Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тот же брат вопрошал другого Старца, как ему действовать, по силе сего старческого ответа.






Ответ. Если ты хочешь научиться, как тебе действовать по силе сего ответа Старца, то так надобно поступать: когда хочешь говорить с кем-либо или сделать что-нибудь, призывай имя Старца, и Бог положит тебе на сердце, что должно сделать или что сказать. Но (делай это) со смирением, чтобы не лишиться сей благодати.

Вопрос 261, того же к Великому Старцу. Отец мой! Ты оказал милость мне немощному и дал мне совет, когда что-либо делаю или говорю, призывать имя Божие и твои молитвы, и сказал, что чрез то буду иметь успех; я понуждаю себя делать и говорить сообразно с волею Божиею; но случается, что иногда и забываю (призывать имя Божие и твои молитвы) по нерадению моему, и потому прошу тебя, испроси мне у Бога трезвение и не попусти мне блуждать по своей воле. Еще прошу тебя сказать мне, как мне поступать в том случае, когда, призвав при каком-либо деле имя Божие и твои молитвы, я все еще сомневаюсь, сделать ли дело или нет. Также, если меня спросят о чем-либо, и прежде, нежели я успею призвать Бога или соображу, что сказать, спросивший немедленно потребует ответа — как мне поступить при таком нечаянном вопросе? Прошу тебя помолиться и о том, чтобы я мог владеть своими глазами, ибо они очень развлекаются.

Ответ. Если кто получит от отцов заповедь, совет или ответ о чем-либо, и по забвению или нерадению забудет, то познав, что он согрешил, пусть покается, и Бог простит его. Брат! Почему же ты написал об одном только трезвении? Я молю Бога, да подаст Он тебе всякое благое дарование и да пребудет оно с тобою во век. Если случится тебе делать что-нибудь и призовешь Бога и молитвы святых, но все еще сомневаешься, — исполни это дело, оно согласно с волею Божиею, ибо ты при начале его призвал Бога. Что касается того, как отвечать на внезапный вопрос, то ничего нет быстрее ума; возведи его к Богу, и Он подаст тебе, что отвечать без смущения. Смирение охраняет глаза от развлечения и всего человека от всякого зла. Я прошу тебе еще больших дарований (о которых говорил тебе), но под условием, если ты будешь действовать по силе твоей. Внимай себе, и не только святые, но и Сам Бог подаст тебе руку (помощи) и окажет тебе милость.

262. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Милосерднейший отец мой! Ты видишь слепоту души моей, и потому опять прошу тебя, испроси мне просвещение сердца, чтобы я мог различать правый помысл от тайно вредного, ибо боюсь, как бы не поверить (иногда) последнему. Много раз случалось, что, когда я давал вещь, мне казалось, что делаю это не по страсти; но, испытывая помысл свой, приятно ли ему (помыслу) будет, если через другого дам брату сию вещь, так, чтобы брат не знал, что я ему дал ее, находил я, что это неприятно было моему помыслу. Случается также, что я, кажется, не по страсти начинаю что-либо делать или говорить; но в то время, как выдаю вещь или говорю, помысл мой услаждается сим; итак, что делать мне, окаянному? И другим образом оскорбляет меня то же действие или, лучше сказать — славолюбивое мое сердце; случается, что, когда некоторые говорят мне о каком-либо деле, прежде нежели они кончат речь свою, помысл мой соглашается с ними и соуслаждается, как разумеющий то. Прошу тебя, отец мой, испроси мне силу молчать, ибо удивляюсь, как я услаждаюсь тем, что, как сам [[68]] знаю, бесполезно и лишает человека всякого блага.

Ответ Варсонофия. Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе сие дарование. Подобно сему разумей и о прочем. Когда Бог, по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его. Когда видишь, что представляется случай выказать свое знание, молчи, как ты и слышал уже от истинного моего о Боге сына, которого должен ты слушать касательно всякого твоего помысла, ибо он говорит тебе не от себя, но произносит то, что Бог дает ему для пользы каждого. Бог да сохранит тебя и да подаст тебе силу во всяком случае молчать благоразумно, и благодать, чтобы познавать тебе, когда должно говорить без страсти. Ибо сердце твое еще не знает совершенно, что многоглаголания оскверняют человека, иначе оно не попускало бы тебе услаждаться ими.

Вопрос 263, того же к тому же Великому Старцу. Великое милосердие твое ко мне грешному опять дает мне смелость беспокоить тебя. Вразуми меня, отец мой: как должно трудиться сердце мое, чтобы достигнуть дара рассуждения? Напиши мне, господин мой, и о непрестанной о Боге памяти, [[69]] если удостоишь меня сего поучения, и утверди меня в нем, ибо помысл мой боится, что не в силах буду сохранять сего, потому и прошу тебя, владыко, скажи, действительно ли полезно мне это дело. Я верую, что когда слово исходит из уст твоих, оно дает силу моему сердцу.

Ответ Варсонофия. Сердечный труд твой должен состоять в том, чтобы непрестанно молиться Богу, да не попустит Он тебе заблуждаться или последовать собственным своим желаниям: чрез сие достигнешь ты рассуждения. О непрестанной же памяти, т. е. поучении: положи начало и не бойся; Бог укрепит и утвердит тебя. Но сей с надеждою, чтобы и пожать, если не ослабеешь (см. Гал. 6, 9). Благословен Бог, благословляющий тебя положить начало, Он подаст тебе силу и сохранять по мере твоей.

Вопрос 264, того же к тому же. Многократно случалось мне прежде чувствовать малую теплоту в течение немногих дней, но потом она опять проходила; и теперь в течение одного часа с усердием сохраняю память о Боге, а в другой с принуждением себя; и устрашает меня мысль, [[70]] что малая теплота сия по-прежнему будет продолжаться лишь несколько дней, потом оставит меня, и душа моя погибнет совершенно. Потому и прошу тебя, благой отец мой, не оставь меня, но объясни мне, что удаляет от меня сию память и теплоту? Испроси мне и охранение чувств, ибо я много пленяюсь чрез них и особенно тогда, когда сердце мое ищет повода ко греху; но и само собою, без моего желания, источает оно воспоминания страстные или безумные, или безвременные помыслы. Потому прошу тебя, отец мой, сильный о Господе, даруй мне, рабу твоему, трезвение, дабы я познавал входящее в мое сердце, и (скажи), как поступать [[71]] мне, чтобы оно не удалило меня от твоего благословения. Объясни мне еще и сие: если сделаю что-нибудь или скажу и помощью Божиею буду сохранен от греха, то, по избавлении от него, должен ли я благодарить Бога? И приводит ли это в любовь Божию? Или вовсе не принимать мысли, что я избежал греха, но испытывать согрешения свои в случившемся деле или словах и просить в них прощения?

Ответ Варсонофия. Потрудись сердечным болезнованием приобрести теплоту и молитву, и Бог даст тебе иметь их всегда; забвение изгоняет их, само же оно рождается от нерадения. О хранении чувств: всякое дарование получается через болезнование сердца. Дарование же трезвения не позволяет помыслам входить, и если они и войдут, то не допускает их сделать вред. Бог да подаст тебе трезвение и бодрствование. Заповедано: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), тем более за то, о чем ты мне объяснил; испытывать же согрешения и просить прощения весьма полезно.

265. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Прошу тебя, отец мой святой, испроси мне у Бога силу; ибо то, что я заповедаю себе, будучи один, не исполняю, когда схожусь с братиею, и боюсь, чтобы мне не привыкнуть, согрешая, только раскаиваться, а не исправляться, не пребыть во грехах и не умереть так. Знаю, что скорби страстей полезны мне, они сокрушат, может быть, жестокость души моей, и не смею, безумный, желать покоя от них; но о том прошу, через ваше ходатайство, отец мой, чтобы не часто побеждаться, если это мне полезно, и не скорбеть о сем сердцем.

Ответ. Никто и никому не может сказать: «Я буду о тебе заботиться, а ты будь спокоен», ибо окажется виновным. Но тот, которого поддерживают, должен привнести несколько собственного старания делать должное по силе своей, внимательно сохраняя заповеди отцов своих. И если падет однажды, то пусть опять восстанет, и если увлечется однажды, пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (падать и восставать) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в устроение усердных (деятелей), и не возьмет души его дотоле, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но, доколе имеешь время, делай, смиряйся, будь послушен, повинуйся, и поможет тебе Бог, дающий благодать смиренным, а гордым противящийся (см. 1 Пет. 5, 5). Непрестанно говори: «Иисусе, помоги мне», и поможет. Бог да избавит душу твою, сын мой, от страстей постыдных.

Вопрос 266, того же к тому же Великому Старцу. Кланяюсь тебе, милосердый отец мой и врач немощствующей души моей. Увы мне, что показал ты мне, к чему привлек меня! И где я нахожусь, как бы связанный худым моим навыком; если и освобожусь немного, опять возвращаюсь (к тому же), потому что даю и принимаю (разные вещи). Если бы я не стыдился благости Божией и твоего милосердия (ибо знаю, из какого трудного положения привел Он меня к ногам вашим), то мог бы придти в отчаяние. Когда молитвы ваши охраняют меня, я пребываю в мире; когда же бываю немного оставлен, чтобы обнаружилось мое собственное произволение, — тотчас побеждаюсь. С утра уединяюсь в келлии, но, когда случится надобность, должен бываю выйти из нее, и по окончании дела уже не в силах бываю возвратиться в нее; но (враг) представляет мне предлог за предлогом относительно дел, которые и без меня могут быть исполнены, пока не уязвит меня; таким образом, возвращаюсь я в келлию уже поздно, с большою неприятностью, омраченный и унылый, не зная, что мне делать. И потому, святой отец мой, вот я пред твоим сердцем, видящим все: поступи со мною, по милосердию твоему, как хочешь и как знаешь; (впрочем) я не знаю, что и сказать тебе; но прости меня Бога ради.

Ответ. Брат, не должно тебе отчаиваться вследствие того, что ты написал мне. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань. Так и ты, видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с пророком: и рех: ныне начах (Пс. 76, 11), и проч. Рассматривай встречающиеся дела: могут ли они быть исполнены братиями или тобою, и не уклонишься с пути. Попечение ради Бога есть духовное делание, исполняемое и совершаемое во спасение души; старайся только, по силе своей, для ничтожных дел не выходить из келлии, ибо это демонская хитрость. Будь разумно внимателен к себе, и Бог поможет тебе молитвами святых. Аминь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.