Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы вязкости моторных масел






Классы вязкости (Россия) SAE ν 100 , 0С мм2 ν -18 0С, мм2
3З 5W Не менее 3, 8 < 1250
4З 10W Не менее 4, 1 < 2600
5З 15W Не менее 5, 6 < 6000
6З 20W Не менее 5, 6 < 10400
    5, 6–7, 0
    7, 0–9, 5
    9, 5–11, 5
    11, 5–13
    13–15
3З /8 5W-20 7, 0–9, 5 < 1250
4З /8 10W-20 7, 0–9, 5 < 2600
5З /10 15W-30 9, 5–11, 5 < 6000
6З /14 15W-40 13–15 < 10400

 

Пример обозначения: SAE - 5W/30, API- SЕ, EC. Всесезонное моторное масло с кинематической вязкостью 10 сСт при 100 оС при отрицательных температурах ведет себя как масло типа 5W (W – зимнее), обеспечивает легкий запуск двигателя до температуры не ниже – 25 0C, предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей, энергосберегающее.

Моторные масла производят по следующей технологии. Мазут нагревают до температуры 450 оС, направляют в ректификационную колонну
(см. рис. 2.1), которая работает при давлении 50 мм рт. ст.

Известно, что с понижением давления над жидкостью уменьшается температура кипения. Так, например, углеводород при атмосферном давлении
760 мм рт. ст. имел температуру кипения 500 °С, а при снижении давления до 50 мм рт. ст. его температура кипения уменьшилась до 250 °С. Тяжелые углеводороды будут испаряться, а не разлагаться. Появляется возможность мазут разделить по их температурам кипения и получить масла разной вязкости.
На этом принципе и основана вакуумная дистилляция мазута.

Нагретый мазут в ректификационной колонне разделяется на дистилляты (легкие, средние, тяжелые). Затем идет их очистка от смолистых соединений с получениемрафинатов. Далее рафинаты депарафинизуются (удаляется парафин) и получают базовые масла. Затем к базовым маслам добавляют присадки и получают конечный продукт товарные масла.

Дистиллятом называют неочищенную нефтяную фракцию, полученную перегонкой. Полученное масло, например SAE 5W (М-33), очищают, затем депарафинизуют, добавляют присадки и получают товарные масла. Основные методы очистки: кислотная (применение серной кислоты) и селективная.

Неочищенное масло смешивается с серной кислотой. Смолистые вещества вступают в реакцию с кислотой, образуя густую, тяжелую массу – кислый гудрон. Гудрон удаляют из бака, в котором остается чистое масло.

При селективной (выборочной) очистке применяют растворитель (фенол, ацетон). Растворяются, например, сернистые соединения при повышении температуры. При понижении температуры сернистые соединения выпадают в осадок.

При депарафинизации масло смешивают со смесью растворителей (толуол, метилэтилкентон). Полученный раствор охлаждают до температуры минус 6 – 12 °С. Кристаллы парафина выпадают в осадок. Удаление парафинов позволяет понизить температуру застывания масел.

Товарные масла с необходимыми эксплуатационными свойствами получают из базовых масел, которые смешиваются между собой с добавлением соответствующих присадок.

 

Контрольные вопросы

1. С какой целью применяют моторные масла?

2. Отечественная и зарубежная маркировка моторных масел.

3. Расскажите технологию получения товарных масел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.