Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины






№ п.п. Наименование Имеются в наличии, шт
В библиотеке На кафедре
  Гражданское право. Под ред Басина Ю.Г., Сулейменова М.К., Т. 1 (Общая часть), Алматы, Жеты Жаргы. 2000г.    
  Закон РК от 24.03.1998 г. «О нормативных правовых актах».      
  Основы бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономики. Басин Ю.Г., Алматы, 1992 г.    
  Морозов С.П. Предпринимательское право РК, Алматы 2008 (электрон)    
  Гражданское право. Общая часть. Курс лекций. Под ред. А. Г.Диденко.- Алматы - Издательство «Нур-пресс», 2006.    
  Гражданское право. Том 2. Учебник для вузов (академический курс). Отв. ред.: М. К.Сулейменов, Ю. Г.Басин. Алматы, 20с.    
  Гражданское право. Том 3. Учебник для вузов (академический курс). Отв. ред.: М. К.Сулейменов, Ю. Г.Басин. Алматы, 20с    
  Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / Вознесенская Н. Н. и др.; под ред. В. В.Лаптева, С. С.Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2006.    
  Гражданское право. Т.1. Учебник для вузов (академический курс). Отв. редактор: М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин.-Алматы 2000    
  Комментарий к ГК РК Общая и особенная части. / Отв. ред. М. К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы, 2003.    
  Сулейменов М. К., Покровский Б. В., Худяков А. И., Жакенов В. А. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. - Алматы: Жетi жаргы, 1994.    
  Каудыров Т. Е. Право интеллектуальной собственности в РК. - Алматы: Жетi жаргы, 1999.    

Тезисы лекций

 

Лекция 1. Понятие, предмет, метод, источники предпринимательского права.

Цель занятия: ознакомление студентов с понятием предпринимательского права, его предметом, методом и источниками.

Ключевые слова: предпринимательское право, предмет предпринимательского права метод предпринимательского права, принципы предпринимательского права, источники предпринимательского права.

План лекции:

1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права.

2. Принципы предпринимательского права.

3. Источники предпринимательского права.

1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права. Возрождение предпринимательского права в Казахстане связано его с переходом к рыночной экономике. На рубеже 80-90 годов произошли глубокие изменения в регулировании экономических отношений. Было легализовано предпринимательство. Отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждались в особом правовом регулировании. Они и составили предмет регулирования предпринимательского права. Коммерческие отношения - это отношения, регулируемые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - предприниматели (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность). На предпринимателей и отношения с их участием распространяется особый нормативно-правовой режим. Коммерческие отношения, являющиеся по сути дела гражданскими (частными) характеризуются особенностями, определяемыми тем, что их участники занимаются предпринимательской деятельностью.

В системе казахстанского права традиционно к основным отраслям права относят конституци­онное, гражданское, административное, уголовное. Вместе с тем достаточно часто в качестве само­стоятельных рассматриваются такие отрасли, как налоговое право, таможенное право, финансовое право, предпринимательское право и т.д.

В понимании сущности и правовой природы предпринимательско­го права среди ученых нет единства, считаем необходимым рассмотреть основные концепции (шко­лы) предпринимательского права, существующие в науке. Существует три основные концепции предпринимательского права.

1. Предпринимательское право является самостоятельной отраслью права. Сторонники этой точ­ки зрения являются последователями так называемой «концепции хозяйственного права», разрабо­танной под руководством академиков России и Украины В.В. Лаптева и В.К. Мамутова. Эта концеп­ция исходила из однородности отношений в сфере народного хозяйства — властно-управленческих (по вертикали) и договорных (по горизонтали) — и была направлена на оправдание планово-административной системы хозяйствования. Сторонники этой точки зрения исходят из того, что предпринимательское (хозяйственное) право есть совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения.

2. Предпринимательское право является частью гражданского права. Эта концепция прямо про­тивоположна концепции предпринимательского (хозяйственного) права как самостоятельной отрасли права и имеет широкое хождение и в учебной, и в научной литературе. Концепция основана на при­знании известной целостности и единства предпринимательского (хозяйственного) законодательства, в связи с чем предпринимательское (хозяйственное) право выступает как подотрасль гражданского права, а предпринимательское (хозяйственное) законодательство — как комплексная отрасль законо­дательства (И.В. Амирханова, Д.В. Акрачкова). Привлекательность этой концепции, на наш взгляд, заключается в отстаивании частных начал в предпринимательстве. Однако следует согласиться с М.К. Сулейменовым, который по поводу данной концепции высказывает мнение, что эта концепция не учитывает несомненного единства в сфере ре­гулирования, которое существует между гражданско-правовыми и административно-правовыми нор­мами, регулирующими предпринимательскую деятельность.

Таким образом, несмотря на обоснования сторонников данной концепции, мы считаем, что предпринимательское право не является подотраслью гражданского права, так как гражданское право не может регулировать публично-правовые отношения в предпринимательской деятельности.

3. Предпринимательское (хозяйственное) право является комплексной отраслью права, где объединяются частноправовые и публично-правовые нормы различной отраслевой принадлежности, та­кие как гражданское право, административное право, международное право, финансовое право и т.п.

Концепция предпринимательского права как комплексной отрасли права много лет разрабатыва­ется не только в Казахстане и странах СНГ, но и в странах Дальнего зарубежья (концепция «бизнес-права» или business law). С этих позиций не утрачивают сделанные более 60 лет назад выводы В. К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трём условиям.

Совокупность правовых норм должна соответствовать определённому, специфическому кругу общественных отношений, т.е. иметь предметное единство. Регулируемый такой совокупностью специфический круг отношений должен обладать крупной общественной значимостью. Образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен иметь обширный объём.

М. К. Сулейменов высказывает мнение, что предпринимательское право следует понимать двоя­ко. В узком смысле предпринимательское право, несомненно, представляет собой часть гражданского права. Предпринимательская деятельность есть разновидность гражданско-правовой деятельности. В то же время предпринимательское право можно понимать в широком смысле как комплексное обра­зование, объединяющее нормы различных отраслей права (гражданского, административного, фи­нансового, таможенного, трудового и др.).

Необходимо отметить, что идея комплексных отраслей права имеет как своих сторонников, так и противников. Так, А. Г.Диденко подчеркивает, что переплетение публично-правовых и частнопра­вовых начал не означает их органического единства. На наш взгляд, спор между сторонниками и противниками комплексных отраслей права возни­кает из-за различий во взглядах на соотношение понятий.

В западном правоведении сложились примерно аналогичные подходы к решению вопроса о мес­те предпринимательского права в системе права. Так, в европейской доктрине, по мнению Й.Пуделька, предпринимательское право не признается самостоятельной отраслью права, поскольку объединяет нормы других отраслей права — гражданского, административного и уголовного [20; 34-36]. А. Жакомэн, Г. Шранц также считают, что хозяйственное право не является отраслью права или отрас­лью законодательства, поскольку представляет собой новый способ разработки или применения норм права, регулирующих экономические отношения, — это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий.

По нашему мнению, несмотря на критику в отношении комплексности предпринимательского права, считаем, что понимание предпринимательского права как комплексной отрасли права является правильным. Даже если вопрос о комплексных отраслях права остается дискуссионным, то наличие комплексных отраслей законодательства является общепризнанным и, соответственно, предпринима­тельское право признается как отрасль законодательства.

Согласно ст. 10 ГК РК предпринимательской признается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения гос. предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Анализ данного определения позволяет выделить следующие признаки ПД:

· предпринимательская деятельность характеризуется инициативностью или самостоятельностью;

· предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Как и всякая деятельность, деятельность предпринимателя направлена на приобретение и использование каких-либо благ, удовлетворяющих потребности человека, а именно имущественных благ - прибыли. Однако в силу ряда причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - это нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий деятельности предпринимателя, лица.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели предпринимателя. Принцип реального исполнения обязательств, провозглашенный в советском гражданском праве, заменен на основную цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность - это деятельность, подлежащая государственной регистрации. Об этом признаке в РК приходится говорить условно, поскольку, допускается деятельность субъектов индивидуального предпринимательства без регистрации в предусмотренных законом случаях.

Предпринимательские отношения тесно связаны с иными, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, получению лицензий, сертификатов, проведению экспертизы и в других случаях. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для предпринимательской деятельности. Именно поэтому эти отношения входят в предмет предпринимательского права.

И, наконец, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на предпринимателей, регулируя их деятельность различными способами. Эти отношения также охватываются предпринимательским правом.

Все отношения, входящие в предмет предпринимательского права можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальными принято считать отношения, возникающие между предпринимателями-контрагентами в процессе осуществления предпринимательской деятельности, вертикальными - отношения между хозяйствующими субъектами и государством.

Итак, предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственном регулированию предпринимательства в целях обеспечения интересов государства и общества.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Нормы предпринимательского права могут быть диспозитивными, носить рекомендательный характер, а могут быть императивными, то есть исчерпывающим образом определять объем прав и обязанностей. Метод предпринимательского права характеризуется взаимосвязью свободы предпринимателей при осуществлении частных интересов с государственным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учетом рекомендаций компетентных органов.

2. Принципы предпринимательского права. Наиболее общим образом особенности предпринимательского права можно проследить через принципы частного права. Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования - основной.принцип частного права означает возможность для субъектов права действовать по своему усмотрению, то есть свободно распоряжаться своими правами, в частности осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом -«дозволено все, что не запрещено законом». Этот принцип направлен на обеспечение свободы предпринимательской деятельности. К общим принципам предпринимательского права относят:

· принцип неприкосновенности собственности;

· принцип свободы договора;

· принцип невмешательства кого-либо в частные дела - исключение -регламентированное законом:

· принцип равенства участников правоотношений - субъекты права не подчинены друг другу, они не обладают преимуществом друг перед другом, если иное не предусмотрено законом;

· принцип восстановления нарушенных прав. Особенности применения данного принципа в предпринимательском праве выражаются в установленной строгой и полной имущественной ответственности предпринимателя по своим обязательствам.

Предпринимательскому праву присущи и специальные такие принципы, как принцип свободы предпринимательской деятельности, принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства всех форм и равной их защиты, принцип единого экономического пространства, то есть свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РК, принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и др.

3. Источники предпринимательского права. Источником права является внешняя форма его выражения, то есть совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы права. В качестве источников предпринимательского права выступают нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними их предпринимательской деятельности.

В настоящее время предпринимательское право в РК представлено ГК РК и рядом специальных нормативно-правовых актов. ГК - основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые выражают особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Кроме того, отношения в сфере предпринимательства регулируются нормами международного права в результате их трансформации, то есть преобразования в нормы внутригосударственного права. Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зависимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.

Систему законодательства РК о предпринимательстве составляют Конституция РК, ГК РК и другие нормативные правовые акты, которые можно объединить в следующие группы.

В первую группу входят специальные нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности – это Закон РК «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г. № 2255; Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г. № 220-I; Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. № 232-I; Закон РК «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге) от 24 июня 2002 г. № 330-II и др.

Во вторую группу входят нормативные правовые акты о малом предпринимательстве и его государственной поддержке – постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства» от 17 июня 2003 г. № 572; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; постановление Правительства РК «Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» от 12 мая 2005 г. № 450 и др.

Третью группу составляют акты о государственной поддержке инновационной деятельности – Закон РК «О науке» от 9 июля 2001 г. № 225-II; Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; распоряжение Премьер-министра РК «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 17 июля 2006 г. № 206-р; и др.

Четвертую группу составляют нормативные правовые акты о защите прав потребителей – Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г. № 640-XII; Закон РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. № 272-I; Закон РК «О потребительском кооперативе» от 8 мая 2001 г. № 197-II; Закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» от 8 апреля 2003 г. № 404-II; Закон РК «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 8 апреля 2004 г. № 543-II и др.

В пятую группу входят нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей – Закон РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» от 28 декабря 1998 г. № 337-I; Закон РК «Об антидемпинговых мерах» от 13 июля 1999 г. № 421-I; Закон РК «О субсидиях и компенсационных мерах» от 16 июля 1999 г. № 441-I; Закон РК «О государственном оборонном заказе» от 19 января 2001 г. № 146-II; Закон РК «О государственных закупках» от 16 мая 2002 г. № 321-II; постановление Правительства РК «О реализации мер по поддержке отечественных товаропроизводителей» от 13 ноября 1998 г. № 1162; постановление Правительства РК «О Правилах отбора инвестиционных проектов, кредитуемых в рамках мер поддержки отечественных товаропроизводителей» от 12 сентября 2000 г. № 1384 и др.

Шестую группу образуют нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности – Закон РК «О товарных биржах» от 7 апреля 1995 г. № 2170; Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2444; Закон РК «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 31 марта 1998 г. № 214-I; Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. № 304-I; Закон РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 г. № 109- II; Закон РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 г. № 126-II; Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. № 211-II; Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 г. № 242-II; Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. № 373-II; Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 г. № 461-II и др.

В седьмую группу могут быть объединены нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности – Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 г. № 167-I; Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II; Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 г. № 209-II; Таможенный кодекс РК от 5 апреля 2003 г. № 401-II; Закон РК «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 г. № 156-XIII; Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 г. № 2198; Закон РК «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 г. № 2335 и др.

Также в систему законодательства РК о предпринимательской деятельности входят международные договоры РК (поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РК являются составной частью ее правовой системы). Среди многосторонних договоров, непосредственно связанных с регулированием предпринимательских отношений, особо можно назвать Конвенцию ООН о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венскую конвенцию), представляющую собой международную унификацию материально-правовых норм о купле-продаже, Вашингтонскую Конвенцию 1965 г. «О порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД); и др.

К числу международных договоров регионального характера можно отнести – Соглашение «О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ» (Москва, 17 января 1997 г.), утверждено постановлением Правительства РК от 2 декабря 1998 г. № 1222; Соглашение «О создании благоприятных условий для занятий малым предпринимательством в государствах – участниках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» от 29 марта 1996 г. (г. Москва, 24 ноября 1998 г.), утверждено постановлением Правительства РК от 16 сентября 1999 г. № 1395; Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (г. Москва, 26 октября 1999 г.), ратифицировано РК в соответствии с Законом РК от 22 июня 2001 г. № 214-II; Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (Москва, 25 января 2000 г.), утверждено постановлением Правительства РК от 4 августа 2000 г. № 1197; и др.

Наряду с этим существенное значение в регулировании предпринимательских отношений имеют двусторонние международные соглашения. В частности:

1) двусторонние соглашения РК о взаимном поощрении и защите инвестиций (Договор между РК и ФРГ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (г. Бонн, 22 сентября 1992 г.). Ратифицирован РК в соответствии с постановлением Верховного Совета РК от 29 января 1993 г. № 1942-XII. Вступил в силу с 10 мая 1995 г.; Соглашение между РК и Республикой Турция о взаимном содействии защите инвестиций (г. Алма-Ата, 1 мая 1992 г.). Ратифицировано РК в соответствии с постановлением Верховного Совета РК от 23 июня 1994 г. № 99-XIII. Вступило в силу с 21 ноября 1994 г.; Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций между РК и Королевством Нидерландов (г. Гаага, 22 ноября 2002 г.). Ратифицировано РК в соответствии с Законом РК от 8 мая 2007 г. № 250-III; и др.);

2) соглашения об избежании двойного налогообложения (Конвенция между Правительством РК и Правительством США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (г. Алматы, 24 октября 1993 г.). Ратифицирована в соответствии с Законом РК от 26 июня 2996 г. № 14-I; Соглашение между Правительством РК и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (г. Астана, 12 сентября 2001 г.). Ратифицировано в соответствии с Законом РК от 2 июня 2003 г. № 421-II и др.

В настоящее время наметилась тенденция принятия отраслевых кодифицированных актов. Отдельные центры хозяйствования и управления отраслями промышленности, в частности, министерства и ведомства, все чаще выступают с предложениями принять тот или иной кодифицированный акт. Налицо угроза, когда «правила игры» на предпринимательском рынке будут определять именно эти отраслевые кодексы, положения которых будут подкрепляться отраслевыми законами.

На сегодняшний день в нашей стране отсутствует такой кодифицированный акт, который устанавливал бы базовые начала и принципы публично-правового регулирования предпринимательской деятельности. Достижению этой задачи и должны способствовать нормы разрабатываемого Предпринимательского кодекса.

В настоящее время в первом чтении принят проект Предпринимательского кодекса (далее - проект ПК). В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства 24 августа 2009 года № 858, указано: «Предпринимательский кодекс должен стать гарантом обеспечения баланса публичных и частных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления на нормативном уровне общеобязательных правил поведения (предписаний)».

Законодательство в сфере предпринимательства созрело для качественного обновления. Определенные сферы рыночной экономики регулируются специальными законами и подзаконными актами. Никакого методологического или концептуального нарушения в таком порядке регулирования нет. В частности, каждая из отраслей является существенной составляющей национальной экономики со своей принципиальной спецификой, требующей создания отдельного законодательства для регулирования соответствующих отношений.

В связи с этим возникла задача систематизации ряда законов, затрагивающих сферу предпринимательства, имеется необходимость разработки правового акта более высокого уровня - кодекса, которым будет заложена единая методологическая база для всех нормативных правовых актов в сфере предпринимательства. В Указе Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» поручено консолидировать в проекте ПК нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности.

В проекте ПК предполагается сделать акцент на взаимодействии субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственном регулировании и поддержке предпринимательства, предусматривая при этом общие нормы о предпринимательстве, субъектах предпринимательства, об объединениях субъектов предпринимательства и условиях их функционирования.

Систематизацию законодательства в сфере предпринимательства предлагается провести посредством консолидации в проекте ПК «функциональных» законов, то есть законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в целом. Отраслевые виды предпринимательской деятельности будут по-прежнему регулироваться специальными законами.

В проекте ПК предполагается урегулировать большой блок вопросов, имеющих важное значение в предпринимательской деятельности и направленных на его улучшение. Предлагаемые в проекте ПК положения направлены на закрепление базовых принципов деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. Глава государства, выступая 2 сентября 2013 года на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва по вопросу разработки Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, подчеркнул, что этот кодекс должен стать «конституцией казахстанского бизнеса».

Контрольные вопросы:

1. Какое место занимает предпринимательское право в системе права Республики Казахстан?

2. Раскройте содержание понятия «предпринимательство».

3. Дайте определение понятия «предпринимательское право»

4. Охарактеризуйте материальные и процессуальные бюджетные права.

5. В чем заключается принцип свободы хозяйственной деятельности?

6. Охарактеризуйте источники предпринимательского права Республики Казахстан.

7. Назовите виды общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права.

8. В чем особенности метода предпринимательского права?

9. В связи с этим возникла задача систематизации ряда законов, затрагивающих сферу предпринимательства?

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1- 7]

НПА [1, 19]

Дополнительная литература: [1-14, 16.]

Лекция 2. Понятие и общие положения о субъектах предпринимательской деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.