Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор площадки под строительство нефтебазы






Помимо экономических условий, определяющих минимальные транспортные расходы по перевозкам потребителям нефтепродуктов, необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства нефтебазы, отвечала инженерным и геологическим требованиям. Отводимая для нефтебазы территория должна иметь необходимые разрывы между границами участка и соседними сооружениями.

Площадку желательно выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооружений, чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем. Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров» района, показывающая повторяемость ветров (в процентах или днях в году) по румбам. Во избежание распространения огня при растекании горящего нефтепродукта по поверхности воды и по санитарным условиям речные нефтебазы следует располагать ниже по течению реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий, пристаней, мостов.

Одно из важнейших условий при выборе площадки – удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжения и энергоснабжения для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд. Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод, не причиняющий вреда населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки нефтебаз желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка была сложена из коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0, 1 МПа.

Заболоченные и заливаемые водами территории непригодны для нефтебаз, так как в первом случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, а во втором – возводить вокруг участка нефтебазы водозащитную дамбу.

Окончательный выбор площадки нефтебазы делается по результатам анализа данных отчета изыскательской партии в составе: начальника, инженера-геолога или инженера-гидрогеолога, инженера-строителя, техника-геодезиста, рабочих для производства разведоч­ных выработок и топографической съемки участка.

 

Генеральный план нефтебазы

Генеральный план нефтебазы представляет собой определенное расположение различных объектов на территории, отведенной для строительства. Генеральный (главный) план нефтебазы составляется с учетом всех местных условий: рельефа, геологических и гидрогеологических особенностей площадки, метеорологических условий, номенклатуры нефтепродуктов и некоторых особых условий эксплуатации (противопожарных, санитарных, транспортных).

Топографической основой для разработки генерального плана является ситуационный план с горизонталями. С помощью ситуационного плана с железнодорожными путями, автомобильными дорогами и инженерными сетями (телефон, водопровод, канализация, линии электропередач) нефтебазы увязываются с транспортными магистралями и соответствующими сетями района. Железнодорожные тупики помимо малой протяженности и удобного примыкания к магистрали должны быть проведены с необходимыми уклонами и радиусами кривизны. После привязки сетей приступают к размещению всех сооружений по семи зонам. Для облегчения разбивки отдельных объектов на топографический план площадки наносят розу ветров и координатную сетку 100 ´ 100 или 50 ´ 50 м.

Зона хранения наиболее опасна в пожарном отношении, поэтому ее выделяют в обособленную площадку, доступ на которую разрешается лишь ограниченному кругу людей. Оперативную зону следует располагать ближе к выезду и въезду, чтобы потребители не задерживались на территории базы. На нефтебазах I и II категорий под оперативную зону отводится специально огороженный участок с самостоятельным въездом и выездом на дороги общего пользования. Объекты зоны вспомогательных технических сооружений отделяют от других зон, так как там производят работы с открытым огнем, а в производственном отношении существует взаимосвязь между ними.

При компоновке зон и отдельных сооружений необходимо добиваться максимально возможного сокращения протяженности технологических трубопроводов и инженерных сетей.

Размещению объектов на плане должна предшествовать горизонтальная планировка всей территории нефтебазы.

Все здания и сооружения на генплане должны иметь габаритные размеры и координаты одного из углов.

Вертикальную планировку площадки нефтебазы производят с учетом следующих требований:

– должны быть созданы нормальные условия всасывания насосов;

– по возможности должен быть обеспечен самотечный слив и налив железнодорожных цистерн, налив автоцистерн и мелкой тары;

– трубопроводные сети должны быть проложены без «мешков» (резкого изгиба оси трубы в вертикальной плоскости).

Примерный генеральный план перевалочной нефтебазы представлен на рис. 10.1 [18]. Прием нефтепродуктов осуществляют по магистральному нефтепродуктопроводу, а отпуск по железной дороге – вагонами-цистернами.

 

 

Рис. 10.1. Генеральный план нефтебазы: 1–22 – резервуары; 23 – склад пенопорошка;
24 – водоем; 25 – запасной водоем; 26–27 – железно­дорожные наливные эстакады;
28 – помещение для наливщиков; 29 – наливная насосная; 30 – узлы приема нефтепродуктов из магистральных трубопроводов; 31 – трансформаторная подстанция; 32 – механическая мастерская; 33 – водоносная; 34 – резервуары для воды; 35 – водонапорная башня;
36 – котельная; 37 – площадка для топлива; 38 – площадка для золы; 39 – обмывочная;
40 – контора; 41 – пожарное депо; 42 – здание охраны; 43 – телефонная станция;
44 – лаборатория; 45 – склад проб; 46 – вольер для собак; 47 – сторожевой пост;
48 – песколовка; 49 – нефтеловушка; 50 – ограда; 51 – узко­колейка;
52 – железнодорожные линии

 

Резервуары под номером 1 – 20 типа РВС-5000 имеют общую вместимость 100 000 м3. Резервуар РВС-5000 имеет объем 5000 м3, диаметр 22, 8 м, высоту
12 м. По объему резервуарного парка нефтебаза принадлежит ко II категории.

Очистные сооружения (48 и 49), как и требуют нормы проектирования, расположены в наиболее низком месте площадки нефтебазы.

На генеральном плане нанесена «роза ветров», длина «лучей» пропорциональна частоте ветра в рассматриваемых направлениях.

Каждая группа наземных резервуаров ограждена замкнутым земляным обвалованием шириной по верху не менее 0, 5 м или ограждающей стенкой из негорючих материалов, рассчитанной на гидростатическое давление разлившейся жидкости. Высота обвалования должна быть на 0, 2 м выше уровня расчетного объема разлитой жидкости.

Обвалование выполняется с целью предотвращения разлива нефтепродукта по площади нефтебазы из резервуаров в случае их повреждения. Это важно, особенно при пожарных ситуациях.

На рис. 10.2 приведена часть нефтебазы, в которой резервуары наполняются из железнодорожных цистерн. Показана сливная железнодорожная эстакада, насосная, эстакады налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны, зона очистных сооружений, склад пенообразователя (для тушения пожара), операторская, въездные ворота для железнодорожного транспорта и автотранспорта.

 

.

Рис. 10.2. План участка нефтебазы

 

На железнодорожных эстакадах устанавливают сливные и наливные станки. Они представляют собой устройства для слива нефтепродукта из цистерн или их налива. Станок состоит из опорной вертикальной стойки с хомутами, в которых может поворачиваться стояк, выполненный из трубы. Стояк представляет собой трубу [59], плавно изогнутую в верхней части, и образует радиус вращения около 3 м. Высота стояка 5, 5 м. На конце стояка установлен резиновый рукав длиной 4 м и внутренним диаметром 100 мм.

Наполнение цистерн нефтепродуктами осуществляется под избыточным давлением, создаваемым насосом. Слив светлых нефтепродуктов может осуществляться под разрежением (сифонный способ). Станок имеет патрубок для нижнего слива, вентили, фиксирующее устройство, насос.

После разработки генерального плана приступают к составлению технологического плана и схемы трубопроводов нефтебаз, которые являются основными (исходными) документами для гидравлического расчета трубопроводов.

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов (с оборудованием), при помощи которой обеспечивается выполнение всех операций по перекачке жидких нефтепродуктов. Для составления схемы необходимо знать число и объем операций, их одновременность, а также номенклатуру хранимых на нефтебазе нефтепродуктов. При составлении схемы следует учесть, что помимо основных операций по приему и отпуску нефтепродуктов необходимо осуществлять еще и внутрибазовую перекачку любым насосом из резервуара в резервуар в пределах определенной группы нефтепродуктов.

На рис. 10.3 показана технологическая схема перевалочно-распредели-тельной нефтебазы. В состав объектов нефтебазы входят: причальное сооружение I; автоналивная эстакада II; резервуарный парк светлых нефтепродуктов III; резервуарный парк темных нефтепродуктов IV; узел учёта V; камера приёма очистного устройства VI; разливочная VII; насосные VIII; нулевой подземный резервуар IX; сливная железнодорожная эстакада X.

Условные обозначения – стендер – задвижка – обратный клапан – фильтр – насос – счетчик – автоналивной стояк – наземный резервуар – подземный резервуар – сливо-наливной стояк – устройство для нефтепродуктов  

Рис. 10.3. Принципиальная технологическая схема перевалочно-распределительной
нефтебазы: I – причальные сооружения; II – автоналивная эстакада; III – резервуарный парк светлых нефтепродуктов; IV – резервуарный парк темных нефтепродуктов; V – узел учета; VI – камера приема очистного устройства; VII – разливочная; VIII – насосная;
IX – нулевой резервуар; X – сливная железнодорожная эстакада

Насосная станция – группа насосных агрегатов, установленных в здании, под навесом или на открытой площадке и предназначенных для перекачки нефти и нефтепродуктов.

Эстакада железнодорожная сливо-наливная – сооружение у специальных железнодорожных путей, оборудованное сливо-наливными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн или их наливу.

Разливочная –сооружение, оборудованное приборами и устройствами, обеспечивающими выполнение операций по наливу нефтепродуктов в бочки.

Нефтеловушка (очистные сооружения) – сооружение для механической очистки сточных вод от нефти и нефтепродуктов.

Стационарная система пенного пожаротушения включает резервуары для воды и пенообразователя, насосную станцию и сеть растворопроводов с пожарными гидрантами. Средства автоматики включают систему подачи пены при возгорании нефтепродукта.

Нефтебаза может принимать нефтепродукты по магистральному нефтепроводу (только светлые), по железной дороге (светлые и темные). Отпуск светлых нефтепродуктов производится автомобильным, водным и железнодорожным транспортом, темных нефтепродуктов – по железной дороге и через разливочную систему.

Технологический план представляет собой схему, нанесенную в масштабе на генеральный план нефтебазы. По этому плану для каждого трубопровода составляется профиль трассы, который имеет следующие графы:

· в первой прочеркивается сплошной линией профиль земной поверхности и жирной линией указывается положение трубопровода;

· во второй указывается ситуация вдоль трассы трубопровода (колодцы, насосные, пересечения дорог и т. д.);

· в третьей приводятся красные отметки – требуемые отметки поверхности Земли;

· в четвертой даются фактические отметки поверхности Земли наиболее характерных точек трассы (разность отметок третьей и четвертой граф составляет величину выемки или подсыпки грунта);

· в пятой указываются отметки нижней части трубопровода (при подземной прокладке – отметки дна траншеи);

· в шестой приводятся расстояния между характерными точками трассы, а также указываются пикеты через каждые 100 м и километровые столбы;

· в седьмой приводятся уклоны трубопровода и расстояния, на которых этот уклон должен быть выдержан.

Графические материалы нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком и магистральных трубопроводов (типовые технические решения по проектированию) приведены в работе [55].

Современные нефтебазы могут быть универсальными (рис. 10.4).

 

Рис. 10.4. Универсальная нефтебаза

 

Они имеют устройства для слива топлива из железнодорожных цистерн, отпускают нефтепродукты в автоцистерны, имеют колонки для заправки автомобилей. Процесс учета нефтепродуктов автоматизирован. Для контроля процессов слива и налива нефтепродуктов применяются ПЭВМ с соответствующими программами.

Автоцистерны с нефтепродуктами взвешиваются на весах авто­мобильных стационарных и передвижных общего назначения гру­зоподъемностью от 10
до 30 т.

Железнодорожные цистерны взвешиваются на специальных ве­сах в соответствии с ГОСТ 8.424–81.

Масса нефтепродукта определяется как разность между массой брутто и массой тары.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.