Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По восприятию текста




3)чтение(вид речевой деятельности, основанный на восприятии и осмыслении письменного текста)

4)слушание(вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов)

Виды общения:

- по форме(устное, письменное);

- по виду текста(монологическое, диалогическое);

- по количеству общающихся (межличностное (один-один), массовое (один-много);

- по обстановке(официальное, неофициальное);

- по наличию – отсутствию посредника(опосредованное, т.е. через бумагу, непосредственное);

- по расстоянию(контактное, дистантное).

Речевое поведение– это свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников общения.

Речевая ситуация– это совокупность внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, необходимая для возникновения речи

1) внешние условия:(автор, адресат), место, время, тема (если она обусловлена местом и временем).

2) внутренние условия: причины, цели, тема (если она обусловлена внутренними причинами).

Коммуникативная ситуацияимеет определённую структуру:

1) говорящий (адресат),

2) слушающий (адресант),

3) отношения между говорящими,

4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружелюбная),

5) цель,

6) средство общения (литературный язык или подсистема: жаргон, диалект, просторечие),

7) способ общения (устное, письменное, дистантное, контактное),

8) место общения.

Речевой акт –конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Коммуникативная компетенция – владение носителем языка «ситуативной грамматикой», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящими, от целей общения и других факторов.

Речевой паспорт – определённые характеристики, автоматически передаваемые через речь человека:

- национальность, географическое «происхождение»,

- уровень образования, воспитания, культуры,

- пол,

- возраст,

- принадлежность к профессии,

- эмоциональное состояние, настроение (болен, устал, весел, печален и др.),

- некоторые черты характера (замкнутость, общительность и т.д.),



- действие, сопровождающее речь (идёт, бежит, засыпает и др.).

Языковая личность – 1. (по мнению Ю.Н. Караулова) совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целенаправленностью.

2. Носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения каких-то его целей.

Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности.

 

3. Тема: Функциональные стили речи

Основные понятия: функциональный стиль, стилистические средства, научный стиль. Официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль, (язык художественной литературы), стиль автора, разговорный стиль, виды документов, особенности публичных выступлений.

Понятие стиля существует не только в филологии. В общем виде стиль понимается как характерная отличительная особенность деятельности и ее результата. Стиль присутствует во всех видах искусства: стиль архитектуры, стиль исполнения музыкального произведения, стиль руководства и стиль плавания. Однако понятие стиля ограничено именно областью деятельности человека, у животных нет стиля. Известен афоризм Бюффона при избрании его в члены французской академии: «Стиль – это человек».



Однако происхождение слова «стиль» было связано с языком, точнее с написанием. В Греции и Риме стиль – это палочка для письма, у которой один конец был острым, им писали по восковой дощечке, другой – тупым, им затирали написанное неправильно. Изречение Горация «часто поворачивай стиль», т.е. часто исправляй написанное, стало крылатым. Название орудия письма было перенесено на написанное (хороший стиль, плохой стиль) и стало означать манеру словесного выражения. (Л.Я. Лачимова)

Функциональный стиль –это исторически сложившаяся разновидность литературного языка, обслуживающая определённую сферу человеческой деятельности (адинистративно-правовую, научную, общественно-политическую, художественную, бытовую), выполняющая в этой сфере определённую функцию информативную, коммуникативную, волюнтативную) и имеющая соответствующие специфические черты.

 

Благодаря наличию в языке функциональных стилей мы можем по-разному выражать свои мысли, описывать какие-либо события, характеризовать предметы и явления. Например, о таком явлении, как водопад, можно говорить следующими способами:

 

• Водопа́д — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. Водопадом считают место, где падает вода выше, чем с метра. Ниже- пороги и уступы. Самый высокий водопад в мире — Анхель (Angel) высотой 979 м. (научный стиль)

• Удивительно, но исследователь совсем не был счастлив тем, что открыл такой великолепный водопад, как Виктория, хоть позднее и писал, что тот дарил «виды столь прекрасные, что они должны были радовать ангелов в полете». Для Дэвида Ливингстона водопад, представляющий собой, в прямом смысле, стену воды длиной около 1675 м. и высотой 107 м., был, собственно говоря, препятствием на пути христианских миссионеров, стремящихся добраться до туземцев в глубине материка.

• Довожу до Вашего сведения, что водопад – это свободное падение потока воды с крутого обрыва. Многие водопады состоят из серии мелких водопадов, или каскадов, когда вода падает с одного уступа на другой.

• Водопад – это обалденное падение воды! Это нереальный грохот и брызги! Это адреналин и восторг! У меня мурашки бегут по коже. Прикольно!

 

• Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем,

быстром Лодоре!

(перевод А. Шмульяна)

 

Схема 1. Функциональные стили русской речи

       
 
 
   



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал