Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов






1. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос: достаточно ли изучать этику, понять и запомнить нормы морали, чтобы стать нравственным?

 

2. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос: почему мы иногда встречаем в нашем обществе людей, знающих моральные нормы и требования, но нравственно невоспитанных, то есть не выполняющих этих норм и требований?

 

3. Проанализируйте слова В.Г.Белинского: «Есть много родов образования, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Одно образование делает вас ученым, другое - человеком светским, третье - административным, военным, политическим. Но нравственное образование делает вас просто человеком».

 

4. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос: почему не всегда совпадает образование и нравственное воспитание?

 

5. Сопоставьте понятия «этика», «мораль» и «нравственность». Чем они различаются? Совпадает ли теоретическое содержание этих терминов с их повседневным употреблением?

 

6. Опираясь на свой жизненный опыт, ответьте на вопрос: любые ли ситуации жизни попадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян, Р.Г. Этика: учебник / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов. - М., 2004.

2. Зеленкова, И.Л. Этика / И.Л. Зеленкова. - Мн., 2003.

3. Мишаткина, Т. В. Этика: экспресс-курс / Т.В. Мишаткина. - Мн., 2003.

4. Этика: учебное пособие / Т.В. Мишаткина [и др.]; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - Мн., 2004.

5. Этика: энциклопедический словарь / редкол. Р.Г. Апресян [и др.]. - М., 2001


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МОРАЛИ

 

Изложено по книгам:

1. Основы этических знаний. - СПб., 1998.

2. Зеленкова, И.Л. Этика / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - Мн., 1997.

 

Сущность и функции морали. Мораль является одним из основных типов социальной регуляции процессов человеческой жизнедеятельности. Мораль - это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль призвана гармонизировать и регламентировать эти процессы, в этом и заключается ее сущность.

При выявлении сущности морали немаловажное значение имеет определение ее функций.

1. Гуманизирующая функция. Жизнеутверждающая функция. Способствует формированию гуманного отношения в межличностной деятельности людей, где человек рассматривается только как самоцель.

2. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей при помощи норм, принципов, кодексов, идеалов, а также этикета. Способствует формированию в человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать свою линию поведения.

3. Ценностно - ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Отражает историчность и относительность в выборе моральных ценностей. Вырабатывает систему предпочтений одних моральных ценностей другим.

4. Познавательная функция. В конкретных конфликтных ситуациях помогает сформировать модель нравственного поведения, а также помогает субъекту познать смысл своего существования.

5. Воспитательная функция. Способствует самосовершенствованию личности. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения (этикет). Воспитательный процесс включает в себя два момента: внешнее воздействие (общественное мнение) и самовоспитание; где самовоспитание - это цель для морали, а внешнее воздействие - средство.

6. Оценочная функция.Оцениваетпоступки, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества субъекта с позиции добра и зла.

7. Мотивационная функция. Позволяет субъекту с помощью нравственной мотивации оценить и по возможности оправдать свои поступки. К важнейшим элементам нравственного поведения относятся честность и благородство.

8. Коммуникативная функция.Обеспечивает взаимопонимание и общение субъектов на базе выработки общезначимых моральных ценностей. Выступает как форма общения, осмысления и передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

 

Специфические черты морали как регулятора человеческого поведения. Мораль как одна из форм духовной культуры принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека наряду с правом, обычаями, традициями, религией, пересекается с ними, и в то же время существенно отличается от них. Специфика моральной регуляции заключается в том, что мораль представляет собой уникальный способ воздействия на человеческое поведение и относится к неинституциональнойформе нормативной регуляции человеческой деятельности. Если, например, за правовыми нормами стоит материальная сила государства, где предписания формулируются, утверждаются и приводятся в жизнь специальными учреждениями и институтами, то моральные требования, формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей, где соблюдение нравственных норм основано на общественном мнении, силе авторитета, убеждении и т.д.

Еще одной особенностью морали является ее нелокализованность. У морали нет конкретной области применения, она вездесуща, она нигде и везде. Нет таких явлений в жизни, которые не подлежали бы моральной оценке и в этом ее универсальность.

 

Моральные требования: механизма действия, особенности. В каждой сфере человеческой деятельности к субъекту предъявляются определенные требования. Под моральными требованиями в данном случае понимается сумма нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов. Механизм действия моральныхтребований состоит в том, что субъект должен осознать и сделать их своими убеждениями, и только потом, через свой жизненный опыт предъявлять их другим.

Особенности моральных требований заключаются в следующем:

1. Моральные требования имеют всеобщее значение, так как нравственному закону присуща универсальность и уникальность.

2. Безличность моральных требований. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования. Здесь нет конкретного автора.

3. Моральные требования имеют характер долженствования или императивности (от лат. imperativ - повелевать). Мораль - область должного. Долженствование - это форма выражения нравственных требований. Мораль гласит: «Делай так, как должно».

Мораль содержит внутри себя противоречие (антиномию), так как поведение субъекта в реальной действительности далеко не всегда ориентировано на осуществление идеала должного. Мораль призывает, чтобы сущее стремилось к должному, где под первым понимается образ частноэгоистической ориентированности, в основе которого лежат удовольствия, а под вторым - образ всеобщей значимости человеческой деятельности. Свойство морали - требовать определенного поведения и указывать на то, каким оно должно быть.

4. Нормативность моральных требований. Нормативность - способ воспроизводства в обществе однотипных отношений через единичные действия индивидов. Она соединяет личные нравственные качества субъекта с общественными требованиями. Программирует и определяет направленность в межличностных отношениях: между отдельными людьми, между людьми и социальными общностями, например, семейными, трудовыми коллективами.

5. Моральные требования не являются жесткой нормой, автоматически предъявляющей к субъекту. Они носят рекомендательныйхарактер («береги честь смолоду», «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»). Мораль есть тогда, когда есть свобода воли. Когда индивид поступает не как все, а как должно.

6. Моральные требованияносят универсальныйхарактер. Мораль не дает человеку рекомендаций, как поступать ему в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования в универсальной форме: «уважай старших», «делай добро людям». Моральные требования проявляются всякий раз по-разному, в зависимости от ситуации.

7. Моральные требованияносят оценочный характер. Повелевая, мораль оценивает поступки субъектов сквозь призму добра и зла. Ориентируя на моральные ценности, как одну из форм проявления моральных отношений в обществе, она подчеркивает значимость личностного начала индивида, его поступков и интересов.

8. Моральные требования не носят жесткого характера, они слабо регламентированы. Моральные санкции базируются на силе общественного мнения или значимого авторитета (выраженные в форме возмущения, презрения, одобрения, похвалы и так далее) или самосознания личности (через суд собственной совести).

 

Структура морали. Мораль - сложное структурное образование. Внутренние элементы морали взаимопронизаны друг другом, взаимоопределяемы и в тоже время противоречивы. Основными элементам и морали являются моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

Моральное поведение. Деятельность - это совокупность действий, которые производит человек. Но далеко не всякую деятельность субъекта можно отнести к нравственному деянию. Моральное поведение -это нравственное деяние, поведение которое, во-первых, совершается намеренно, а во-вторых, имеет социальную значимость. Моральная деятельность – это сторона человеческой деятельности, выраженная в поступках и нравах. Знание нравственных принципов и норм само по себе ничего не стоит. Только в поступках отражается моральная сторона человеческой деятельности, нравственный облик личности. Человек, совершая поступки, неизбежно вступает в отношения с другими людьми.

Моральные отношения -это не особая сфера, а одна из характеристик человеческих отношений. Любые отношения могут быть рассмотрены сквозь призму нравственных отношений. Моральные отношения субъективны, но и объективны. Человек, вступая в отношения с другими людьми, с обществом, с самим собой и природой, руководствуется не только теми нормами, кодексами, принципами и идеалами, которые есть в его сознании, но и теми, которые сложились и функционируют в данном обществе. Моральные отношения не существуют сами по себе, они связаны как с моральной деятельностью (поступками), так и с моральным сознанием.

Моральное сознание - система оценок, основанная на различении добра и зла через нормы, кодексы, принципы, идеалы. Исследователи считают, что началом морального сознания являются эмоции и чувства, а вовсе не разум. Существует общественное и индивидуальное моральное сознание. Общественное моральное сознание делится, в свою очередь, на два вида:

1. Групповое моральное сознание (возникло в первобытности и базируется на противостоянии «мы - они»).

2. Общечеловеческая мораль. Основы общечеловеческой морали выражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., где мораль и нравственность (моральное сознание и нравственное поведение) составляют фундамент культуры как в обществе в целом, так и в жизни каждого человека.

Индивидуальное моральное сознание («Я»-сознание) возникает в эпоху поздней первобытности и в Древнем мире. Начинает оно формироваться как нравственное чувство. Ядром индивидуального морального сознания со времен поздней античности считают совесть, а высшим достижением здесь выступает творческое отношение к нравственной жизни.

В моральном сознании выделяют два уровня:

1. Обыденный (базовый). Здесь рождаются, продуцируются нравственные нормы.

2. Теоретический (философская рефлексия). Это этика, научный взгляд на мораль.

Элементами морального сознания выступают моральные нормы и качества, моральные ценности, нравственный идеал, нравственные принципы.

Моральные нормы - это обобщение нравственных взглядов в поступке, осознанный запрет, рождающийся из осмысления обычая. Требования в моральных нормах существуют как в форме предписаний (будь вежливым, отзывчивым, честным), так и форме конкретных запретов (не лги, не ленись). К моральным нормам также относятся заповеди-запреты («не кради», «не прелюбодействуй») и заповеди-побуждения к положительному действию («возлюби ближнего своего»). Моральные нормы нельзя путать с реальными нравами. Совокупность моральных норм, подлежащих к беспрекословному выполнению, носит название моральный кодекс. Моральный кодекс всегда имеет автора, например, декалог Моисея. Моральные нормы в сочетании с моральными качествамипомогают человеку в выборе конкретного действия.

Моральные качества - это типичные черты поведения людей, конкретизация абстрактных категорий добра и зла. С помощью моральных качеств в этике характеризуются наиболее типичные черты поведения отдельной личности. Моральные качества - более сложное понятие, чем моральные нормы, так как дают обобщенную оценку поведения человека. В отличие от норм, моральные качества не содержат конкретного указания, как должен поступать человек. Все зависит от конкретной ситуации.

Впервые понятие «моральное качество» было введено Аристотелем в контексте понятия «добродетель», где упор делался на качества личности.

Моральные качества делятся на положительные (добродетели): великодушие, честность, правдивость, мужество и т.д. И отрицательные (пороки) - скупость, зазнайство, зависть, распущенность и т.д. Человек, обладая свободой воли, несет полную ответственность за свои моральные качества.

Моральные нормы вместе с моральными качествами определяют линию поведения человека, которая реализуется через формулирование определенных моральных принципов.

Моральные принципы отражают нравственную сущность субъекта, нравственную позицию, назначение, характер взаимоотношений между людьми. Они касаются общих вопросов, вопросов смысложизненной ориентации. С помощью моральных принципов субъект оценивает моральные нормы. Моральные принципы не дают готовой модели конкретного поведения, а лишь задают критерий. К моральным принципам относятся такие принципы, как гуманизм, альтруизм, эвдемонизм, коллективизм, патриотизм и т.д.

Моральные принципы задают направление нравственной деятельности, поэтому они связаны с идеалом - образом нравственного поведения, представляющим собой некую конечную цель, к которой должно быть направлено нравственное развитие личности. Например, в христианстве нравственный идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, любовью к ближним и воплощен в образе Иисуса Христа. Моральный идеал можно сравнить с бесконечно отодвигающимся горизонтом, эта линия поведения, процесс достижения, воплощение которого в действительности быть не может, но стремиться к нему надо.

Таким образом, мораль с ее нормами, функциями, принципами и качествами выступает важными регулятором и ориентиром в нравственной жизни человека.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем заключается сущность морали?

2. Какие функции выполняет мораль?

3. Каковы специфические черты морали?

4. Что такое моральные требования? Каков механизм их действия?

5. Каковы особенности моральных требований?

6. Каковы основные элементы в структуре морали?

7. Что такое «нравственный поступок»? Чем он отличается от простого действия?

8. Перечислите компоненты морального сознания, дайте им определения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.