Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецензия. Рецензия (от лат. recensio – «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо») – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о






Рецензия (от лат. recensio – «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо») – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. Суть – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.

· Более важной в рецензии будет информационная составляющая.

· Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

· Типология рецензий:

· 1. По объему большие («грандрецензии») и маленькие («минирецензии).

· 2. По числу анализируемых произведений «монорецензии» (анализируется одно произведение) и «полирецензии» (разбор двух или более произведений.

· 3. По теме рецензии литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

· Структура рецензии:

· 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска).

· 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

· 3. Критический разбор или комплексный анализ текста.

· 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии.

Принципы рецензирования.

· В отличие от читателя, рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

· Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

· Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон.

· Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя.

· Рецензия должна иметь завершённую форму.

·

Отзыв

· Отзыв – жанр самостоятельного высказывания. Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная.

· Отзыв отличается от рецензии краткостью и сжатостью выводов о прочитанном произведении.

· 1. Предмет анализа.

· 2. Актуальность темы.

· 3. Формулировка основного тезиса.

· 4. Краткое содержание работы.

· 5. Недостатки, недочеты.

· 6. Выводы.

Обзор

· Обзор происходит от древнерусского корня зор, который встречается в сходных по значению словах: взор, зрить, зырить, позор, взорвать, телевизор.

· Обзор является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в работе.

· Его составление необходимо, чтобы не «изобретать велосипед» и выяснить, какие исследования в интересующей вас области уже проведены, а какие проводятся.

При составлении обзора литературы необходимо:

· 1. рассмотреть основные академические теории (и зарубежных, и российских учёных) в выбранной области исследования;

· 2. показать осведомленность с самыми последними работами в данной области;

· 3. раскрыть, каким образом предпринимаемое исследование соотносится с предыдущими исследованиями в данной области;

· 4. оценить сильные и слабые стороны предыдущих исследований;

· 5. аргументировать свою позицию, снабдив обзор ссылками на источники.

· Основные этапы создания обзора литературы:

· 1. Задание параметров поиска.

· Отбор ключевых слов и составление «дерева относительной важности» обозначение областей исследования. Составление подробного тезауруса темы.

· 2. Поиск литературы.

· Поиск литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по спискам литературы в научной литературе.

· 3. Составление списка литературы.

· Найденный источник надо сразу записать в список литературы, соблюдая правила библиографической записи (в соответствии с ГОСТ).

· Подробная запись необходима при цитировании источников в работе и на завершающем этапе оформления библиографического списка.

· 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.

· Алгоритм определения ценности источника:

· а) Как давно написана работа?

· б) Повторяет ли она другие работы?

· в) Насколько согласуется общее направление этой работы и вашего исследования?

· г) Существуют ли ссылки на данную работу (или другие работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?

· д) Подтверждает ли работа ваши идеи или противоречит им?

· е) Насколько аргументированы выводы автора?

· ж) Какие методологические упущения вы обнаружили в работе?

· 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.

· Надо правильно оформлять кажущиеся вам нужными цитаты:

· указать источник, страницу источника, адрес страницы Интернет-сайта.

· 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.

· Краткое изложение основных идей проработанных источников,

· обобщение, сравнение позиций различных авторов. Отметьте вопросы, по которым ваше исследование предлагает «свежий»

· взгляд на предмет исследования.

· 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.

· Корректировка формулировки темы, цели, задач исследования, заголовков отдельных разделов.

· 8. Создание окончательного обзора литературы.

· Итоговый вариант обзора литературы должен логически выводитьна исследуемую проблему.

· Основные выводы обзора следует сформулировать и подытожить в виде кратких тезисов.

·

· Реферат

· Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

· Реферирование – интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию.

· Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первично го текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.

· Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

· Типы рефератов:

Репродуктивные рефераты (воспроизводящие содержание первичного текста) бывают двух видов:

а) реферат-конспект (содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения);

б) реферат-резюме (приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста).

Продуктивные рефераты (содержащие критическое или творческое осмысление реферируемого источника):

а) реферат-обзор (составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу);

б) реферат-доклад (имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы).

·

· В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

· · библиографическое описание;

·  собственно реферативный текст;

· справочный аппарат

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.