Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Формы развития знаний






Понятие формы и видов знаний. Основные этапы развития знаний. Познание и знание человека.

Факты действительности и факты научные. Роль парадигмы мышления и стиля мышления в переводе фактов действительности в факты научные.

Узнавание как уровень развития знаний, когда субъект познания ищет ответ для поиска неизвестного по принципу: «стимул – реакция».

Задача как уровень развития познавательной ситуации при которой исследователь может использовать известный ему алгоритм поиска неизвестного.

Проблема как уровень познавательной ситуации при котором у исследователя нет алгоритма поиска неизвестного. Перед ним есть барьер неизвестности, который он обязан преодолеть. Проблема характеризуется уровнем трудности, а задача – уровнем сложности.

Теория как система знаний. Состав теорий. Теоретические и эмпирические термины. Основные функции теорий в научном познании. Виды теорий. Аксиоматические теории. Содержательные и формальные аксиоматики. Теория как процесс развития знания. Роль логики в развитии и обосновании теорий.

Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез

Гипотеза как процесс развития знания. Основные этапы развития гипотезы. Способы обоснования и опровержения гипотез. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.

Гипотеза как форма формулирования альтернативы при принятии решений в юридической практике. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Способы обоснования и опровержения гипотез. Алгоритм превращение гипотезы в решение. Уровни оценки степени подтверждения решения.

Роль гипотез в естествознании и науках об обществе. Гипотезы в правовом познании. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез.

Судебно-следственная версия как вероятностное предположение устанавливающее гармонию между выявленными фактами действительности. Специфика процесса выдвижения и обоснования судебно-следственных версий.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1. Понятия, суждения и законы логики

Примечание: Семинарское занятие проводится интерактивно, ориетируя студентов на самостоятельные сообщения по основным темам семинара, сопровождая выступления студентов совместным обсуждением изложенного материала, а также совместным разбором задач.

1. Сообщение: Основное содержание понятий и их использование в профессиональной деятельности юриста

2. Сообщение: Суждение и норма права как основы выражение мыслей и элементы аргументации;

3. Сообщение: Принципы правильного мышления и построения выводов в рассуждениях

4. Разобрать следующие задачи:.

а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.

б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;

в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;

г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.

д. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: 1) Защита Отечества – священный долг каждого гражданина РФ; 2) Степанов имеет высшее юридическое образование; 3) Российская Федерация есть правовое государство;

е. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

1) по объему субъект а: Советская Армия спасла мировую цивилизацию от фашизма; Некоторые люди являются преступниками; Все граждане РФ имеют право на труд; 2) по качеству связки: Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; Социальная надежность личности – это прочный симбиоз высокой нравственности личности, правовой культуры, политической зрелости, ее профессионализма и психофизиологического здоровья; 3) по содержанию предиката: Международный терроризм – мощное международное образование; Успех в достижении поставленной цели зависит от способов деятельности человека, средств, используемых для этого, и от качеств личности;

ж. С помощью логических союзов из простых категорических суждений образуйте возможные варианты сложных: а) Кража является умышленным преступлением; Мошенничество относится к умышленным преступлениям; б) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме; Петров получил от фирмы автомобиль в личное пользование;

з. Проверьте правильность превращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию превращения с предложенными суждениями: 1) Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства; 2) Некоторые философы не исходят из верного, материалистического решения основного вопроса философии. Следовательно, тех, кто не исходит из материалистического решения основного вопроса философии, нельзя называть философами;

и. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 1) Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2) Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 3) Некоторые граждане Российской Федерации – юристы; 4) Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил;

к. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее: 1) Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2) Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми;

л. К каким видам модальности относятся следующие суждения: 1) Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2) В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 3) Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела.

м. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? 1) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). 2) В деревне Комиссарово преступник был задержан (арестован, захвачен, связан). 3) Виновность гражданина Иванова была обоснована на суде путем демонстрации фактов совершенного им преступления (оснований, доводов, аргументов, свидетельских показаний).

н. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения. 1) Участником нападения на банк был гражданин Петров. Участником нападения на банк был гражданин Сидоров. 2) Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. Некоторые органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. 3) Преступники не могли проникнуть в банк через пролом в стене, который был обнаружен при обследовании места преступления. Преступники проникли в банк через отверстие в стене.

о. Найдите скрытое логическое противоречие в стихотворении А. Фета:

«В дымке – невидимке:

Истерзался песней соловей у розы,

Плачет старый камень в пруд роняя слезы».

г.Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: 1) Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования. 2) Всякое правонарушение является опасным для общества и граждан. Ни одно правонарушение не является общественно опасным. 3) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

п. Нарушение какого формально-логического закона допущено в следующих утверждениях: 1) Древние римляне видели ворону, которая каркала справа, и проиграли битву; в следующий раз ворона каркала слева, и они выиграли битву. Из этих фактов римляне сделали вывод, что карканье вороны с правой стороны приносит войску поражение, а с левой – победу. 2) Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать. 3) Все студенты изучают логику. Студент Петров логику не изучает, значит, он не студент.

р. Укажите, требование какого закона нарушено в следующем суждении: «На гражданина Иванова было совершено разбойное нападение. Через некоторое время был задержан гражданин Сидоров, заподозренный в совершении этого нападения, так как находился в этом районе. Он был предъявлен потерпевшему, который опознал в нем лицо, напавшее на него. Следовательно, гражданин Сидоров виновен в разбойном нападении на гражданина Иванова.

Литература:

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М., 2010. Гл. V.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений. М., 2010. Гл. 6.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. – М., 2011. Гл. 1-4

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 2010. Гл. 4

Семинар №2. Умозаключение, аргументация и формы научных знаний

Примечание: Семинарское занятие проводится интерактивно, ориетируя студентов на самостоятельные сообщения по основным темам семинара, сопровождая выступления студентов совместным обсуждением изложенного материала, а также совместным разбором задач.

1. Сообщение: Основное содержание видов умозаключений;

2. Сообщение: Доказательство и опровержение в аргументации. Спекулятивные приёмы аргументации;

3. Сообщение: Виды и формы научных знаний

4. Разобрать следующие задачи:

а. Определите вид аналогии, проанализируйте и дайте характеристику следующему умозаключению по аналогии: «Много раз Пруссия и Германия заключали с завоевателями вдесятеро более тяжелые и унизительные (чем наш) мирные договоры …, а потом все же поднимались на восстание и войну. Так было не раз, а много раз. История знает таких несколько мирных договоров и несколько войн… Мы заключили Тильзитский мир. Мы придем и к нашей победе, к нашему освобождению, как немцы после Тильзитского мира 1807 года пришли к освобождению от Наполеона в 1813 и 1914 годах. Расстояние, отделяющее наш Тильзитский мир от нашего освобождения, будет, вероятно, меньше, ибо история шагает быстрее».

Б. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях: 1) Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Следовательно молния есть причина грома. 2) Всякий раз, когда исследуются места происшествий, находят «следы» преступлений. Значит, если «следов» нет, то и нет преступления. 3) Прежде, чем что-то построить или создать, человек это что-то создает в своей голове. Следовательно, сознание является первичным.

в. Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными:

1) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является

потерпевшим;

Судья Петров – потерпевший;

Судья Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела.

 

2) Экономические преступления – общественно опасные деяния;

Подделка финансовых документов – экономическое преступление;

Подделка финансовых документов – общественно опасное деяние.

 

3) Все рыбы дышат жабрами;

Киты не дышат жабрами;

Следовательно, киты не рыбы.

 

г. Определите, являются ли приведенные условно-категорическое и разделительно-категорическое суждение правильными:

1) Если магазин реализует одни и те же неучтенные вещи, то это реализация ворованных вещей;

В одном из магазинов обнаружены одни и те же неучтенные вещи;

Значит, в данном магазине реализуются похищенные вещи.

 

2) Преступление может быть совершено путем действия или бездействия;

Это преступление не совершено путем действия;

Значит, это преступление совершено путем бездействия.

д. В чем несостоятельность приведенной гипотезы и какой принцип в ней был нарушен? В произведении Н.В. Гоголя «Мертвы души» есть гипотеза почтмейстера Ивана Андреевича, согласно которой Чичиков есть не кто иной, как капитан Копейкин, пострадавший в войне 1812 года и вступивший в конфликт с правительственной бюрократией. Рассказ о злоключениях капитана Копейкина был выслушан с неослабным интересом. (Десятая глава произведения).

е. Назовите и аргументируйте «конкурирующие» гипотезы происхождения слова «Москва», как название столицы РФ.

ж. Проанализируйте текст и определите, излагается в нем проблема, гипотеза или догадка. Если это гипотеза, то определите ее вид: общая, частная, единичная.

Путем наблюдения астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета солнечной системы. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР и США, было установлено, что в этой области космического пространства нет звезды и черной дыры. Прямых подтверждений существования десятой планеты также нет. Есть некоторые косвенные доказательства. Предполагаемая десятая планета имеет массу, в пять раз превышающую земную, ее орбита сильно отличается от орбит известных планет.

з. Все ли возможные версии учтены в примере?

В прокуратуру поступило заявление, что некто Петров убил свою бывшую жену. Следствие установило, что Петров был разведен с ней и женился второй раз. Дети от первого брака (мальчик и девочка) жили с ним. Вторая жена относилась к ним хорошо. Первая жена жила в том же доме, рядом с квартирой второй жены Петрова, где он жил со своими детьми от первого брака. При обследовании места преступления следов присутствия Петрова в квартире его первой жены обнаружено не было. Свидетели, жильцы дома, утверждали же, что мол де Петров убил свою бывшую жену, так как она очень хотела, чтобы он вернулся к ней. Они требовали расследования. На этом основании была выдвинута версия, что Петров убил свою бывшую жену. Сам Петров в содеянном не сознавался.

и. Подготовить план, провести беседу и принять вариант решения по полученным знаниям, обосновав их истинность или достоверность.

Подготовиться к проведению ролевой игры по заранее выбранной студентами теме:

Например: а) «Развитие инноваций – есть условие прогрессивного развития страны»; б) «Отмена смертной казни создаст реальные условия для восстановления социальной справедливости в обществе»; и т.д.

Литератур а

1. Михалкин Н.В. Генез, философия и методология науки. М., 2007.

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебное пособие – М., 2011. – Гл. 5-8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.