Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема доверия






Фундамент доверия / недоверия к людям формируется в детстве. Если с детства человек получает опыт злостного обмана, то его уделом может стать недоверие – одно из самых тяжелых эмоционально-нравственных состояний. Американский психолог Эрик Эриксон говорил о «базисном доверии» и «базисном недоверии» как об очень важных элементах в структуре человеческой личности.

«Базисное недоверие» формируется у ребенка, когда мать пренебрегает его нуждами, не объясняет никаких своих действий. Человек с фундаментально недоверчивым отношением к миру, к людям, к себе постоянно испытывает депрессию, тревогу, страх, чувство враждебности к окружающим. Он с подозрением относится даже к близким и родным.

«Базисное доверие» формируется у младенцев благодаря тому, что мать удовлетворяет нужды ребенка, объясняет ему смысл своих действий. Люди с «базисным доверием», несмотря на столкновение в течение жизни с коварством, ложью, обманом, все же сохраняют позитивное мировосприятие и способность радоваться жизни. Они умеют отличать то, чему можно доверять, от того, что доверия недостойно.

«Базисное доверие» предполагает определенный риск, возможность быть обманутым. Такая опасность не подрывает веры человека в лучшее, а заставляет в очередной раз проявить великодушие по отношению к несовершенному миру.

 

Психологические «игры» подкрепляют недоверчивость и подозрительность человека в отношениях с близкими. Американский психолог Эрик Берн в книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» писал о том, что между близкими людьми существует множество стереотипных взаимодействий, «трансакций», в результате которых участники получают «психологические выигрыши»: чувство превосходства, эмоциональные «поглаживания» и т.п. Эти «выигрыши» всегда бывают получены за счет унижения и подавления другого участника бессознательной «игры».

Истинная близость между людьми – это большая редкость. Привычка к корыстным психологическим «играм», удары, полученные человеком от тех, кому он всецело доверял, вызывают порой тотальную подозрительность, неспособность к искренним и открытым отношениям, которые можно назвать истинной близостью. Настоящая человеческая близость – это отношения без «игр» и манипулирования. Она возможна лишь при полном взаимном доверии. При таком доверии человек знает, что его никогда не станут использовать как средство и не перешагнут через него равнодушно. Поэтому человек спокоен, ему нет нужды тревожиться и «бить первым», чтобы упредить чужой удар.

К сожалению, истинная близость редка. В массе люди не вполне доверяют своим близким.

 

Чтобы испытать истинную любовь и высочайшую радость, необходимо глубокое доверие к себе, к другим, к бытию. Не может быть счастливым человек, который никому не доверяет. Тот, кто с недоверием относится к собственной личности, считает себя недостойным любви и уважения, начинает подозревать в обмане как раз тех, кто искренне его любит. Ход мыслей такого человека: «Как можно меня любить, если я, на самом деле, так несовершенен и плох? Поскольку я недостоин любви, то, стало быть, тот, кто говорит, что любит меня, ‑ обманывает. Наверное, у него / у неё есть какие-то корыстные цели и эгоистические планы на мой счет!» При этом подвергаются сомнению и недоверию самые настоящие, идущие от сердца чувства.

Человеку необходимо набраться мужества, преодолеть собственные сомнения и страхи и поверить в себя как в существо, достойное всего самого хорошего, что может дать жизнь.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. С какими понятиями связана категория честности?

2. В каких смыслах слово «правда» употребляется в этике?

3. Что такое «высшая правда»? Как она конкретизируется в повседневном непосредственном общении людей?

4. Зачем люди лгут?

5. Чем отличаются понятия «правда» и «научная истина»?

6. Что такое «маленькие правды»? Чем они опасны и как эту опасность преодолеть?

7. Всякую ли правду нужно говорить человеку? Имеет ли значение форма, в которой сообщают правду?

8. Назовите и кратко охарактеризуйте формы лживого поведения.

9. В каких значениях слово «честный» употребляется в этике?

10. Как связаны понятия «честность», «честь» и «достоинство»?

11. Человек должен быть честен только перед другими людьми? Что значит утратить подлинность «Я»?

12. Кратко расскажите о том, какие пути обретения подлинного «Я» предлагали различные психологи и философы.

13. Что означают слова «быть подлинным» по отношению к человеку?

14. Что такое самообман «розовых очков»? Какие оценки он может получать?

15. Как положительное отношение к себе может помочь в самосовершенствовании?

16. Что такое «позитивное мышление»?

17. Что такое «базисное доверие» и «базисное недоверие» к людям, миру и к себе? Как они формируются?

18. Может ли человек быть счастливым, если он не доверяет ни себе, ни людям? Почему?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.