Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие цели и методические рекомендации к СРС
Самостоятельная работа студентов (СРС) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов и отчетов.
Студенты получают конкретные задания по разделам и темам изучаемого курса с указанием формы контроля. К каждому заданию определены цели, основные вопросы, методические рекомендации к выполнению и предлагается рекомендуемая литература.
Следуя методическим рекомендациям преподавателя, студенты самостоятельно выполняют задание, используя необходимую литературу: источники по данной проблеме, исследования отечественных и зарубежных историков, учебники и учебные пособия.
СРС предполагает различные формы контроля: рефераты, контрольные работы, коллоквиум, собеседование, обзор материалов периодики, составление таблиц.
Серьезное отношение студентов к СРС создает возможность не только усвоить изучаемый курс, получить навыки работы с научной литературой, но и повысить культуру мышления и умственного труда.
Календарно-тематический план СРС
№
СРС
| Содержание заданий
| Колич.
часов
| Срок
сдачи
| Форма контроля
| №1
| Зарождение феодализма в Западной Европе.
|
| 4 нед.
|
|
| Задание 1: Историография средних веков.
1. Понимание феодализма в историографии Χ VΙ IΙ -Χ Χ вв.
2. Проблема генезиса феодализма в историографии Χ VΙ IΙ -Χ Χ вв.
|
|
| коллоквиум
|
| Задание 2: Развитие феодализма во Франкском государстве.
1. Синтез галло-римских и варварских общественных отношений. Процесс феодализации.
2. Дробление государства при преемниках Хлодвига.
3. Выделите сильные и слабые стороны империи Карла Великого.
|
|
|
Письменный анализ
Таблица
|
| Задания 3: Византия в Ι V-Χ IΙ веках.
1. Процесс феодализации в Византии во второй половине IΧ -Χ Ι Ι вв.
2. Организация управления государством и церковь во второй половине IΧ -Χ Ι Ι вв.
3. Международное положение Византии во второй половине IΧ -Χ Ι Ι вв.
|
|
|
Конспект
|
| Задание 4: Западные и южные славяне в VI-Χ I веках.
1. Характеристика хозяйства и общественного устройства западных и южных славян вVI- VIIIвв.
2. Возникновение раннефеодальных государств западных славян.
3. Возникновение раннефеодальных государств южных славян.
|
|
|
Проведите анализ
Заполнить таблицу
| №2
| Западная Европа в раннее средневековье.
|
| 7 нед.
|
|
| Задания1: Англия в конце раннего средневековья.
1. Определите особенности процесса феодализации в Англии.
2. Образование единого англосаксонского государства.
|
|
| Конспект
|
| Задание 2: Возникновение и развитие средневековых городов.
1. Население и внешний вид средневековых городов.
2. Складывание городского сословия.
3. Развитие капиталистических отношений в ремесленной среде. Городское купечество.
|
|
|
Напишите эссе
Конспект
|
| Задание 3: Венгерское королевство в Χ -Χ V вв.
1. Проследите изменения в социальной структуре венгерского общества в Χ Ι I и Χ V вв.
2.Составьте хронологическую таблицу внешней экспансии Венгерского королевства.
3. Дайте оценку политики Анжуйской династии.
|
|
|
Конспект
Таблица
|
| Задание 4: Скандинавские народы в ХІ-ХV вв.
1. Скандинавские страны вХІІ –ХІV вв.
2. Положение скандинавских стран во второй половине ХV века.
|
|
| Составьте таблицу.
| №3
| Западная Европа в эпоху развитого феодализма.
|
| 11 нед.
|
|
| Задание 1: Европейская государственность в период классического Средневековья
1. Почему в 1066 г. нормандцы завоевали Англию, а не Францию?
2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы централизации во Франции, в Англии.
3. Почему победа Жанны Д Арк у Орлеана не привела к быстрому изгнанию англичан из Франции? Что еще понадобилось для победы?
4. Кто из королей Англии и Франции участвовал в крестовых походах? Каковы были результаты походов?
5. Инквизиция впервые возникла в начале VIIIв. Где это было? Какие задачи стояли тогда перед инквизицией? Удалось ли решить их?
|
|
|
Коллоквиум
|
| Задание 2: Государства Пиренейского полуострова в ХІ-ХV вв.
1. Колонизация и социальное развитие пиренейских королевств.
2. Социально-экономическое развитие Испании и Португалии
|
|
|
Конспект
|
| Задание 3: Роль христианской церкви в феодальном обществе
1. Был ли неизбежен раскол христианской церкви на Православную и Католическую?
2. Почему римская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни? Способствовало ли это распространению христианства и росту авторитета папы римского?
3. Почему французы активно участвовали во всех крестовых походах, а англичане – только в Третьем крестовом походе?
4. Почему успех крестоносцев в 1099 г. не привел к европейской колонизации всего Ближнего Востока подобно тому, как в XVI в. Великие географические открытия привели к колонизации Америки, Африки, Азии?
5. Какие группы населения Западной Европы участвовали в Крестовых походах и что их влекло в эти опасные экспедиции?
6. Могли ли состояться Крестовые походы до клюнийской реформы? Ваши аргументы.
7. Иногда еретиков в Европе преследовали с большей жестокостью, чем даже иноверцев — мусульман или иудеев. Чем это объяснить, ведь большинство еретиков поклонялсь Иисусу Христу?
8. Почему именно Северная Италия и Южная Франция стали главными областями распространения ересей?
9. Почему римской церкви так и не удалось уничтожить полностью ереси?
|
|
|
Собеседование
|
| Задание 4: Славянские народы в ХІІ -ХV вв.
1. Славянские народы в составе Османской империи.
2. Культура славян в период Османского господства.
|
|
|
Конспект
|
| Западная Европа в позднее средневековье.
|
| 14 нед.
|
| №4
| Задание 1: Процесс капитализации Европы
1. В XIIIв. Китай намного превосходил Европу в экономике, технике и науке. К середине XV в. отставание Европы резко уменьшилось, а в XVI в. Европа заметно опередила Китай. Назовите причины этого явления.
2. Говорят, что доплыть до Америки Христофору Колумбы было легче, чем вернуться обратно. Верно ли это и почему?
3.Перечислите первые банки, ломбарды. Назовите причины их появления и роль, которую они сыграли в дальнейшем развитии Европы.
|
|
|
Собеседование
|
| Задание 2: Реформация в Европе
1. Какие районы Франции оказались в эпоху Реформации оплотом католиков, а какие – протестанов? Почему так получилось?
2. Почему в Швеции Реформация прошла быстро и без кровопролития, а в Швейцарии была кровавая гражданская война?
3. Многие историки сравнивали европейскую Реформацию с византийским иконоборчеством. Какие сходства и различия заметны между ними? В какой стране Европы Реформация была больше всего похожа на иконоборчество? Почему?
4. Кто в Англии был за церковную реформу, кто против нее и почему?
5. Какие реформы в английской церкви Генрих VIII провел, а какие не стал проводить и почему? На какую из церквей – католическую или лютеранскую – была больше похожа английская церковь в 1540 году?
6. Почему Мария Тюдор была очень популярна, когда взошла на трон, но вскоре начала ее терять?
|
|
|
Собеседование
|
| Задание 3: Средневековая европейская государственность: абсолютная монархия
1. Какие формы государственного устройства Вам известны? Почему абсолютная монархическая власть стала возможной только в позднем средневековье?
2. Перечислите монархов представителей эпохи просвещённого абсолютизма.
3. Укажите хронологические рамки просвещенного абсолютизма.
4. Охарактеризуйте социальную структуру общества Франции XV-XVII вв.
|
|
|
Письменно
|
| Задание 4: Средневековые республики
1. Какие средневековые республики Вам известны?
2. Почему первая буржуазная революция произошла именно в Нидерландах?
3. Что такое «Гентское умиротворение»?
|
|
| Письменно
|
| Задание 5: Гуманизм XIV-XVII вв.
1. Приведите примеры употребления слов «схоластика», «схоластический» в современной речи.
2. Почему схоластика не сразу была полностью одобрена церковными авторитетами?
3. Один из известных богословов XII в. Бернар из Шартра однажды бросил фразу, с которой, наверное, согласился бы и Фома Аквинский: «Все мы, мудрствующие, только карлики, взобравшиеся на плечи античных гигантов. Только благодаря им мы можем видеть дальше и различать больше, чем другие». Как вы понимаете эти слова христианского мыслителя?
|
|
| Письменно
|
| Задание 6: Эволюция ментальности средневекового человека
1. Где и когда появились первые европейские университеты? Почему именно там»
2. До середины XIV века в Германской империи не было университетов, хотя в Европе их было более десятка. Почему? Откуда прибыли их профессора?
3. В какой европейской стране было больше всего университетов в конце XIII в. и в какой – в конце XV? Почему?
4. Перечислите области науки, техники и искусства, которыми занимался Леонардо да Винчи. Какие изобретения он сделал? Какие из них получили распространение при его жизни, а какие нет и почему?
5. Опишите последовательно, что учил и какие экзамены сдавал студент парижского универитета, ставший в конце концов доктором богословия.
6. Почему наличие университета считалось большой честью для города и было к тому же ему выгодно (ведь порой приходилось терпеть буйство школяров)?
7. Как в наши дни чаще всего объясняют значение слова «университет»? Можно ли это объяснение применить и к средневековым университетам?
|
|
|
Собеседование
|
| Всего:
| 75 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|