Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные направления в начале XIX в.






Неоклассицизм. Неоклассицизм как идея «восстановления связи времен», утраченная в эпоху Петра. Неоклассицизм как «истинная античность», без французского посредничества. Европейские корни русского неоклассицизма (Винкельман, Гердер) и его эстетика. Литературные общества (салон А.Н. Оленина, Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Дружеское литературное общество) как этап формирования теории неоклассицизма. Идеи историзма и национальной самобытности культур в динамике: от деклараций изучения культуры с точки зрения выражения в ней «духа народа» к формированию теоретической идеи исторического, социального, географического детерминизма культуры, обосновывающей требование исторической, этнографической, психологической достоверности в воспроизведении культуры («археологическая античность»). Теория и практика перевода. Идея родства античной и русской культур. Интерес к древней русской культуре. Н. Гнедич и его перевод «Илиады». «Русское» в песнях А.Ф. Мерзлякова. А.Х. Востоков и проблема профессионализма русских литераторов. С. Уваров, П. Катенин и др.

Сентиментализм. Н.М. Карамзин и карамзинисты. Проблемы эстетического вкуса, восприятия произведения и литературного языка.

Реализм. И.А. Крылов. « Дедушка Крылов» как бытовая (герой анекдотов) и литературная маска: иронически-шутливая отгороженность от мира, вызов эпохе. Крылов и литературная борьба начала XIX в., его позиция. Единство художественного мира: авторское бытовое и творческое поведение – «насмешник из-за угла». Драматургия начала века (шутотрагедия «Труф», волшебно-комическая опера «Илья Муромец», комедии «Модная лавка», «Урок дочерям» и др.). Пародийное начало в шутотрагедии (гиперболизация любовной интриги, травестия как смешение стилей, физиологизм как основа комического снижения, алогизм поведения персонажей и т.д.). Балаганная феерия «Илья Муромец». Традиции лубка. Театральная машинность как принцип движения сюжета. Структурообразующая роль сказочности. Ориентация на известное как основа ассоциативности.

Комедии «Модная лавка», «Урок дочерям» и осмеяние дворянских нравов. Философское осмысление комических коллизий и метафизика характеров.

Спор о басне в эстетиках и поэтиках конца XVIII-начала XIX вв. Классицистическая, сентименталистская басня и басня в творчестве Крылова. Крылов и Лафонтен: творческое соперничество. Разрушение дидактизма и трансформация жанра. Рассказчик как ироническая авторская маска, знак эстетической дистанции между автором и миром басни. Проблема драматизации жанровой структуры, неоднозначность этой структуры. Разрушение принципа унификации языка, речевое поведение персонажей и характер. Социальный человек – объект изучения. Детальная разработка характеров, выявление их в динамике сюжета. Проблема языка басен в свете полемики о языке начала XIX в. Соотношение сюжета и морали, формализация морали как структурного элемента в составе целого. Разграничение «морали» и «житейской мудрости» – основа неоднозначной интерпретации сюжета. Двуплановость басни. Философский подтекст и конкретно-исторические реалии. Скрытый аналитизм басни и авторский этический идеал. Типология басни. Басня Крылова в историко-культурной перспективе.

Романтизм. Многозначность понятия. К истории термина. Подходы к изучению романтизма в современной отечественной науке. Методологические просчеты в науке о романтизме. Романтизм как эстетическое явление и эстетическая система. Социально-философская природа романтизма. Эстетика романтизма, его типологические принципы. Специфика русского романтизма. Течения в русском романтизме. Художественная структура романтизма. Идея жизнетворчества в романтизме (художник – действительность – произведение). Мифологизация творческой личности. Картина мира в романтизме (мир как органически живое, Космос). Концепция двоемиря. Концепция природы и принципы ее моделирования. История и принцип историзма. Модус художественности: мир как текст; произведение как «фрагмент действительности». Интертекстуальность. Романтизм как язык кодов, недомолвок, загадок. Контекст. Архетипы. Принципы моделирования персонажей. Романтизм как система оппозиций. Романтизм как явление «вторичного стиля»: слово и текст в романтизме. Романтическая ирония (философский и эстетический смысл понятия, его функции). Нерешенные проблемы романтизма в современном литературоведении.

·

В.А. Жуковский (1783-1852)

Жуковский в истории русской культуры. Имя как соотношение «природного» и «культурного». Бытийный принцип и бытовое поведение (романтический принцип «жизнь и поэзия одно»). Мировоззрение. Литературно-эстетическая позиция, ее эволюция. Романтическая концепция искусства.

Творчество Жуковского как художественная система. Проблема перевода в русской эстетике и критике начала XIX в. и художественная практика: диалектика «своего» и «чужого» у Жуковского.

Периодизация. Творчество как единый текст. 1797-1802 – период создания «человеческого типа» (Ю.М.Лотман). Литература как частное дело. Свое/чужое как психологическое соответствие, идентификация. Перевод элегии Т. Грея «Сельское кладбище»: кладбищенский хронотоп и лирическая ситуация. Риторика (логическая схема) и музыкальность. Биографическая ситуация (смерть А. Тургенева) и автобиографический подтекст. Выбор поэтического амплуа в начале века. Моральный смысл автоконцепции.

Элегия. Пейзажно-медитативная элегия: «Вечер», «Славянка». Самоопределение элегии в русском романтизме: перевод «Сельского кладбища» Т. Грея. Динамика элегии в творчестве Жуковского (от кладбищенской к философско-медитативной). Структура элегии: доминанта и периферия; их трансформация. Своеобразие лирического сюжета как системы мотивов (романтическая устремленность души, одухотворенность природы, встреча с Душой мира и т.д.). Принцип музыкальности в элегиях.

Романтическое осмысление природы и принципы ее изображения (от натурфилософских штудий к реальным наблюдениям). Природа как форма воплощения романтического двоемирия. Пейзаж как форма воплощения настроения поэта-романтика. Принцип панорамности, движущийся субъект. «Музыка души» и «музыка мира». Интроспективность и синестезия. Типология пейзажа. Ассоциативность в «Славянке». Функция примечаний.

Становление романтического метода и система лирических жанров Жуковского. Автобиографический подтекст лирики. Формы выражения авторского сознания (лирический герой, ролевой герой и т.д.). «Мир души» как основная тема. Система романтических мотивов. Поэтика (полисемантизм, музыкальность, субъективность, ассоциативность и т.д.)

1812 г. Бард и певец.«Певец во стане русских воинов» и его место в русской культуре. Генезис (древняя русская поэзия, оссиановская и т.д.). Споры о жанре в науке (лирическая песня, высокая ода, гимн, разговор с отсутствующим, диалог оратора с аудиторией и т.д.). Автобиографические аллюзии. Замещение биографии творчеством. Собрание стихотворений (1815).

1813-1815 гг. «Домашняя поэзия» («долбинские стихотворения», арзамасские протоколы и послания, «павловские послания») как автопародия и авторефлексия. Придворная служба.

Послание. Роль послания в поэзии арзамасцев. Типология посланий: элегические (воспоминание в структуре жанра, мотив оглядки и его структурообразующая функция, музыкальный принцип композиции, диалог, принцип его организации, метафорика и символика. Послания – эстетические манифестыГрафине С.А. Самойловой», «Подробный отчет о луне. Послание государыне императрице Марии Федоровне»): «чужое слово» в поэтическом мире Жуковского и его функции. Ирония и пародия, их роль. Читательское ожидание как повод для авторефлексии и игры, уход от самоповтора. Обнажение приема и доведение собственных приемов до логического конца. Перевод привычного сюжета в сюжет о «таинственном посетителе»: превращение романтического символа в символ бесконечного (семантика). Проблема искусства и действительности и специфика ее решения. От маски «павловского поэта» к исповедальности. Металитературность. Шуточные послания: автор, игровая природа посланий и эстетическая функция смеха, функции и приемы пародирования, диалогичность и принципы ее создания. «Мир» и «текст» в посланиях. Автор и адресат в посланиях.

Жанр песни в поэзии Жуковского. Лиризм и формы его выражения.

Баллада в русской поэзии, предшественники Жуковского (Н.М. Карамзин, М.Н. Муравьев и пр.). Новый тип лирического повествования (суггестивный, элегический). Балладный мир и его эстетические параметры. Типология баллад. Проблематика, поэтика. «Ленора» Бюргера (притчевость, мистика, натуралистичность языка, «скульптурность», овеществление потустороннего) и ее русские варианты. «Людмила»: религиозный и историко-культурный смысл. Система повествования, сюжет как контекст развоплощенно-ирреальных событий, «правдоподобие чувств», тайна, эмоциональная функция пейзажа и т.д.). Баллада в контексте элегической лирики. Романтическая концепция народности. Спор о балладе в русской критике начала XIX в. (Н. Гнедич, А.С. Грибоедов, П. Катенин и др.). Проблема личности и судьбы, проблема поведения человека в экстремальных обстоятельствах. Романтическая концепция любви и проблема финала. Баллада «Светлана»: история создания, автобиографический подтекст, смысл и функция посвящения, сюжет и его функция. Многовариантность интерпретаций: поэтика сновидения, поэтика зеркальности, обрядовая поэтика и т.д. Мотив мертвого жениха и его поэтическая интерпретация в балладах Жуковского. Фольклоризм Жуковского. Динамика жанра в поэзии Жуковского. «Двенадцать спящих дев» как поэма, состоящая из двух баллад: соотношение сюжета о грешнике с сюжетом о поиске сокровенной награды. Функция посвящений-предисловий и эпиграфов, их диалогичность с текстом «старинной повести». «Вадим» в контексте лирики о «таинственном посетителе». Движение метода и метаописательный подтекст. Жуковский и Пушкин.

1815 и т.д. Авторефлексия и метаописание в цикле стихотворений о «таинственном посетителе». «Цвет завета» и биографический сюжет. Динамика балладного жанра: соотнесенность с песней, равновесие между лиризмом и повествовательностью. Проза. Сказки. Большие формы. Переводы: «Одиссея» как утопия.

«Невыразимое» как эстетический манифест Жуковского. Концепция поэтического слова. Новые функции поэтического слова (многозначность и ассоциативность, семантика эпитетов, опорные слова, лейтмотивы, автореминисценции и т.д.). Формирование стиля «школы гармонической точности».

Жуковский и русская поэзия ХIХ-ХX вв.

·

· К.Н. Батюшков (1799-1837)

Батюшков: судьба и творчество. Бытовое поведение («скиталец») и литературная позиция. Философия бытия. Принцип бытия и творческого поведения («живи, как пишешь, пиши, как живешь»). Батюшков в «Арзамасе»: Ахилл.

Периодизация творчества: споры о науке (Н. Фридман, В. Сандомирская, В. Кошелев).

Раннее творчество. «Мечта» как эстетический манифест. «Видения на берегах Леты» и арзамасское наречие. Батюшков и «легкая поэзия» (Э. Парни): концепция и поэтическая практика. Гедонизм в ранней поэзии, горацианский идеал «тихого счастья». Авторская маска: легкий гуляка, любимец муз, баловень судьбы. Гедонизм и духовность. Вещность и пластика поэтического мира.

Элегия «Выздоровление» и разрушение эмблематичности мышления: цветочный код и интроспекция, ассоциативность и полисемантизм.

1812 г. и кризис Батюшкова. Цельный гармонический образ автора, дистанцированный от реально биографического. «Умирающий Тасс»: жанровый синтез.

«Опыты в стихах и прозе» (1817) – духовная биография поэта, запечатленная в лирике, история души человека, «история страстей». Вольные («мифологические») переводы Батюшкова (античные поэты, Э. Парни и др.). Античность в концепции поэта и античный код. Автобиографический подтекст, функции культурных реминисценций. Мотив путешествия в романтической литературе и у Батюшкова. Путешествие как структурная доминанта прозаических и лирических жанров. От реального путешествия к символическому (путешествию по векам и культурным срезам пространства). Мифогенность поэзии Батюшкова, и сценическое воплощение мифа в лирике. Формы выражения авторского сознания как метаморфозы «я» в «другого», авторские перевоплощения в лирических жанрах. «Мифический» перевод как форма самовыражения поэта.

Двуплановость книги, двуплановость героя – современный человек, участник Истории и странник, Одиссей. «Испытания» героя в сюжете книги. Сюжет как сопряжение бытия отдельной личности с мировой Историей. Аналогии и ассоциации, их культурные источники.

Элегии. Тематика, сюжеты. Лирическое «я» поэта, динамика внутреннего мира, «дионисийская цельность», разлитая в элегиях. Раздвоенность как психологическая тема, принцип интроспекции и его реализация в системе элегий. Женские типы. Типология элегий. «Тень друга»: «память сердца» и формы ее выражения, «Таврида» и поэтика снов, образ возлюбленной в элегиях. Мир природы и «природный» человек. Пластический принцип изображения природы. Женский образ в раме природы. Пластика деталей, их роль в создании зримого образа. Композиционные принципы элегий. Символика, метафорика. «Вакханка» и принцип живописной метафорики.

Историческая элегия Батюшкова, ее лироэпический характер. Прозаизация войны. История: «мифологическое» и «историческое».

Послания. «Мои пенаты» как эстетический манифест поэта. Традиции жанра восхваления (похвального слова) у Батюшкова. Культурологическое поле посланий (античные, мифологические и др. параллели, их функция). Батюшков и Пушкин. Иронические послания и их принцип. Автор и адресат.

Антологический жанр: динамика от светлого аполлонизма к унылой элегичности. Понимание античности и ее художественное воплощение (циклы «Подражания древним», «Из греческой антологии»). Разрушение монологизма в «Подражаниях древним»: совмещение точек зрения, полисемантизм, диалогичная символичность образов, ассоциативность Поэзия Батюшкова и Экклезиаст.

Батюшков в русской поэзии. Батюшков и поэзия XIX–XX вв. (А. Майков, О. Мандельштам).

Декабристы. Миф о декабристах в русской культуре. Место декабристов в истории России. «Золотая легенда» о декабристах. Нравственные критерии ценности личности, ее значимости для общества. Жизнестроительство.

Связь мировоззрения и творчества декабристов с русским и западноевропейским просветительским и романтическим движением. Литературно-эстетические критерии декабристов, отношение к классицизму, сентиментализму. Романтизм декабристов, его специфика (сложное соотношение классицистических и собственно романтических тенденций). Гражданский пафос, «непритворное изложение чувств высоких». Историзм как принцип мышления декабристов и художественный принцип (осмысление истории, проблема личности в истории, проблема национального характера, проблема «местного колорита», аллюзионность т.д.). Категории героического и трагического в эстетике декабристов.

Поэзия декабристов (Ф.Н. Глинка, П.А. Катенин, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский, К. Батеньков и др.).

Специфика историзма декабристов, исторические мотивы в их творчестве. Поэтизация древнерусской вольности (Новгород, Псков). Аллюзионный характер стихов («Думы» Рылеева, «Певец в темнице» Раевского, «Зосима» Одоевского и другие). Античная тематика.

Проблема героя и проблема поколения («Бестужеву», «Гражданин» Рылеева, «Элегия Ланской», «Колыбельная песнь» А. Одоевского и другие). «Дума» Лермонтова и «Элегия» Одоевского.

Поэзия декабристов: «историческое» и «эстетическое». Риторика и поэзия. Понятие «политической лирики». Система жанров. Библейская символика, ее функции. Лирический субъект и формы выражения авторского сознания. Сквозные образы-символы и их семантика. Метафора в системе художественных средств.

Тема поэта и поэзии. Высокое назначение поэта, избранничество. Процесс творчества. Поэт и толпа. Трагизм.

Борьба за национальную самобытность русской литературы. Обращение к фольклору. Отношение к национально-освободительной борьбе других народов («Греческая песнь» Кюхельбекера, «При известии о польской революции» Одоевского).

·

· А.С. Грибоедов (1795-1829)

Личность А.С. Грибоедова. Грибоедов и декабризм. Литературно-эстетическая позиция. Этапы творческого пути.

Раннее творчество. Комедии, водевили («Студент», «Молодые супруги» и др.). Динамика комедийного жанра. Конфликт. Принципы комизма.

Загадка «Горя от ума». Комедия в критике и литературоведении. Художественная структура комедии. Проблематика. Поэтика заглавия. Конфликт, его «развертывание» в ходе драматического действия. Особенности конфликта, сущность, социальная природа и особенности развития. «Двуединая интрига».

Две драмы Чацкого («Горе от ума» и «Горе от любви»), их соотношение в комедии. Чацкий – герой нового типа. Чацкий и его единомышленники. Грибоедов и Чацкий. Авторская позиция. Автор и герой.

Полемика о Чацком в критике и литературоведении.

Принципы группировки действующих лиц. Система персонажей. Место Репетилова в этой системе. Роль женских персонажей. Функция внесценических и внесюжетных персонажей.

Жанровое своеобразие комедии. Двуплановость композиции. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического. Комизм характеров и комизм положений. Диалектика комического и трагического.

Монологи и диалоги в структуре комедии. Функции ремарок. Система «единств», ее художественное значение.

Своеобразие сюжета. Роль экспозиции в обрисовке характеров действующих лиц. Жизненная достоверность завязки. Нарастание драматизма и идейная кульминация. Особенность развязки («неожиданность» концевых актов). Трагедийные замыслы («1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия») как проявление творческой эволюции Грибоедова.

 

· А.С. Пушкин (1799-1837)

Пушкин как биографическая проблема: проблема научной биографии Пушкина (П.В. Анненков, В.В. Вересаев, В. Винокур, Ю.М. Лотман, С. Бочаров, И. Сурат). Пушкин как религиозная проблема. Проблема жизнетворчества и пушкинская философия бытия. Литературность бытового поведения: «Пушкин в роли Пушкина». Периодизация (Ю. Томашевский, У. Фохт, Н. Скатов, С. Фомичев, М. Строганов и др.)

Лирика. Проблема автобиографизма и формы выражения авторского сознания. Автор и жанровая динамика: многообразие авторских модификаций в ранней лирике и единство авторского образа в лирике 30-х годов. Динамика лирики Пушкина как научная проблема.

Культурный миф (лицей-монастырь). «Лицейский грим» и «лицейский текст». Маски, ролевое поведение и проблема дистанцирования. «Свое» и «чужое» в ранней лирике. Поэзия и версификаторство. Лирика под знаком симпозиальных ценностей: жизнь-праздник, жизнь-пир. Традиции легкой поэзии. Муза как ипостась поэта.

Элегия. «Школа гармонической точности» и Пушкин: элегическое мышление и стиль. Элегия в эстетическом сознании поэта и в поэзии Пушкина. Элегический модус. Исповедальность ранних элегий. «Буколический маскарад». Жуковский и Батюшков в мире молодого Пушкина. Игра с мифологией: обыгрывание и пародирование античных сюжетов.

Спор об элегии в русской критике 20-е гг. Элегическая тематика и своеобразие ее решения у Пушкина. «Стиховая материя» и структура элегий. Типология элегий.

Несинхронность жизни души и природы в ранних элегиях как жанрообразующий принцип элегии. «Диалектика чувств».

Реальная биография и поэтический миф в элегическом мире Пушкина периода южной ссылки: автор и адресат. «Унылая» элегия. Разочарование как структурная доминанта жанра. Переосмысление мотивировок разочарования и жанровая трансформация элегии в творчестве Пушкина («Погасло дневное светило», 1820, «Я пережил свои желанья», 1821, «Кто, волны, вас остановил», 1823, «Демон», 1823, «Свободы сеятель пустынный», 1823). Человек и мир, личность и обстоятельства в элегиях Пушкина. Семантика ключевых слов в поэзии Пушкина (волны, море, буря, судьба, венец, гений, свобода, мечта, сеятель, звезда и т.д.). Исследование души в ее полярностях. Библейский подтекст и его роль в элегиях 20-х годов. Историзм как принцип мышления Пушкина в 20-е годы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.