Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-моральный облик инженера закреплен в следующих положениях.






1. Инженер должен быть рационалистом и опираться на эксперимент.

2. Быть деловитым, компетентным, обладать техническими навыками и умениями.

3. Обладать профессионализмом.

4. Иметь склонность к творческой и изобретательской деятельности.

5. Быть настойчивым и скрупулезным, трудолюбивым и бдительным.

6. Быть добросовестным, дисциплинированным, преданным избранной профессии.

7. Выполнять работу на качественном уровне и в установленные сроки.

8. Быть ответственным по отношению к коллегам и к обществу.

9. Нести ответственность за результаты своего проекта.

 

Расширение сферы моральной ответственности инженера. Нельзя рассматривать инженера только как технического специалиста в своей узкой области. Ведь его деятельность непосредственно связана и с природной средой, и с обществом, и самим человеком. Поэтому инженер обязан в своих действиях руководствоваться не только профессиональными интересами, но и уметь правильно расставлять ценностно-нравственные приоритеты, руководствуясь при этом своими профессиональными обязанностями, профессиональным долгом, общественным мнением и совестью. Поэтому к нормам инженерной этики относится:

‑ добросовестное отношение к работе;

‑ создание устройств только на пользу людям;

‑ ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

‑ определение формы отношений инженера с другими участниками процесса создания и использования техники;

‑ добросовестное выполнение деловых обязательств;

‑ не разглашение информации, касающейся состояния дел или технических процессов своих клиентов или своего работодателя.

 

Техноэтика. Во второй половине ХХ века нравственное обеспечение деятельности инженерии получило название техноэтика, где техника рассматривается не как цель, а как средство для достижения заданной цели. Техноэтика, в первую очередь, занимается проблемой этической и социальной ответственности инженера как перед отдельно взятым человеком, так и перед обществом в целом.

Прежде чем реализовывать очередной проект, необходимо взвешивать все его моральные, социальные, психологические и экологические последствия.

Нужна гласность и открытость при обсуждении проектов и их возможных последствий в средствах массовой информации.

Должен существовать социальный контроль, следящий за техническими нововведениями и устанавливающий единую стандартизацию материалов, производства, готовых изделий.

Оценка последствий работы техники должна складываться из коллективной и индивидуальной ответственности каждого отдельно взятого инженера. При разработке проекта инженер просто обязан учитывать не только технические требования к эксплуатации, но и соблюдать требования безопасности, удобства и экологичности по применению этих устройств. И для этого надо развивать, в первую очередь, самосознание специалистов инженерного труда в необходимости социальной и экологической оценки техники.

 

Проблема влияния человека на окружающую среду, с точки зрения инженерной этики. Если содержание профессиональной этики, ее внутренние профессиональные стандарты могут оставаться неизмененными в течение долгого времени, то требования, которые предъявляются к профессии извне, достаточно мобильны и зависят от степени развития того или иного общества. Изменения этих требований продиктовано необходимостью решать актуальные общественные проблемы. Так, особое место в профессиональной этике инженера, в частности, и в прикладной этике, вообще, занимает проблема влияния человека на окружающую среду.

По мнению В.Г. Горохова, «современный инженер ‑ это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы, узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом».

Человек при помощи техники создал «вторую природу», систему «человек ‑ техника ‑ окружающая среда ‑ человек».

На сегодняшний день экологическое благополучие и выживание человечества должны стать одной из главных забот человечества в ХХІ в. И.А. Негодаев, например, предлагает для предотвращения экологической катастрофы ввести качественно новые технологии, основными принципами которых будут являться:

‑ максимальная изолированность материального производства от окружающей природной среды;

‑ автотрофность производства: все отходы производства должны быть разложимы вплоть до атомов с последующим синтезом новых веществ, запускаемых затем в производство;

‑ кругооборот веществ, при котором технологические процессы должны подчиняться законам, действующим в биосфере, то есть замкнутой циклической природной «технологии».

 

В заключение можно сказать, что вопрос о том, приносит ли современная техника, в конечном счете, пользу или вред человечеству, до сих пор остается открытым. Действительность такова, что использование техники не является делом доброй или злой воли, оно зависит только от объективных структур общества в целом. Главное, нельзя забывать о том, что техника не может быть ни главенствующей общественной сущностью, ни человечностью, а только чем-то производным, формой организации человеческого труда. Не человек для техники, а техника для человека.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что общего и в чем различия между понятиями «прикладная этика» и «профессиональная этика»?

2. Какова главная задача профессиональной этики?

3. Что такое профессиональная этика? Что является предметом ее исследования?

4. Каким образом связаны между собой требования профессиональной морали и требования общечеловеческой морали?

5. Какие нравственные качества личности поощряются профессиональной этикой?

6. В чем состоит профессиональный долг инженера?

7. Что именно регулирует инженерная этика?

8. В чем заключается специфика профессиональной этики инженера?

9. Что такое этический кодекс инженера? Каков профессионально-моральный облик инженера, закрепленный в подобном кодексе?

10. За что и перед кем несет ответственность инженер?

11. Что такое техноэтика?

12. Какую глобальную проблему усугубляет развитие техники? Какова роль профессиональной этики инженера в решении этой проблемы?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.