Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социально-психологического исследования






Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, про­водимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать:

а) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (по­ступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ и стиль жизни и т. д.);

б) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные пред­ставления, ожидания и т. п.

в) слабоосознаваемые или неосознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.);

г) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы;

д) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социаль­ного взаимодействия и т. д.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения со­циальных установок и аппаратурный метод.

Метод наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследова­ния различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследо­вателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. Классическими примерами таких исследований являются изучение Н. Андерсоном жизни бродяг, У. Уайтом — эмигрантов, В. Б. Ольшанским — ценностных ориента­ций молодых рабочих и др. Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой. При этом наблюдение может проводиться открыто или незаметно для исследуемого объекта.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных усло­виях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях).

Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с по­мощью наблюдения данных, например разработке надежных схем (программ) наблю­дения, использованию технических средств регистрации поведения и деятельности личности или группы, специальной подготовке наблюдателей и т. д.

Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического ме­тода анализа продуктов человеческой деятельности. У. Томас и Ф. Знанецки впер­вые в социальной психологии применили этот метод для исследования феномена со­циальной установки.

Документы обычно различаются по:

1) способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видео­документы);

2) целевому назначению (естественные, специальные и целевые);

3) степени персонификации (личные и безличные);

4) статусу (официальные и неофициальные) и т. д.

Методы анализа документов различаются на качественные (или неформализован­ные) и количественные (формализованные). В основе любого метода лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации. Количественные методы анализа документов получили широкое распространение в 30-40-х гг. XX в. в связи с разработкой специальной процедуры —контент-анализа, который является способом перевода интерпретированной текстовой информации в количественные показатели с последующей математико-статистической обработкой (Семенов В. Е., 1983).

Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологиче­ских исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).

Опросы делятся на два основных типа:

а) интервью (очный опрос); проводится в форме непосредственных вопросов-от­ветов;

б) анкетирование (заочный опрос); предполагает самостоятельное заполнение во­просника (анкеты) самими респондентами.

В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:

1) для сбора предварительной информации на ранних стадиях исследования;

2) для апробации или пилотажного испытания нового ме­тодического инструментария;

3) как дополнительное средство уточнения, расшире­ния и контроля получаемых данных;

4) как основной эмпирический метод сбора социаль­но-психологической информации.

К основным видам интервью относятся стандартизиро­ванное и нестандартизированное. В первом случае предполагаются стандартные (не изменяющиеся для всех респондентов) формулировки воп­росов и их последовательность. В нестандартизированном интервью исследователь руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы и определяя их по­следовательность в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

По сравнению с результатами анкетирования интервью дает более содержатель­ную информацию. Однако его недостатком является трудноконтролируемое влия­ние личности и профессионального уровня исследователя на опрашиваемого, что может приводить к снижению объективности получаемой информации. Основные преимущества анкетирования состоят в возможности выполнения массовых опросов и его профессиональной доступности.

Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-пси­хологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

 

· Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой груп­пы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в опреде­ленном виде совместной деятельности или ситуации.

Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения коли­чества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позво­ляет стандартизировать их условия в группах различной численности.

Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологи­ческие отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочте­ний или отклонений членов группы.

К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия и др.

Наиболее существенные недостатки метода социометрии:

а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;

б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты;

в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаи­модействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ получения характеристи­ки человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного позна­ния людей в процессах их совместной деятельности и общения.

С помощью этого метода оцениваются качества че­ловека по предлагаемому их перечню с использованием приемов:

а) прямого оценивания по n -балльной шкале;

б) ранжирования качеств;

в) попарного сравнения качеств и др.

Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования, а их число варьируется у разных исследователей в диапазоне от 20 до 180.

Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных спо­собностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т. д. (Чугунова Э. С., 1986).

· Групповая оценка личности — способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы.

 

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, однако широко применяются для диагностики разных групп, межличностного, межгруппо­вого и других видов взаимодействия, социальной перцепции, социально-психологи­ческих свойств личности (социального интеллекта, социальной компетентности, сти­ля лидерства и др.).

В социальной психологии наиболее известны тесты диагностики интерперсональ­ных отношений Т. Лири, совместимости В. Шутца, перцептивной биполяризации Ф. Фидлера и др.

Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях. Они позволяют количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определен­ному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов (ра­боте, политике, социальным группам и т. д.). В отличие от опросов шкалы установок измеряют одномерную изучаемую переменную, а не распределение мнений. Однако одной из сложностей использования шкал является необходимость предварительно­го определения специальной процедуры их построения.

Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Л. Терстоуну, Р. Лайкерту, Л. Гутману, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и др.

Эксперимент в социальной психологии — это специально организованная (в есте­ственных или искусственных условиях) процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из ко­торых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств).

Среди специфических признаков социально-психологического эксперимента вы­деляют:

— искусственное моделирование изучаемых социально-психологических явлений или жесткий контроль естественных условий исследования, т. е. создание экс­периментальной ситуации;

— активное воздействие исследователя на изучаемые явления, так называемое ва­рьирование переменных;

— измерение ответных форм поведения личности или группы (испытуемых) на это воздействие;

— требование воспроизводимости результатов и т. д.

В зависимости от условий, в которых организован эксперимент, его разделяют на лабораторный и естественный.

Метод эксперимента является одним из наиболее строгих способов получения эм­пирических данных, поэтому становление социальной психологии как науки во мно­гом обязано использованию эксперимента в изучении социально-психологических явлений. Классические исследования группового эффекта (т. е. влияния группы на поведение индивида), выполненные в самом начале 20-х гг. XX в. В. Меде в Герма­нии, Ф. Оллпортом в США и В. М. Бехтеревым в России, фактически заложили ос­новы экспериментальной социальной психологии.

Метод эксперимента приобретал все большее значение в социальной психологии по мере ее развития, при этом совершенствовалась и техника этого метода. Однако в социальной психологии эксперимент критикуют прежде всего за его низкую эколо­гическую валидность, т. е. трудность перенесения результатов и выводов, получен­ных в экспериментальной ситуации, на реальную жизнедеятельность личности и тем более группы. Другая проблема заключается в сложности интерпретации данных, по­лученных в искусственных (лабораторных) условиях.

Аппаратурный метод чрезвычайно способствовал развитию экспериментальных процедур исследования социально-психологических феноменов групповой деятель­ности. В основе конструирования и классификации аппаратурных способов исследо­вания лежат несколько принципов:

— технический (функциональные возможности модели, способы регистрации раз­личных компонентов деятельности и т. п.);

— общепсихологический (включенность ведущих психических процессов в моде­лируемую групповую деятельность);

— социально-психологический (тип взаимосвязанности индивидуальных дей­ствий при выполнении групповых заданий).

На основе этих принципов разработаны разнообразные конкретные модели: со­вместная сборка «Арки», проведение штифта по «Лабиринту», групповое управле­ние движущимся объектом в «Групповом сенсомоторном интеграторе» и «Кибернометре» и т. д. (Чернышев А. С., 1980). Результаты этих исследований используются для решения практических задач диагностики, комплектования малых групп и их подготовки к совместной работе.

Вопросы для повторения

1. Какие представления сложились в современной социальной психологии о ее предмете?

2. Приведите примеры разных социально-психологических явлений: психических процессов, состояний и свойств личности или группы.

3. Перечислите основные объекты исследования в социальной психологии.

4. Каковы составляющие части (разделы) социальной психологии?

5. Что такое внешний и внутренний контуры интеграции социальной психологии?

6. Какие периоды выделяются в истории отечественной социальной психологии?

7. Каков вклад Н. К. Михайловского в зарождение социальной психологии в России?

8. Кто является автором и чему посвящено первое в России специальное социально-психологиче­ское исследование?

9. В чем состоят основные заслуги В. М. Бехтерева в развитии социальной психологии?

10. Какова роль А. С. Макаренко в исследованиях психологии коллектива и личности?

11. Какова основная причина формирования социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины?

12. Назовите первые публикации по социальной психологии на Западе.

13. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии 1960-1970-х годов?

14. Назовите основные теоретико-методологические ориентации в зарубежной социальной психо­логии.

15. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психоло­гических исследованиях.

16. Назовите основные методы социально-психологического исследования.

17. Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опросов?

18. Для решения каких задач используется социометрический метод исследования?

19. В чем состоят основные трудности применения эксперимента в социальной психологии?

Рекомендуемая литература

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.

Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1994. — 399 с. — (Памятники психологической мысли).

Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М.: Наука, 1983. — 232 с.

Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. — М.: Изд-во МГУ, 1972. - 72 с.

Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: Сборник научных тру­дов / ИП РАН; Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. - М.: ИП РАН, 1995. - 196 с.

Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сборник научных трудов /АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. - М.: ИП АН СССР, 1990. - 217 с.

Методология и методы социальной психологии: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. В.Шорохова. - М.: Наука, 1977. - 247 с.

Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 175с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУП. — СПб.:

ИГУП, 1999. - 134 с.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - (Справочники «ИНФРА-М»). - С. 466-484.

Чернышев А. С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива // Психологический журнал. — Т. 1. — 1980. — № 4. — С. 84-94.

Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / Отв. ред В. Я. Ядов.; ЛГУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 160 с.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология.: Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: ИП РАН, 1999. - 447с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.