Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне






 

 

Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:

1. постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

2. высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных и эффективных учебных тревог, учений, тренировок;

3. эффективной системы и организации действий, включая " Расписание по тревогам ", аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;

4. постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;

5. постоянного контроля и наблюдения (в том числе - с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан.

Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

2. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Если судно оказалось в аварийной ситуации, в том числе - связанной с загрязнением окружающей среды, либо в ситуации, угрожающей гибелью судна, то капитан обязан в срочном порядке решить вопрос о том, необходимы ли помощь спасателей, помощь буксиров или иная помощь с берега либо ситуация может быть разрешена собственными силами экипажа.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.

Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Утвержденное капитаном расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.

Устанавливаются следующие виды тревог: общесудовая тревога Семь коротких звуков и следующих за ними одного продолжительного звукового сигнала

тревога " Человек за бортом" три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза;

шлюпочная тревога семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза.

Радиационная опасность Один короткий и два продолжительных звука, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи

Химическая тревога четыре коротких и один продолжительный звук, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи

 

Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.

При объявлении учебных тревог по системе судовой громкого ворящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».

Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана:

1. при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари;

2. при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;

3. при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.

Тревога " Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.

Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки, включением сигнализации либо с помощью средств связи.

Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.

Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:

1. объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;

2. экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым " Расписанием по тревогам".

3. ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:

• включить вверенные им переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;

• выйти на связь с мостиком;

• получить устные команды/ распоряжения;

• передать их закрепленным за ними членам судового экипажа;

При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик - машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.

Лица, в ведении которых находятся паспорта экипажа, судовой, машинный, электромеханический и радиотелеграфный журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.

Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги " Человек за бортом".

На судне должны быть определены " Командные пункты и посты", расположение и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.

При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться достаточное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях.

На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.

По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать " Ship/Shore Safety Check List". Телефонные номера, каналы УКВ и позывные аварийных служб порта, другие средства и методы оповещения должны быть известны, записаны и находиться в соответствующих местах (в том числе - у капитана, СПКМ, ВПКМ, на мостике, у трапа).

 

Общие положения организации борьбы за живучесть судна.

 

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, НБЖС и уточнённой судовым Расписанием по тревогам.

 

Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне, она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, аварийного, противопожарного снабжения и спасательных средств при авариях, возникновении взрывов и пожаров и повреждениях технических средств.

 

Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана судна могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне.

 

Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств и для спасения людей на судне, как правило, создаются:

 

при численности экипажа свыше 100 чел. - аварийная носовая партия, аварийная кормовая партия, аварийная партия машинного отделения;

при численности экипажа 50-100 чел. - Аварийная носовая партия, аварийная кормовая партия, аварийная группа машинного отделения;

при численности экипажа 15-50 чел. - аварийная партия, аварийная группа машинного отделения;

при численности экипажа менее 15 чел. - аварийная партия;

 

(В отдельных случаях количество аварийных партий (групп) может быть определено судовладельцем в зависимости от типа, конструктивных особенностей судна, его технической оснащённости средствами дистанционного управления и численности экипажа.)

 

Командирами аварийных партий (групп) назначаются:

 

при одной аварийной партии - второй помощник капитана, заместителем командира - третий механик; аварийной партии (группы) машинного отделения - второй механик;

на малых судах при одной аварийной группе борьба за живучесть судна ведётся согласно Расписанию по тревогам под непосредственным руководством капитана судна.

В случае объединения усилий аварийных партий (групп) руководство ими осуществляет старший по должности или по указанию Главного командного пункта.

Кроме аварийных партий, на судне создаются:

пост мед помощи (ПМП) - санитарная группа, командир - судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге;

партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (только на пассажирских судах), командир - помощник капитана по пассажирской части или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой и шлюпочной тревогам;

группа подготовки спасательных средств коллективного пользования, командир - лицо командного состава, боцман или старший матрос.

 

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создаётся аварийная стояночная партия (группа), способная обеспечить борьбу с водой, пожаром, дымом и паром до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. При стоянке судна на рейде аварийная стояночная партия (группа) должна создаваться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала - не менее 1/5 части экипажа.

 

Командиром стояночной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем - вахтенный механик.

 

На аварийные партии возлагаются следующие задачи: герметизация судна; эвакуация людей; вынос раненых из аварийных помещений; постановка пластырей, заделка пробоин в корпусе судна, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации; борьба с пожарами, паром, дымом; и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.