Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Типы и методологические основы творчества






Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публици­стического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и про­граммы) в качестве основных используют либо научные, либо художест­венные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них мо­жет быть найдено место для любой из форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хо­тя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования науч­ной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и дру­гие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходя­щих процессов и тенденциях социального развития, о характере совре­менной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономичес­кой, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологи­ческие, научно-популярные произведения.

Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадиче­ским заказам. Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медици­ны, экологии и т.д. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслу­живающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь на­учного знания с актуальными вопросами современности.

Художественный тип творчества также широко представлен в жур­налистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения зани­мают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способно­стью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, про­шлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также про­фессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.

Однако при всей значимости научных и художественных произведе­ний ведущее место в журналистике занимают произведения публицисти­ческого типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творче­ства сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерца­нием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказыва­ется тем более значимой.

Публицистика (лат. publkus «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря на­чало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобыт­ном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведе­ния; четвертые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.

Разумеется, объективная панорама текущих событий в публицистике носит осмысленный субъективно-личностный характер, т.е. содержит не только факты, но и мнения о них. В соответствии с направлением каждо­го издания (программы) создается картина жизни и даются свои оценки. Поэтому в разных СМИ публицистические панорамы могут приобретать разные черты, отличаясь друг от друга как в нюансах, так и по существу. Поэтому важно, чтобы каждое СМИ отмечало, чем отличается представ­ленная им картина от остальных. В противном случае читателю придется либо обращаться также и к другим СМИ, либо доверять единственному.

Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. ис­пользование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Ко­нечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» поня­тийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно.

В силу того что публицистические произведения возникают как отоб­ражение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, публицистическая картина жизни состоит из произ­ведений разных жанровых форм. Эти жанровые формы очень многооб­разны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведе­ний (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез текущих явлений, фиксируя события и мнения о них участников и свидетелей. Эта группа жанров требует широкого обраще­ния к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при ми­нимуме комментария «от публициста». Группа статейных жанров (корре­спонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущно­сти, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очер­ки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении. Конечно, в репортаже также так или иначе бу­дут представлены лица и даны начатки анализа событий, а в статье пуб­лицист обратится и к характеристике участников, и к сообщению фактов. Но в центре внимания каждой группы жанров находятся соответственно события, явления, характеры.

Журналист не может обойтись без ориентации в области теории по­знания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литерату­ры и искусства. Специализируясь в какой-то конкретной области, ему не­обходимо обратиться к соответствующим научным дисциплинам, «описывающим» эту область (теория государства или знания в области спорта, сельскохозяйственная наука или рекламоведение, теория культу­ры или основы жизнедеятельности семьи и т.д. и т.п.). Иначе говоря, в силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универ­сальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими поль­зоваться в творчески-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному под­ходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - об­щая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной дея­тельности, используемых в процессе творчества, любые знания о жур­налистике - от сущности массовой информации и ее функций до зако­нов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социаль­ного познания, но придает ее использованию специфицирующий харак­тер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов истори­ческого и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д.

Третья область методологической культуры - методы получения эмпи­рических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят зна­ния и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официаль­ных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбо­ра информации находятся также умение работать в архивах и библиоте­ках, вести досье и записные книжки, документировать полученные дан­ные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действитель­но свершившееся и допускают проверку (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников» или (крайний случай) - слухи. Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но не зафиксированными документально) требует специальных оговорок.

Во-вторых, фактом обычно называют существенные, значимые, игра­ющие важную роль события, заявления, поступки, тогда как мелкие, не­значимые, нехарактерные явления действительности называют фактика­ми, годными только для упоминания «между прочим». Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологи­ческими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - к фабрикации ложных фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выра­ботки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реаль­ного содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволя­ют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сде­лать выводы в соответствии с действительной природой того или иного со­бытия, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рас­смотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки опре­деляется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкрет­ной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точнос­ти характеристик и оценок.

Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе со­здания публицистических произведений.

Побудительным мотивом, начальным стимулом творческой деятельнос­ти по созданию конкретного произведения могут быть разные факторы - и задание редакции, и взволновавший журналиста вопрос, и попавший в его поле зрения необычный факт, и «заказ», и случайно услышанный разговор и т.д. Этот начальный стимул часто называют «запускающим меха­низмом», потому что благодаря ему активизируются и вступают в действие все «запасы» знаний журналиста, накопленный им опыт, умения и навыки творческого труда. Иначе говоря, «запускается», приводится в рабочее со­стояние методологическая культура журналиста. В силу ее развитости и ау­тентичности творческой ситуации первичное осмысление материала приво­дит к начальному формированию замысла - еще неясному, со множеством вариантов (иногда даже исключающих друг друга) представлению о буду­щем произведении. В замысле прежде всего определяется возможное буду­щее содержание произведения - его тема (греч. thema «положенное в ос­нову»), совокупность явлений жизни, о которых пойдет речь; проблема (греч. problema «выдвигаемое вперед, задача») - вопрос, рассматриваемый на данном жизненном материале; идея (греч. idea «мысль, знание») - выво­ды, суждения, мнения, предложения, которые будут обосновываться и дока­зываться при решении поставленных вопросов на материале рассматривае­мых явлений действительности. Наряду с этим, пусть неотчетливо, в различных вариантах формируется представление о форме произведения - наметки жанрового, композиционного, стилевого решения.

Завершающая фаза творческого акта - создание текста произведения - также направляется различными составляющими методологической культу­ры журналиста. Специфичность процессов и результатов создания текста за­висит от его индивидуальных творческих качеств, личного опыта и склонно­стей, интуиции, характера фантазии, стиля мышления и чувствования и т.д.

Тема 14. Действенность и эффективность журналистики

Нередко бывает так, что произведения, которые в журналистском кру­гу считаются творческим успехом, не производят глубокого воздействия на «потребителя» информации. И наоборот, «проходные», с точки зрения семантико-синтактической обычные, невыдающиеся произведения спо­собны оказать глубокое влияние на положение дел в обществе, вызвать активный отклик и (или) реакцию в различных организациях, а также у официальных лиц. Могут быть и другие результаты.

В принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потре­бителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат ока­зывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возни­кают неожиданные, не связанные с поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо ре­зультатов.

Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функ­циональные результаты.

Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функциониро­вания и развития экономической, социально-политической, духовной и Других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую РОЛЬ в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потреб­ности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».

Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо подготовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.

В зависимости от состояния социального объекта для удовлетворения потребностей в информации о нем при всестороннем и подробном анали­зе ситуации требуется информация разного «наполнения»: и поддержива­ющая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая и т.д. и т.п.

Поскольку «потребителями» информации являются как массовая ау­дитория, так и социальные институты, результативность деятельности бы­вает двух планов - соответственно адресату информации. С одной сторо­ны, воздействие информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью (лат. effectivus «производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое и практическое значения, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непо­средственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдален­ные последствия и т.д.).

Различение эффективности и действенности по объекту журналист­ского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои уси­лия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высо­кая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журна­листики, что оказывается результатом высокого качества работы.

Действенность - это результативность выполнения непосредст­венно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в мас­сово-информационном обеспечении решения задач социального разви­тия, которое проявляется в принятии конкретных мер.

Важность для журналиста правильного видения и действенного выпол­нения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явле­ний действительности неотрывна от социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в ауди­тории, не должны «пропадать» для социальной практики.

Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.

Прежде всего, это необходимость для журналиста при анализе кон­кретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, актив­нее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.

Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по по­воду перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешиваться в жизнь с позиций и в связи с важнейши­ми социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интере­сов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информа­ционной деятельности и не переходить в сферу специальной информа­ции, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных си­туаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.

Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотре­ние (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных орга­нов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание кон­тактов с этими институтами и официальными лицами.

При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтере­совать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию. Поэтому как бы высок ни был уровень семантической и синтактической адекватности, судить об эффективности только по этим основаниям нельзя. Более того, нередко случается так, что высокие каче­ства произведения, если его рассматривать только с этих сторон, оказы­ваются своеобразными «недостатками» с прагматической точки зрения. Например, употребление редких лексических средств языка, развитых синтаксических конструкций, сложных композиционных построений мо­жет сделать текст труднодоступным и привести в конкретной аудитории к дисфункциональным последствиям. К таким же результатам приводит и излишне акцентированное изложение верных положений (оцениваемых аудиторией как «давление»), слишком большой объем предлагаемой в малый отрезок времени информации (восприятие «отстает» от представ­ления) и т.д. и т.п. Эти вполне реальные случаи из журналистской прак­тики, возникающие именно в связи с тем, что не учитываются требования прагматической адекватности при создании и передаче текста, можно на­звать «парадоксами эффективности».

Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты (лат. effectus «действие, впечатление, результат») - конкретные измене­ния в сознании и поведении аудитории. В области сознания эти эффекты обнаруживаются в мировоззрении, миросозерцании, историческом со­знании и преимущественно в общественном мнении, а внутри каждого из этих компонентов массового сознания - в знаниях, взглядах, представле­ниях, убеждениях, стремлениях, ценностях, нормах, идеалах и т.д. В обла­сти поведения, определяемого сознанием, эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общественной жиз­ни, быта, досуга и т.д. При этом эффекты в сознании и поведении прояв­ляются и как возникновение каких-то новых образований (знаний, идей, стремлений и т.д.), и как корректировка, дополнение, развитие уже име­ющегося в «арсенале» аудитории, и как переоценка, опровержение, вы­теснение осознанного как негодного, ложного, вредного для нее.

Системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определя­ются задачи и совокупности целей, поставленных им в ходе подготовки произведения. И работая над каждым его компонентом, во всех шагах творческой деятельности связка «цепь - потребность» является опреде­ляющей. Ведь эффективность - степень реализации целей, соответст­вующих потребностям аудитории в информации с учетом возможнос­тей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

Очевидно, что для эффективной организации деятельности журнали­стам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использо­вать. Аудитория (лат. auditorium; audire «слушать»; auditor «слушатель») - совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. «Взаимность» здесь обязательна, по­этому аудиторию часто называют реципиентами (лат. recipientis «прини­мающий»; receptio «принятие»). Следовательно, искусство в прагматиче­ской сфере журналистской деятельности заключается в том, чтобы суметь получить у аудитории «аудиенцию» и добиться хотя бы того, чтобы его по крайней мере «выслушали».

Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы. Читателя­ми, слушателями, зрителями становятся по собственной воле, самостоя­тельно выбирая для регулярного или спорадического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них информацию субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды.

Аудитория конкретного издания (программы) - «Известий» или «Тру­да», «Маяка» или «Орфея» - это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать (если издание, программа сумеют расширить саморекламу, зону уверенного приема – ареал распространения для ТВ и РВ, увеличить розницу прессы, а также, разумеется, добиться большего «приспособления» материалов по интере­сам, доступности, увлекательности и проч.), составляют потенциальную аудиторию издания или программы. Для превращения ее в реальную ауди­торию направление и информационная политика СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения. А те слои и группы общест­ва, на которые специально рассчитана газета или радиопрограмма и зна­чительную часть которых эти СМИ стремятся сделать своими читателями или слушателями, разработав соответствующее направление деятельнос­ти и реализующую его информационную политику, составляют расчетную аудиторию.

Об этих непростых отношениях «потребность - интерес» (теперь уже в аудитории) журналисту важно знать именно потому, что руководствует­ся аудитория как раз интересами, т.е. субъективными желаниями и стрем­лениями. Тем самым организация эффективного функционирования жур­налистики наталкивается на некое противоречие, которое в силу своей «непреодолимости», неустранимости, постоянства представляет собой специфическое условие функционирования журналистики и с которым нельзя не считаться, если есть желание работать эффективно.

Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудито­рии, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, буду­чи помещенным в издание или включенным в программу, он не будет вос­принят аудиторией. Разумеется, для ответственной журналистики недо­пустима игра на низменных интересах, на дурных склонностях людей, эксплуатация дегуманизирующих факторов.

Спектр мотивов весьма широк. Важнейшими из них являются: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связях фак­тов, в закономерностях и т.д.); мотив выработки и укрепления социальной позиции, подходов, взглядов; престижный мотив (реализация самоува­жения и признание со стороны окружающих в связи с использованием «достойных» источников информации); утилитарный (получение прак­тически полезной информации для сферы труда, проведения свободно­го времени, политической деятельности, самообразования и т.д.); рек­реативный (отдых, развлечение, заполнение досуга); мотив культурного развития; познавательный мотив; мотив установления контактов с людьми и т.д.

Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) формируют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пла­стов, областей и проблем жизни, авторов, что выражается в «читаемос­ти», «смотримости», «слушаемости» публикаций и передач. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. В связи с не­удовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запро­сы - обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию. В явно выраженных пожеланиях (например, в письмах) или в направленности склонностей, проявляющих­ся в поведении аудитории, сказывается ощущение «информационного вакуума», который, с точки зрения аудитории, требует восполнения в из­даниях и программах.

Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать на эффективное выполнение информационной политики, получает кон­кретные формы через практический учет - прямое или косвенное выпол­нение «требований» аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов, пред­почтений. Отсюда необходимость найти способы передачи информации, которая соответствовала бы потребностям и вместе с тем вызывала бы у нее активный интерес и осваивалась бы ею без излишних затруднений.

Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь возникает не­который парадокс: с одной стороны, надо идти «за» аудиторией (удовле­творять ее интересы), с другой - быть постоянно «впереди» нее (способст­вуя ее движению в соответствии с потребностями). Это трудный, но единственно возможный, действительно» эффективный путь.

Свойством, характерным для вызывающих высокий интерес произведений, является ситуативность повествования. Она проявляется в том, что ход рассуждений, аргументации, выводов автора постоянно вращается вокруг конкретных ситуаций жизни. Построенное на тщательном разборе ситуации - «жизненных случа­ев» - произведение часто может увеличиться в объеме - это оказывает­ся оправданным, если усиливает воздействие. Впрочем, журналист может ограничиться и «осколками» ситуаций, отдельными деталями и подроб­ностями, выразительными штрихами, и тогда появляется возможность ра­ботать в малых жанрах (ведь пятистрочная заметка представляет именно частичку развивающейся ситуации, которую журналистика отслеживает в ряде произведений).

Еще одним свойством, привлекающим аудиторию, является драматизм повествования. Его проявления многообразны.

Прежде всего это демонстрация драматизма самой реальности. Без конфликтов (от малых разногласий до острой борьбы) не обходится ни одно явление жизни, через столкновения протекает процесс формирова­ния и развития общества. Вскрывая, показывая, анализируя суть кон­фликтов, демонстрируя драматизм происходящего, журналист эффектив­но вовлекает аудиторию в эмоционально насыщенное «слежение» за развертыванием и исходом конфликтной ситуации.

Другая форма проявления драматизма в произведении - это демонстра­ция драматизма «искания истины» самим автором на глазах аудитории, по­каз «приключений» его мысли в ходе поиска ответа на поставленные вопросы в процессе осмысления даже и бесконфликтных ситуаций. Демонстрация хода журналистского «расследования» активизирует внимание аудитории, чего трудно добиться при простом изложении выводов, сде­ланных по результатам анализа «в уме», заставляет следить за развитием мысли, проверять верность суждений и доводов автора. Тем самым форми­руется активное отношение к «расследуемому» читателей, слушателей, зри­телей, более полным и прочным оказывается усвоение ими информации.

Драматизм может быть достигнут также путем активной диалогичной формы общения с аудиторией, открытого разговора с читателями, слушателями или зрителями. В прямом обращении к аудитории широко используются риторические «фигуры» (вопросы, поставленные как бы от имени аудитории, и сразу же даваемые ответы, указания на возможные несогла­сия аудитории и предлагаемая автором контраргументация, возражения на невысказанные сомнения и т.д.).

Диалог с аудиторией чрезвычайно важен, если учесть, что журналис­тика по природе своей призвана «общаться» с аудиторией, имея в виду характер и состояние массового сознания. Знакомство с массовым созна­нием помогает выявить, что в нем верно и неверно, что существует в ви­де вопроса или проблемы, что из необходимого отсутствует.

Еще один вариант - диалог с оппонентом на глазах у аудитории. Иногда при отсутствии реального оппонента используется образ так называемого «адвоката дьявола» - сторонника взглядов, которые хочет оп­ровергнуть журналист. Такой спор с оппонентом в присутствии аудитории резко активизирует ее внимание и стремление разобраться, что способ­ствует повышению эффективности влияния на аудиторию.

Требование популярности журналистских произведений предопределяет также необходимость учета законов восприятия информации, без чего даже в высшей степени соответствующее потребностям и интересам аудитории и интересам аудитории произведение столкнется с существенными препятствиями «по дороге» к аудитории, на пути сближения с ней – с так называемым психологическим барьером.

Восприятие – это деятельность воспринимающего субъекта, актив­ность, направленность и сосредоточенность которой зависят не только от предлагаемой информации, но и от субъекта восприятия, реципиента.

При этом действу­ет ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жиз­ненные интереса реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов или тем более противоречащая им информа­ция осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.

Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не означает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозициональные действия - третий этап восприя­тия, в ходе которого обнаруживается «последействие» воспринятого ра­нее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с «потерями») в систему сознания, в той или иной мере перестраивающе­гося под влиянием воспринятого.

В процессе восприятия информации наряду с социально-психологи­ческими установками действуют также общепсихологические закономерности внимания, понимания и запоминания, которые, разумеется, требуют учета при проведении журналистских акций.

Внимание к информации зависит от ее значимости для реципиента. При этом чем выше внимание, тем больше в процессе восприятия замеча­ется подробностей («аналитический эффект»), тем сильнее впечатление («фиксирующий эффект») и отчетливее («усиливающий эффект»). По­этому, чтобы вызвать высокий уровень внимания, журналисту важно опи­раться на такие ориентиры, которые вызовут это внимание.

Самое простое и очень эффективное решение задачи по привлечению внимания (и в значительной мере по его поддержанию) возможно на пу­тях использования особенностей непроизвольного внимания, которое базируется на остром ориентировочном рефлексе (рефлексе «что такое?») как непроизвольной реакции на необычное, непривычное, само по себе бросающееся в глаза в «информационном поле» (такое действие произ­водит сенсация). Даже простое объявление будущей передачи, если в нем выделено что-то необычное, особенное, имеет огромное значение для установления первичного контакта с информацией (включение теле­визора в обозначенный час).

Но и в этих условиях механизмы внимания действуют так, что неиз­бежными оказываются переключения и отвлечение внимания. Это следу­ет учитывать и разнообразить повествование - перемежать планы, вво­дить «освежающие» отступления, излагать концепт (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, чтобы «потери» не повлия­ли на усвоение главного.

Для оптимизации восприятия массовой информации важно также учи­тывать закономерности понимания и запоминания. Освоение информации будет существенно облегчено, если она будет «представляться» в соответствии с правилом движения от интересного факта к главному выводу, от сен­сационного к закономерному, от явления к сущности и т. д. При этом важно, чтобы аудитория видела в авторе своего «представителя», общаться с которым интересно и полезно. Если, например, «заголовочный комплекс» (рубрика, название произведения, подзаголовки, объясняющая «врезка» и др.) на уровне первичного синтеза дает общее представление о наибо­лее значимом для аудитории, то последующее повествование представля­ет развертывание системы подробностей, из освоения которых возника­ет вторичный синтез, детализирующий концепт произведения. Это касается крупных произведений, а в сводках новостей эффективным будет такой прием, когда вначале сообщается о самом важном, затем дает­ся подробное изложение, а в конце выпуска снова повторяются главные темы и суждения.

Таким образом, достижение популярности - важнейший путь к эффек­тивности. При этом подлинная популярность далека от заигрывания с ау­диторией. Наоборот, требуя учета реальностей (уровня образованности, системы интересов, состояния умонастроений, механизмов восприятия и т.д.), она нацелена на развитие сознания и поведения аудитории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.