Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другой христолюбивый муж дал одному человеку, которого он считал верным, милостыню, чтобы раздать ее нищим, и сказал ему: «Прими это, и дашь за сие ответ Богу».






Но тот не понял, что давший возложил на него сим большую тяжесть, и думал, что хотя бы он и не сказал ему сего, но с тех пор, как он совершенно принял на себя (раздачу милостыни), уже (и без того) должен дать за нее ответ Богу.

Когда же спросил о сем того же Старца (Иоанна), он отвечал: Обманулся тот, кто принял это на себя, потому что он дерзко представил себя в состоянии дать ответ Богу за всякое дело, забыв сказанное: кто похвалится чисто имети сердце? Или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? ( Притч. 20, 9). Это дело совершенных отцов. Он должен бы был сказать давшему: «Я не в силах принять сего с тем (условием), чтобы дать Богу ответ, потому что я человек грешный; но постараюсь сделать в сем деле все, что могу, по силе моей. Божие же дело — подать помощь, чтобы оно совершилось по воле Его». Если бы он так сказал, это вменилось бы ему в смирение, и Бог не осудил бы его за то, что выше силы его. Когда же он самонадеянно взял на себя — дать Богу ответ, то со всею строгостью взыщет с него Бог ответа за слова сии. Но и тому, кто давал, не следовало требовать от брата такого условия, потому что, предполагая его верным, он по неразумию своему, счел его за неверного; но следовало, доверив ему однажды, предоставить сие дело Богу и не сомневаться в человеке, ибо сомневающийся не может верить.

Вопрос 636. Так как некоторые явно и перед всеми принимают раздаваемую милостыню, другие же, по благородству своему, стыдятся брать ее явно, а иные больны и лежат в домах, то должно ли отличить некоторых из них или всем равно раздавать милостыню?

Ответ. Всех, явно принимающих милостыню, считай в одном разряде, исключая того из них, кто немощен и страдает чем-либо, ибо такому надобно несколько прибавить. Тех же, которые стыдятся явно и перед народом принимать милостыню, и лежащих в болезнях считай в другом разряде, подавая им более, смотря по надобности их, вся, елика аще обрящет рука твоя (Еккл. 9, 10), и как им прилично.

Вопрос 637. Если кто-либо, поручая другому свое имущество, скажет, чтобы он раздал его отцам или нищим в известном месте, а вблизи находятся другие весьма нуждающиеся, то не будет ли прилично и им уделить часть?

Ответ. Если они очень нуждаются, — сие не будет неуместно; ибо случается, что дававший имущество не знал о их нужде и потому не сказал, чтобы и им дать. Когда же он особенно завещает ему нигде не раздавать, кроме одного только известного места, то пусть не преступает его заповеди. (Впрочем) надобно сперва спросить о сем жертвователя, и как он скажет, так и сделать, и (раздающий) будет спокоен.

Вопрос 638. При сем деле нужны помощники, и потому, ежели я возьму (себе в помощь) людей, которых считаю верными, неужели я должен сомневаться вверить им это дело?

Ответ. Если ты прежде считал их за верных людей, то не сомневайся вверить им оное. Ибо Богу все явно: Он знает сердца наши и каждому воздает по делам его. А утаив что-либо, они сами будут отвечать за то.

Вопрос 639. А как скоро я узнаю, что кто-либо из них утаил нечто, то как мне поступить: обличить его и взять ли у него утаенное им или нет?

Ответ. Если достоверно узнаешь, что он утаил нечто, то рассмотри, может ли помысл его перенести обличение, и тогда уже скажи ему о том с кротостью, вразумляя его по Богу, и возьми от него, что ты ему вверил. Если же он не может принять обличения, то не повреждай его совести, чтобы он, от стыда, не сделал чего-либо еще хуже. Но оставь его, пусть владеет тем, что он взял; ибо он взял принадлежащее Богу, и Бог Сам лучше ведает, по нужде ли он взял, и знает, как судить о его поступке.

Вопрос 640. Следует ли вперед вверять что-либо таковому?

Ответ. Когда ты узнаешь, что он и в другой раз то же сделал и старается портить дело, то не вверяй ему вперед ничего. Если же, будучи всегда добрым, он увлекся теперь, по внушению диавольскому, или взял потому, что имел в том нужду, то можно опять вверить ему, ибо он, конечно, исправится. Только не соблазни его.

Вопрос 641. Что должен я давать нищим, которые ходят по домам?

Ответ. Аще обрящет рука твоя (Еккл. 9, 10), или немного хлеба, или вина, или две малых медных монеты, или одну большую, только подай без скорби, со страхом Божиим, ибо чрез это прославляется человеколюбивый Бог.

Вопрос 642. Случается, что бывают у меня две вещи: одна получше, а другая похуже, например вино или хлеб, и помысл говорит мне, чтобы лучшую дать нищим; но я недоумеваю, так ли сделать, то есть дать ли им лучшее, а себе оставить худшее. Когда же приходят ко мне отцы, то думаю, (что должно) предпочесть их нищим и, сколько могу, успокоить их. Хорошо ли я думаю или нет?

Ответ. О нищих (скажу тебе): если мы не достигли того, чтобы считать (всех) их равными и любить ближнего, как самих себя, то, зная свою немощь, сделай, что можешь, и дай им то, что менее ценно. Что же касается до (приходящих) отцов, то их должно предпочитать, потому что они рабы Божии, как сказано в Писании: емуже честь, честь (Рим. 13, 7); ибо Господь предпочел их.

Вопрос 643. Другой христолюбивый муж, будучи болен, вопросил того же Старца Иоанна: буду ли жив или умру?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.