пользой (Theaet. 167с).

П. первым оспорил традиционное традиционное понимание наказания как возмездия и выдвинул в качестве его целей исправление преступника, подавление неисправимых и устрашение других, подчинив его тем самым принципу практической целесообразности, что не предполагает, однако, автоматически требования смягчения наказаний (это положение П. разделял и Платон, Manuwald 1999; об интересе П. к теории наказания говорит и свидетельство об обсуждении им с Периклом проблемы вменяемости преступления, 80 А 10). В совокупности политическое мировоззрение П. является рационализмом, прагматизмом и приверженностью к демократии, которой руководит образованная элита, что ближе всего соответствует Афинам в правление Перикла. Напротив, вера П. в воспитательное воздействие государства на граждан, как и отсутствие у него высказываний, ограничивающих роль государства защитой жизни и имущества граждан (ср. с учениями о договоре), не позволяют отнести его к сторонникам идеологии, напоминающей либерализм, с которым часто связывают имя П.

Фрагм. и свидетельства: DK II, 253-271 (рус. пер. Маковелъский А. О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-1941); I sofisti: Testimonianze е frammenti. Ed. M. Untersteiner. Fase. I. Fir., 19612. Новые фрагменты: Decleva Caizzi F. Protagoras (ЗТ - PTura V 222, 18-29), - CPF I, l***.l, 1999, p. 668-676; Mejer J. The Alleged New Fragment of Protagoras (1972), - Sophistik. Hrsg. von С J. Classen. Darmst, 1976, S. 30Ç -311.

Протагор в платоновских диалогах. Platon. Protagoras. Ü bersetzung und Komm. ν. В. Manuwald. Gott., 1999; CornfordF. M. Plato's Theory of Knowledge: The «Theaetetus» and the «Sophist» of Plato. L.; N. Y., 1935 (19572); Burnyeat M. The «Theaetetus» of Plato. Tr. by M. J. Levett rev. by M. Burnyeat. Indnp.; Camb., 1990; Sedley D. N. The Midwife of Platonism: Text and Subtext in Plato's «Theaetetus». Oxf, 2004.

Лит.: Изложения в рамках общих трудов: GomperzH. Sophistik und Rhetorik. Lpz.; В., 1912; Guthrie, HistGrPhilos III. The Fifth Century Enlightenment. Camb., 1969; KerferdG. B. The Sophistic Movement. Cambr., 1981; KerferdG. B., FlasharH. Die Sophistik, -GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 1-137 (библ.); Философские воззрения. Kapp Ε. [Rez.: ] Langerbeck Η. Doxis Epirhysmie, - Gnomon 12, 1936, S. 65-77, 158-169; Fritz К. von. Nous and Noein in Presocratic Philosophy. Part II, - CPhil 41, 1, 1946, p. 24-34 (repr. Presocratics. Ed. by A. Mourelatos. Princ, 1971, p. 67-71); Idem. Protagoras, - RE, 23, 1957, Sp. 908-921; Vlastos G. Introduction, - Plato. Protagoras. Tr. by В. Jowett, rev. by M. Ostwald. N. Y., 1956, p. vii-lxvi; Heinimann F. Vorplatonische Theorie der τ ί χ ν η (1961), - Sophistik. Hrsg. v. С. J. Classen. Darmst., 1976. S. 127-169; Mü ller С. W. Protagoras ü ber die Gö tter (1967/1976), -Ibid., S. 312-340; Burnyeat M. F. Protagoras and Self-Refutation in later Greek Philosophy, - PhRev 85, 1976, p. 44-69; Idem. Protagoras and Self-Refutation in Plato's «Theaetetus», -Ibid., p. 172-195; Decleva Caizzi F. La tradizione protagorea ed un frammento di Diogene di Enoanda, - RFIC 104, 1976, p. 435-442; Idem. II frammento 1 DK di Protagora: nota critica, - Acme 31, 1978, p. 11-35; Manuwald В. Platon oder Protagoras? Zur grossen Rede des Protagoras (Plat. Prot. 320c8-328d2), - AHNAIKA: Festschrift fur С W Mü ller. Hrsg. v. Chr. Mueller-Goldingen, К. Sier. Stuttg.; Lpz., 1996, S. 102-131; Huss B. Der homo-mensura


«ПРОТАГОР» 651

Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht, - Gymnasium 103, 1996, S. 229-257; Лурье С. Я. Очерки из истории античной науки. М.; Л., 1947.

А. Л. БЕРЛИНСКИЙ

«ПРОТАГОР» {Π ρ ω τ α γ ό ρ α ς η Σ ο φ ι σ τ α ί, подзаголовок «Софисты»), диалог Платона, относящийся к ранней группе. Назван по имени софиста Протагора из Абдер. В беседе с Сократом участвуют также софисты Гиппий из Элиды и Продик Кеосский. Диалог посвящен изобличению утверждения Протагора о том, что он может «учить добродетели» (317Ь; 318а; 328а). Сократ показывает что П. не знает, что такое добродетель, а следовательно, не может ей учить (ср. «Горгий» 465а). Диалог выдержан в форме традиционного софистического приема - «пробы» (греч. π β ΐ ρ α), которую испытующий берет с испытуемого. Испытуемый должен продемонстрировать, насколько он искусен в рассуждениях, а испытующий может при этом высказывать любые тезисы, которые вовсе не обязательно совпадают с его точкой зрения на предмет. Последнее определяет характер рассуждений Сократа в диалоге: его аргументы нацелены главным образом на опровержение собеседника и лишь в сильном преломлении отражают то, что можно назвать платонической теорией добродетели.

Диалог состоит из Вступления (309а-315а) и трех сменяющих друг друга «проб»: I. Сократ испытывает Протагора (319а-334с); И. Протагор испытывает Сократа (338с-348е); III. Сократ испытывает Протагора и других софистов (349а-362а).

I. Сократ испытывает Протагора (319а—334с). Первая «проба» показывает, 1) что Протагор придерживается обывательских мнений о добродетели и 2) что эти мнения неверны, ибо Сократ, разбирая их, заставляет П. противоречить самому себе (что в софистической практике служит знаком ложности отстаиваемой теории). Так, П. считает, что различные части добродетели не подобны между собой и что человеку возможно быть причастным одной из них, не будучи причастным другим (329с-ЗЗЗЬ) (согласно платоновскому Сократу, добродетель едина и невозможно обладать лишь одной ее частью, не обладая и всеми другими, - ср. ЗЗОе). В ответ на это Сократ последовательно приводит П. к признанию тождества справедливости и благочестия, с одной стороны, а также мудрости и здравомыслия, с другой. Желая показать, что и справедливость с мудростью не различные вещи, Сократ предлагает рассмотреть (разделяемый Протагором) тезис, что «творящий неправду, поступая так, поступает согласно рассудку» (333с). Опровергая этот тезис, Сократ подводит Протагора к мысли об объективном благе, существование которого как раз и отказывался признавать исторический Протагор, наставая на том, что все в мире относительно и «человек - мера всех вещей». Платон подчеркивает раздражение П., который, избегая нового противоречия с самим собой, прибегает к своему тезису об относительности.

П. Протагор испытывает Сократа (338с-348е). Вызванный Протагором, Сократ демонстрирует свое умение рассуждать о поэзии. Он разрешает смысловую несогласованность в тексте Симонида, показывая свое владение всем антуражем софистических приемов интерпретации текста. Победоносно завершив испытание и язвительно заметив, что рассужде-


652 ПТОЛЕМЕЙ АЛЬ-ГАРИБ

ния о поэзии хороши, когда надо скрыть недостаток собственных мыслей, он предлагает вернуться к прерванному разговору о добродетели.

III. Сократ испытывает Протагора и других софистов (349а-362а). Цель третьей «пробы» - показать, 1) что все софисты имеют о добродетели то же представление, что и толпа, и поэтому ничему не могут учить; 2) что их мысль содержит внутреннее противоречие. Сократ демонстрирует, что признавая самой лучшей вещью знание, все софисты на самом деле считают благом удовольствие. Он демонстрирует им абсурдность выводов, к которым приводит эта посылка, но не может заставить их переосмыслить ее (345е-355а; 358а; 360а). В то же время он показывает, что даже «правильный» с точки зрения удовольствия поступок зависит от знания, которым является «искусство мерить удовольствие и страдание» (356-357Ь).

Возвращаясь к начатому в первой части диалога разговору, Сократ доказывает, что мужество тождественно прочим частям добродетели, будучи «мудростью в том, что страшно и не страшно». Это доказательство основано на ряде, в т. ч. некорректных, посылок, опровергнуть которые его собеседники, со своей стороны, не в состоянии (ср. «Лахет» 197е-199е). Т. обр., Сократ достигает сразу двух целей: показывает единство добродетели и неспособность софистов к логическому мышлению.

Рус. пер. В. Н. Карпова (1863), А. Добиаша (1890), Вл. Соловьева (1903).

Текст: Platonis Protagoras, - Piatonis opera. Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxf., 1903 (repr. 1968); переводы и комм.: на англ.: Plato's Protagoras. Tr. by Jowett, rev. M. Ostwald, introd. G. Vlastos, Indnp.; N. Y., 1956; Guthrie W. К. C. (ed.). Plato, Protagoras and Meno. Harmondsworth, 1956; Plato. Protagoras. Tr. and comm. by С. С W. Taylor. Oxf., 1976; на нем.: Platon. Protagoras. Hrsg. u. erklart von W. Nestle, mit Erg. von H. Hofmann. Stuttg., 19788; Piaton. Die grossen Dialoge. Ubertr. von R. Rufener. Einf., Erl. und Literaturhinweise von Th. A. Szlezak. Mü nch.; Z., 1991; Piaton. Protagoras. Eingel., ubers. und erl. v. B. Manuwald. Gott., 2006; на франц.: Platon. Protagoras. Prè s, et trad, par F. Ildefonse. P., 1997 (с обширн. библ.); на рус: Платон. Протагор. Пер. Вл. С. Соловьева, комм. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990, с. 418^76, 781-796.

Лит.: Bodin L. Lire le Protagoras: introduction a la mé thode dialectique de Protagoras. P., 1975; Goldberg L. A commentary on Plato's Protagoras. N. Y., 1983; Stokes M. C. Plato's Socratic conversations: drama and dialectic in three dialogues. L., 1986; Plato's Protagoras. Proceedings of the third Symposium Platonicum Pragense. Ed. by A. Havlicek. Prague, 2003; Трубецкой С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственной мысли, - ВопрФП 58, 1901, с. 207-228; Соловьев Вл. С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственного учения, - Творения Платона. Т. И. М., 1903, с. 374-395. См. также общ. лит. к ст. Платон.

Е. Д. МАТУСОВА

ПТОЛЕМЕЙ (Π τ ο λ ε μ α ί ο ς) аль-Гариб (предположительно 4-5 вв. н. э.), составитель биографии Аристотеля и каталога его сочинений, известный по арабским источникам. Аль-Кифти в своем «Словаре философов» сообщает, что «Птолемей-аль-Гариб» («неизвестный Птолемей») - это греческий философ, которого не следует путать с Птолемеем, автором «Альмагеста», а также что его сочинение было адресовано некоему «Галлу» (возможно, тождествен Галлу, брату имп. Юлиана).

Сочинение П. было известно неоплатоникам (ср. Elias. In Cat. 107, 13, где он именуется «Филадельфом», Olymp. Proleg. 13, 14, Jo. Philop. In An. Post. 36, 4), к нему восходят сохранившиеся анонимные жизнеописания Аристотеля, известные как Vita Marciana, Vita Vulgata (обе на греч.) и Vita Latina (все


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ 653

5 в. н. э.), сирийские жизнеописания Аристотеля и арабская биографическая традиция (Ибн ан-Надим, аль-Кифти, аль-Мубашшир, Усайбия), знавшая перевод П., выполненный, вероятно, Исхаком ибн Хунайном (кон. 9 в.). Арабский текст каталога опирается на более ранний сирийский перевод, выполненный уже непосредственно с греческого оригинала. Этим оригиналом, согласно сообщениею самого П. во вступительной части к своей работе, был каталог Андроника Родосского, включавший ок. 1000 названий сочинений Аристотеля и Теофраста. Каталог (π ί ν α ξ) Π. представляет собой сокращение каталога Андроника примерно в десять раз, если судить только по количеству упоминаемых названий произведений. У П. перечислены почти все дошедшие до нас произведения Аристотеля под известными сегодня названиями и с указанием традиционного количества книг (в отличие от названий, указанных в каталоге Гермиппа, приведенного у Диогена Лаэртия в книге пятой). В каталоге П. нет только «Поэтики» и «Метафизики».

По отвергнутой ныне гипотезе некоторых ученых (W. Christ, J. Lippert), П. аль-Гариб тождествен Птолемею Хенну (1-я пол. 1 в. н. э.), о котором мало что известно; возможно он, в свою очередь, тождествен Птолемею, упоминаемому у Порфирия (см. V. Plot. 20, 49, вместе с перипатетиком Аммонием назван ученейшим мужем своего времени) и Секста Эмпирика (Adv. math. I 60, полемика с Дионисием Фракийским в связи с определением грамматики). По мнению Дюринга, отождествление П. аль-Гариба и Птолемея Хенна недопустимо, и автор биографии - гораздо более поздний александрийский неоплатоник.

Лит.: Moraux P. Les Listes anciennes des ouvrages d'Aristote. Louvain, 1951; During I. Aristotle in the Ancient Biographical Tradition. Gö teb., 1957: 208-211; 221-224; 241-246; 469^76; Idem. Ptolemy's Vita Aristotelis rediscovered, - Palmer R. В., Hamerton-Kelly R. (edd.). Philomathes: Studies and Essays in the Humanities in memory of Philip Merlan. The Hague, 1971, p. 264-269; Plezia M. De Ptolemaei Vita Aristotelis, - Wiesner J. (hrsg.). Aristoteles Werk und Wirkung. Bd. 1. В.; Ν. Υ., 1985, S. 1-11; Gutas D. The spurios and authentic in the Arabic Lives of Aristotle, - Kraye J. (ed.). Pseudo-Aristotle in the Middle Ages. L., 1986, p. 15-36.

M. А. СОЛОПОВА

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (Π τ ο λ ε μ α ί ο ς о Κ λ α ύ δ ι ο ς, Ά λ ε ξ α ν Β ρ ε ν ς) (ок. 100- 170 н. э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения созданы во времена правления имп. Антонина Пия (138-161).

Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включавший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хронологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономический трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», * Α π ο τ ε λ ε σ μ α τ ι κ ά, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (Υ π ο θ έ σ ε ι ς τ ω ν π λ α ν ω μ έ ν ω ν) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (Γ ε ω γ ρ α φ ι κ ή ύ φ ή γ η σ ι ς) в 8-ми кн. (кн. 4—8-я сохр. не полностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также авторский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству


654 ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

Симпликия, П. написал также «Об элементах» (Π ε ρ ί τ ω ν σ τ ο ι χ ε ί ω ν, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (Π ε ρ ί δ ι α σ τ ά σ ε ω ς, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In Ε. Ν. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).

Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Античности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), комментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокнижие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены).

«Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального греческого названия трактата: ή μ α τ ε μ α τ ι κ η σ ύ ν τ α ξ ι ς («Математическое сочинение»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н. э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретическими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. приводит ряд аргументов - как чисто теоретических, так и основанных на наблюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосновавшего гелиоцентризм.

Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сферической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжительности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. - описание свойств и характеристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9-13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающихся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработанная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).

Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» Ç Α π ο τ ε λ ε σ μ α τ ι κ ά), которое ранее считалось названием отдельного произведением, и отказываются от заголовка Τ ε τ ρ ά β ι β λ ο ς. Первые две книги руководства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги - влиянию звезд на отдельных людей и составлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология).


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ 655

Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5-6 вв.).

«Гармоника» (Α ρ μ ο ν ι κ ά) П., посвященная теории музыки (исследование звуков и их сочетаний и т. п.), - наиболее обстоятельная из всех известных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшественников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий - пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).

Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (Π ε ρ ί κ ρ ι τ η ρ ί ο υ κ α ΐ η γ ε μ ο ν ι κ ο ύ, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет интерес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1-12 Lammert) содержится обзор познавательных способностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2—6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи, в их общепринятом значении, и только после того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя необычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Берлинский 2006). Во 2-й части (13-16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию различных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в своем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. Π утверждает, что тело и душа взаимодействуют в едином организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души получает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полученные данные в форму представления (φ α ν τ α σ ί α) и передает уму. Ум воспринимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления И суждения (τ η ν 8ι α ν ο η τ ι κ η ν κ α ι κ ρ ι τ ι κ η ν ε ν ε ρ γ ε ι α ν). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (та π ά θ η), но не судит о вещах (τ α υ π ο κ ε ί μ ε ν α), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заключена память, начало действия и понимания (13, 7—17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суждения (τ ο κ ρ ι ν ό μ ε ν ο ν), инструмент (τ ο 8с' ο υ κ ρ ί ν ε τ α ι), способ суждения (τ ο ω κ ρ ί ν ε τ α ι) и цель вынесения суждения (ο υ έ ν ε κ ε ν ή κ ρ ί σ ι ς). Напр., предмет суждения - некая величина, инструмент - единица измерения (локоть или фут), способ измерения - наложение или сопоставление, цель - размер величины.

«Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местопо-


656 САЛЛЮСТИЙ

ложение 8000 пунктов на планете описано географическими координатами: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. - еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк - Америку.

Соч.: Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia. Ed. J. L. Heiberg. Vol. I—III. Lpz., 1898-1903, 19612; 1) Ptolemy s Almagest. Tr. and annot. by G. J. Toomer. L., 1984; Клавдий Птолемей. Альмагест. Пер. И. H. Веселовского. M., 1998; 2) «Гармоника»: During I. (ed.). Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios. Gö teb., 1930. N. Y.; L., 1980; Barker A. Greek Musical Writings. Vol. 2. Harmonie and Acoustic Theory. Camb., 1989; 3) Hü bner W. (ed.). Claudii Ptolemaei Opera. Vol. Ill, 1. 'АпотеХеи^атша. Stuttg., 1998 (ВТ); Клавдий Птолемей. Математический трактат, или Четверокнижие, I—II. Пер. Ю. А. Данилова, -Знание за пределами науки. Сост. И. Т. Касавин. М., 1996, с. 92-133; 4) «О критерии»: De judicandi facultate et animi prineipatu. Ed. F. Lammert, - Claudii Ptolemaei Opera... Vol. III, 2, 19612, p. 3-25; Claudius Ptolemy. On the Kriterion and Hegemonikon. Ed. by Liverpool-Manchester seminar on ancient Greek Philosophy (text and transi.), - Huby P., Neale G. (edd.). The Criterion of Truth: Essays in Honour of G. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179-230.

Античные комментарии 1) к «Альмагесту»: Rome A. (ed.). Commentaries de Pappus et de Thé on d'Alexandrie sur Γ Almageste. T. 1-2. 1936; 2) к «Гармонике»: During I. (hrsg.). Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Gö teb., 1932. 1980; 3) к «Введению в Четверокнижие»: Porphyrii Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei. Ed. A. Boer, S. Weinstock. Brux., 1940, p. 187-228 (CCAG V, 4).

Лит.: Long A. A. Ptolemy «On the Criterion»: An Epistemology for the Practicing Scientist, - Dillon J., Long A. (edd.). The Question of «Eclecticism». L., 1988, p. 176-207; Jones A. Ptolemy's First Commentator, - TAPhS 80, 1990; Barker A. Reason and perception in Ptolemy's «Harmonics», - Harmonia Mundi. Ed. by R. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 115 ел.; Idem. Ptolemy's Pythagoreans, Archytas, and Plato's conception of mathematics, - Phronesis 39, 2, 1994, p. 113-135; Pingree D. The Teaching of the «Almagest» in Late Antiquity, -Apeiron 27, 4, 1994, p. 75-98; Берлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 297-306 (гл. VI, § 3: «Эпикур о второй стадии возникновения языка и учение Птолемея»).

М. А. СОЛОПОВА

САЛЛЮСТИЙ (Σ α λ λ ο ύ σ η ο ς) (сер. 4 в. н. э.), философ-неоплатоник, представитель Пергамской школы. Предположительно тождествен «Салютию» (Σ α λ ο ύ η ο ς), упоминаемому Евнапием из Сард (V. Soph. VII5, 9, 1-2 Giangr.); вероятный адресат сочинений имп. Юлиана «К Царю Гелиосу» и «Утешение к себе самому по поводу отъезда Саллюстия».

Известен как автор трактата «О богах и о мире» (De deis et mundus, название дано в 16 в. первым издателем текста), написанного, вероятно, в год смерти имп. Юлиана (363) и представляющего собой сводку основных тем платонической философии, с особым вниманием к систематизации языческой мифологии, методам символической и аллегорической экзегезы. Трактат состоит из 32 небольших глав. После вступления, посвященно-


СЕКСТ ЭМПИРИК 657

го вопросу о необходимых для слушателя данных вопросов качествах, автор излагает темы: о бестелесности и неизменности богов; необходимости искать внутренний глубокий смысл в посвященных богам мифах, в связи с чем дает классификацию различных видов мифов (мифы бывают теологические, физические, психические, материальные и смешанные - согласно тем сторонам божественной сущности, о которых они повествуют); далее говорит о первопричине (Благе), после чего излагает классификацию богов, восходящую к Ямвлиху.

Классификация богов (Sallust. De deis 10-11). Все боги делятся на внутрикосмических (ε γ κ ό σ μ ι ο ι) и надкосмических (ύ π ε ρ κ ό σ μ ι ο ι). Над-космические боги распределены по трем чинам (τ ά ξ ε ι ς): созидающие сущности, ум и души. Внутрикосмические (12 олимпийских богов) распределены по четырем чинам: боги-миросозидатели (Зевс, Посейдон, Гефест), боги одушевляющие (Деметра, Гера, Артемида), боги-согласователи (Аполлон, Афродита, Гермес) и боги-стражи (Гестия, Афина, Apec). С. демонстрирует, что эта классификация традиционна, указывая на известые из культа атрибуты тех или иных божеств (лира Аполлона, доспехи Афины и т. п.). В космосе С. насчитывает соответственно количеству богов 12 космических сфер (сопоставляя их четырем элементам, сферам планет и целокупному Небу-Урану, объединяющему всех богов).

Главы De deis 13-17 посвящены природе и устроению мира, традиционным доказательствам его неуничтожимости (по «Тимею» Платона), здесь же говорится об уме, о душе и ее бессмертии, о судьбе и Промысле. Заключительная часть трактата (главы 18-33) посвящена вопросам практической философии: о добродетели и пороке, о государственном устройстве, о природе зла; специальное внимание (в духе послеямвлиховского платонизма) уделено вопросу о почитании богов, религиозных обязанностях и жертвоприношениях.

Соч.: Saloustios. Des dieux et du monde. Ed. G. Rochefort. P., 1960, p. 2-25; Sallustius. Concerning the Gods and the Universe. With proleg. and tr. by A. D. Nock. Oxf., 1932, 19632. Рус. пер.: Саллюстия-философа книга о богах и о мире. Пер. Ю. А. Шичалина, — Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995, с. 105— 120.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.