Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая психоло­гия — наука о психологи­ческих эффектах взаимо­действия человека со средой.






 

Экологическая психология начала развиваться только в 60-х гг. XX в., в основном в работах зарубежных исследователей. В 1970-х гг. это направление бурно развива­лось в США и странах Западной Европы. Появились специальные журналы, ассоци­ации, стали проводиться научные конференции, связанные с проблемами экологиче­ской психологии (в англоязычной литературе она фигурирует под названием environmental psychology).

Для того чтобы систематизировать результаты исследований, проводимые в рам­ках этой дисциплины, воспользуемся следующей классификацией. Окружающую человека среду можно подразделить на четыре компонента (Реймерс Н. Ф., 1994): собственно природную среду, квазиприродную среду, искусственную среду и соци­альную среду.

Природная среда, окружающая человека, имеет естественное происхождение, она характеризуется, как говорят экологи, свойствами самоподдержания и саморегуля­ции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека. Иначе го­воря, этот компонент среды существует и функционирует сам по себе. К числу фак­торов природной среды можно отнести, например, такие, как магнитное и гравитационное поля, влажность и химический состав воды, характер местности (рав­нинная, холмистая, гористая), особенности растительного и животного мира, вероят­ность землетрясений, наводнений, ураганов и других природных катаклизмов.

Квазиприродную среду образуют все модификации природной среды, являющие­ся результатом деятельности людей. К такой среде относятся пахотные и иные уго­дья, зеленые насаждения, домашние животные и растения. Квазиприродная среда характеризуется отсутствием способности к самоподдержанию, т. е. постепенно раз­рушается без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. Угодья перестают давать урожай и зарастают сорняками без культивации, а брошенные до­машние животные дичают и болеют.

К искусственной среде относится вся совокупность созданных человеком объек­тов, которые без непрерывного обновления начинают разрушаться. К искусственной среде относятся технические виды транспорта, технологическое оборудование, зда­ния, сооружения, различные изделия (мебель, одежда, оружие и т. п.). Эта среда мало похожа на то, что создано природой. Вспомните свои впечатления от индустриаль­ных окраин больших городов с их автострадами, автомобилями, товарными вагона­ми, асфальтом и сравните их с живой, естественной средой полей и лесов.

Под социальной средой можно понимать совокупность экономических, политиче­ских, культурных, этических условий жизни человека. По сути дела, экологическая психология в своем социально-средовом аспекте связана с особенностями взаимодей­ствия человека с его социальным окружением. Это не только непосредственное взаи­модействие — частота контактов с другими людьми, скученность, теснота среды оби­тания, наличие собственной территории, — но и опосредованное законами, правилами и традициями общества. Влияние и изменение социальной среды легко почувствовать как бывая в различных странах, так и переезжая из одной местности в другую в пре­делах одной страны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.