Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное сотрудничество органов прокуратуры.






 

Закон впервые в 1992 году наделил прокуратуру правом международного сотрудничества.

Согласно ст.2 в рамках своей компетенции прокуратура осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в подготовки международных договоров РФ.

Цели:

1) Обеспечение согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности.

2) Оказание правовой помощи.

Направления в рамках международного сотрудничества:

1) Организация международного сотрудничества в рамках СНГ

2) в рамках Совета Европы.

3) в рамках ООН.

4) Участие в разработке двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи.

5) Экстрадиция.

В рамках этих направления Ген.прокуратура осуществляет следующие виды деятельности:

1) оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам.

2) заключение и реализация международных договоров и соглашений по вопросам борьбы с преступностью.

3) исполнение решений иностранных правоохранительных органов по гражданским и уголовным.

4) регламентация уголовно-правовых вопросов, а также прав личности в области обеспечения правопорядка.

5) обмен информацией.

6) проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью.

7) обмен опытом правоохранительной работы.

8) оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров.

9) взаимное предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Международная ассоциация прокуроров.

Совет прокуроров стран-участниц СНГ.

 

Вопрос: Оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам.

По масштабам: двустороннее и многостороннее

По характеру: формальное и неформальное. Второе имеет место по незначительным вопросам, иногда предшествует формальному.

Строиться либо на договорных началах, либо на условиях принципа взаимности.

Оказание правовой помощи на договорных началах (двусторонних или Конвенциях).

Договор с Канадой (1997), с Китаем (1992), с США.

Россия участвует в ряде международных конвенций:

· Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1957 г. (для РФ вступила в силу в 2000)

· Конвенция о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев 2002 г.)

Конвенции по отдельным преступлениям:

· Конвенция по борьбе с незаканным захватом воздушных судов.

· Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.

· Международная конвенция о борьбе с захватом заложников.

· Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Договаривающиеся помощи оказывают друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений и других актов, входящих в сферу действия данных конвенций.

Общие условия предоставления помощи:

1) сфера применения договора или конвенции об оказании помощи

показывает те направления международного сотрудничества, применительно к которым действует данный договор или данная конвенция, а также те, в отношении которых их действие ограничено или невозможно.

2) объем и форма правовой помощи.

Объем – количество помощи. Форма – это те конкретные процессуальные действия, которые должна выполнить запрашивающая сторона, которая просит оказании помощи.

3) порядок сношения между государствами по вопросам взаимной правовой помощи.

это механизм реализации обязательств сторон. Включает 2 элемента: каналы передачи международных следственных поручений и органы, ответственные за принятие решений по ходатайствам, а также ответственные за их непосредственное исполнение. Органы ответственные за принятие решений – центральные органы. Согласно УПК ст. 453 запросы направляются через Верховный суд РФ по вопросам связанным с судебной деятельностью ВС РФ, через Минюст по всем вопросам связанным с работой других судов; через МВД, ФСБ, ФСКН в отношении следственных действий, которые не требуют решение суда или согласие прокурора. Во всех остальных случаях запросы направляются через Ген.прокуратуру. В этой связи в ее функции входит осуществление следующих действий:

а. проверяет соблюдение формы и содержания поручений

б. передает поручение центральным органам запрашиваемого государства.

в. осуществляет контроль исполнения следственных поручений в запрашиваемом государстве.

г. Ген.пркуратура оказывает содействие в предоставлении необходимой дополнительной информации.

д. Осуществляет согласование условий предоставления помощи и передачи исполненного поручения, тому органу, который инициировал запрос

Также Генеральная прокуратура обеспечивает качество исполнения зарубежных следственных поручений.

Накапливает и обобщает об особенностях зарубежного законодательства, относящиеся к сфере оказания правовой помощи.

4) язык, форма и содержание ходатайства об оказании правовой помощи

требования к форме и содержанию ходатайства.:

а. Должно быть составлено в письменной форме и подписано направляющим его лицом, удостоверено гербовой печатью.

б. Должно содержать:

§ наименование и адрес направляющего органа

§ наименование и адрес того органа, которому направляется

§ наименование дела и сведения о совершенном преступлении, квалификация

§ сущность проблемы и цели для которых требуется получение запрашиваемых вещественных доказательств либо проведение отдельных процессуальных действий.

§ должны быть указаны подлежащие выяснению обстоятельства, либо дан перечень запрашиваемых документов, вещ. доков.

§ данные о лицах, в отношении которых запрашивается помощь.

§ информация о выплатах и возмещении расходов на которые будет иметь право вызываемое лицо.

§ наименование и функции того органа, который осуществляет данное расследование или судебного разбирательство.

§ рекомендуется включать указание российской процессуальной специфики проведения следственных действий и ОРМ, указывая причины, по которым требуется соблюдать эти причины.

§ сроки в течении которых ожидается выполнение просьбы об оказании помощи. Рекомендуется обосновывать лимит времени.

К ходатайству прикладываются удостоверенные, надлежащим образом заверенные, в необходимых случаях санкционированные постановления о производстве отдельных следственных действий и ОРМ. При этом в подлинниках направляются постановления о производстве принудительных мер, остальные в копиях.

Направляется, обычно, письмом. В срочных случаях – любым другим средством связи с обязательным направлением в максимально короткий срок оригинала.

5) порядок исполнения ходатайства

6) основания отказа в предоставлении помощи.

7) ограничение в использовании информации и конфиденциальность.

8) порядок возмещения расходов

 

39. Прокурорская проверка исполнения законов: понятие, содержание, виды.

 

Надзор за соблюдением законности предполагает проведение проверок по этому вопросу.

Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений является надзорная проверка. Различают несколько видов таких проверок в зависимости от состава участников проверки. В их числе:

— целевые;

— комплексные;

— сквозные;

— совместные.

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

На все выявленные нарушения законодательства прокуратура должна соответствующим образом реагировать. В администрацию предприятий и учреждений вносятся представления о фактах, способствующих совершению преступлений, и необходимости их устранения. При получении такого представления соответствующий орган или должностное лицо обязаны принять меры по устранению нарушений и условий, способствующих совершению преступлений.

В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки являются:

1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства, анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;

2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами;

3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их совершивших.

Несоответствие правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная практика, выражается:

— в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве — налогового законодательства);

— в издании правового акта, основанного на отмененном законе;

— в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);

— в несоблюдении формы и процедуры издания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.