Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения. Социальные стереотипы: сексуальные меньшинства






Социальные стереотипы: сексуальные меньшинства

27 ноября 2014 в 8: 00
LADY.TUT.BY / Фото: vk.com

Андрею 27 лет. Он – коренной минчанин. Образование – высшее. Работает программистом. Семейное положение: холост. Сексуальная ориентация: гомосексуал.

На условиях анонимности Андрей согласился ответить на самые стереотипные вопросы обывателей касательно жизни представителей ЛГБТ-сообщества в сегодняшней Беларуси.

– Андрей, быть представителем ЛГБТ-сообщества в сегодняшней Беларуси, как мне кажется, не самая завидная роль. Ты многим из своего окружения рассказывал о своей ориентации?

– Обо мне знают мои самые близкие друзья и родители. Я работаю удаленно и, к счастью, избавлен от ежедневных некорректных вопросов коллег касательно своей личной жизни. Хотя многие из моих друзей-геев вынуждены периодически придумывать какие-то легенды об отношениях с противоположным полом или позиционировать себя как трудоголиков, у которых не хватает времени на личную жизнь. И то, и другое мне кажется в равной степени унизительным, но общественные стереотипы заставляют моих друзей скрывать обстоятельства своей личной жизни не только от коллег по работе, но и от самых близких людей.

И отдельно хочу подчеркнуть именно словосочетание " рассказать о своей ориентации", а не " признаться в ней", как у нас любят говорить и писать в СМИ. " Признаются" обычно в чем-то постыдном или преступном, а в том, каким человек родился, ничего преступного нет.

– Так людьми нетрадиционной ориентации все-таки рождаются или становятся?

– Споры на эту тему ведутся долгие годы. К сожалению, в нашей стране ответить на такой вопрос, подведя под это исследовательскую базу, никто никогда даже не пытался. Поэтому в качестве вероятного ответа я могу привести данные, полученные совсем недавно американскими учеными. Им удалось доказать, что гомосексуальность формируется на генном уровне из-за отличий в некоторых регионах на хромосомах.

Может ли образ жизни и мышления или недостаток воспитания со стороны отца привести к формированию гомосексуальной ориентации? По моему мнению, нет. Среди геев много парней, которые росли в неполных семьях и не знают, что такое отцовское воспитание. Но столько же их и среди гетеросексуалов. К сожалению, неполные семьи в нашей стране частое явление.

– Как ты относишься к популярному нынче термину " гей-пропаганда"?

– Честно говоря, я никак к нему не отношусь, потому что искренне не понимаю, что это такое. Но даже если и предположить, что любая новость (единичная среди сотен других) о жизни ЛГБТ-сообщества или даже наш с вами разговор может сам по себе являться топорной пропагандой однополых отношений, то почему наши люди не воспринимают иные ежедневные новости СМИ как пропаганду лжи и лицемерия, убийств и насилия? Ведь мы уже давно утонули во всем этом.

Пользуясь подобной терминологией, я могу сказать, что в границах обсуждаемой нами темы на протяжении всей своей жизни я сталкивался только с одним видом пропаганды – гетеросексуальной. Я рос в полной семье, читал книги классиков русской литературы, смотрел советские фильмы и, как видите, несмотря на это, всегда идентифицировал себя как гей. Так, может, все-таки не в пропаганде дело? Может быть, нам всем уже пора успокоиться и перестать спекулировать терминами, которые не имеют ничего общего с действительностью?

Если мой друг рассказывает мне о своей девушке – я не считаю это какой бы то ни было пропагандой. Точно так же пропагандой я не считаю и любые объективные научные сведения, которые помогут людям разобраться в природе гомосексуальности. Боязнь мифической " гей-пропаганды" просто закрывает рот огромному числу тех, кто из-за этого не может рассказать о своих проблемах и показать тем самым, что ничего страшного в людях нетрадиционной ориентации нет и никогда не было.

Важно понимать, что в нашем обществе не должно быть деления на " нас, гетеросексуалов" и " их, представителей ЛГБТ". Потому что геи и лесбиянки не прилетели с другой планеты. В любом обществе и любой стране мира их количество, по разным данным, составляет от 5% до 12%. То есть минимум каждый 20-й человек так или иначе причисляет себя к числу ЛГБТ-граждан. Если руководствоваться общемировой статистикой, то в Беларуси проживает примерно 500 000 таких людей. И кто они? Не инопланетяне, а наши дети, братья, сестры, одноклассники, одногруппники, коллеги по работе, соседи по лестничной клетке и так далее. Это важно понимать и принимать.

И как лишнее доказательство природного происхождения гомосексуальности я могу привести научный факт: такой тип поведения зарегистрирован более чем у 1500 видов живых существ – от лягушек до птиц. Думаю, в них при всем желании тяжело заподозрить жертв телевизионной пропаганды.

– Ты упомянул процент ЛГБТ в обществе. Раз уж мы говорим о стереотипах, не могу не высказать самый распространенный из них: очевидно, что многими существование людей с нетрадиционной ориентацией воспринимается как своего рода дефект…

– Это может восприниматься как угодно. Кто-то может назвать гомосексуальную ориентацию данной Богом особенностью, как это недавно сделал глава " Apple" Тим Кук, а кто-то – дефектом, как это воспринимают тысячи подростков по всему миру, и в том числе – на территории постсоветского пространства, которые, осознав эту свою особенность и не найдя понимания даже у собственных родителей, просто решают покончить жизнь самоубийством. Точно так же можно относиться и к рыжему цвету волос, большому носу или предрасположенности к раннему облысению. Главное – понять, что ничего из этого перечня человек при рождении не выбирает.

Иногда даже из уст довольно образованных (а среди них уровень нетерпимости к ЛГБТ значительно меньше) и толерантно настроенных людей приходится слышать о том, что, мол, " пусть геи живут своей жизнью, они сделали свой выбор и имеют на это полное право". Так вот, я хочу сказать, что ни один гей никогда такого выбора не делал. Нет кнопки, однажды нажав которую можно выбрать себе сексуальную ориентацию.

– А в каком возрасте ты почувствовал влечение к представителям своего пола?

– Примерно в возрасте 8–10 лет. Тогда это было еще неосознанное и незнакомое мне чувство. К сожалению, компьютера и интернета в те времена у меня не было, поэтому моя " странность" долгое время была для меня загадкой. Первый раз я столкнулся с этим, посмотрев по телевизору прекрасный фильм " Лучший друг" с Мадонной и Рупертом Эвереттом в главных ролях. Для меня эта комедия стала настоящим откровением. Я впервые осознал, что я не сумасшедший и я не один в этом мире.

– Когда ты рассказал о себе родителям?

– В 18 лет. Это был осознанный разговор, который и мне, и родителям дался очень нелегко. Я просто усадил папу и маму перед собой за кухонным столом и, краснея и запинаясь, сказал, почему у меня нет девушки и почему ее совершенно точно никогда не будет.

– Как они отреагировали на твои слова?

– Они у меня старой закалки и росли в стране, где гомосексуальные отношения долгое время считались уголовным преступлением. Конечно, реакция была предсказуемой: сначала шок, потом крики и ругань. Мама потом ходила в церковь и консультировалась по этому поводу с батюшкой. К счастью, он сказал ей, что такие вещи случаются и нужно просто с этим смириться. Я очень рад, что она осознала: ее вины и вины моего отца в этом нет.

Мне очень повезло с родителями. Я очень люблю их и благодарен за все, что они для меня сделали. И хоть сейчас мы живем отдельно, я не забываю о них ни на минуту.

В целом же реакция родителей на подобные новости бывает разной. Иногда доходит и до рукоприкладства – парни и девушки в ответ на свою честность и желание обрести поддержку родных людей оказываются на улице. В нашем обществе отсутствует работа с родителями ЛГБТ-подростков, представители старшего поколения просто не понимают, как им вести себя в том случае, когда их дети говорят им подобные вещи. Но, с другой стороны, а откуда они будут знать? Ведь у нас любое упоминание подобного тут же назовут " гей-пропагандой". Поэтому рассказ о своей ориентации (камин-аут) детей во многих семьях по-прежнему является большой и неразрешимой проблемой.

– Давай поговорим о том, как к гомосексуальности относится религия и церковь.

– О том, что гомосексуальность осуждается в Библии, известно всем. Причем чаще всего такой аргумент высказывают те, кто Библии целиком даже не читал. Потому что если бы они это сделали, то наверняка знали бы, что там осуждается многое из того, что сегодняшнее общество не считает чем-то греховным: от добрачных связей и супружеских измен до лени и обжорства.

Я живу, руководствуясь принципами добра, честности и справедливости, для этого мне не нужно перечитывать Библию. Однако же это только мое мнение, и я с уважением отношусь ко всем верующим. Вера – это личное дело каждого человека, а живем мы все-таки в светском государстве. Для меня гораздо большую ценность представляет собой содержание Конституции.

– Андрей, а зачем нужны гей-парады?

– Традиция гей-парадов есть в тех странах, где проблемы ЛГБТ-сообщества решены частично или уже давно решены полностью. Там это стало массовым весельем и никого не смущает. Это только нашу неискушенную публику продолжают пугать вырванными из общего контекста фотографиями разряженных чудиков и страшными пророчествами о том, что все, кто наблюдал этот парад, на следующий же день проснулись геями. В этом смысле я могу успокоить наших людей: не думаю, что нашей стране " грозит" гей-парад в ближайшие лет 30.

Что же касается правозащитных шествий в защиту прав ЛГБТ, то они вполне возможны в обозримом будущем. По крайней мере, в демократических государствах с высказыванием своих требований или недовольства в мирной форме никогда проблем не бывает. Там, к слову, и соблюдение конституционных прав любого гражданина никак не зависит от мнения большинства населения и гарантируется этому гражданину уже по факту.

Кстати, вопреки массовому убеждению, на гей-парады и правозащитные шествия не ходят с лозунгами о сексе. Там поднимаются вопросы социальной незащищенности представителей ЛГБТ-сообщества. Вот и в ходе нашей беседы вопрос секса в общепринятом понимании процесса не возник и, я полагаю, не возникнет. Как видите, и без этого есть множество вещей, которые важно и нужно обсуждать. А наши люди часто даже не задумываются над тем, что в однополых союзах помимо сексуальной составляющей есть еще и такие чувства, как любовь, верность, привязанность, ревность… В общем все то же, что есть и в обычных разнополых семьях.

– Скажи: о каких правах ты говоришь? Чего хотят добиться геи?

– Это очень важный и серьезный вопрос. Во-первых, геи в нашей стране сталкиваются с тотальным непониманием на протяжении всей жизни, начиная с малых лет. Сначала они оказываются один на один с тем, чего не понимают, а это порождает множество всевозможных фобий и комплексов, становится причиной зашоренности и как следствие – травли в стенах школы. Потом по мере взросления им приходится придумывать какие-то отношения и знакомить родителей с девушками, которые на самом деле являются просто хорошими подругами. Ни один гетеросексуальный человек не поймет всех масштабов лжи, в которой сегодня живут представители ЛГБТ-сообщества в Беларуси. И это в буквальном смысле слова ложь во спасение.

Белорусы считают себя очень толерантными, но суровая правда жизни состоит в том, что на протяжении всей истории у нашего народа не было возможности проявить свою мудрую толерантность (к примеру, поняв и приняв такую часть своего общества, как ЛГБТ-граждане).

Таким образом, именно в формировании общей благоприятной атмосферы для жизни представителей ЛГБТ я вижу основную цель проведения любых правозащитных акций такой направленности. Мы готовы говорить и объяснять, с какими порой неразрешимыми проблемами мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Другой вопрос, готовы ли нас слушать?

Но помимо этой глобальной цели есть еще целый ряд сложных вопросов. Так, брак белоруса с иностранкой в большинстве случаев со временем гарантирует ей белорусское гражданство. А если мужчина-белорус точно так же захочет привезти в страну мужчину-иностранца?

Среди моих знакомых есть мужская пара, которая прожила вместе более 10 лет. Не каждая гетеросексуальная пара может похвастаться таким стажем отношений. В том, что эти люди формально никто друг другу, я вижу большую несправедливость. Такой тип отношений в цивилизованных странах может регулировать заключенное между ними гражданское партнерство. Это не брак в традиционном понимании этого слова, но такое соглашение уже хотя бы как-то определяет статус этой пары и, помимо всего прочего, регулирует ряд имущественных вопросов (к примеру, когда в случае смерти имущество одного из партнеров достается другому).

Непонимание возникает и при общении с правоохранительными органами: зачастую ставшие жертвами преступления парни просто не хотят обращаться туда, чтобы не пояснять подробности своей личной жизни. К примеру, их обокрал случайный знакомый или они столкнулись со случаем домашнего насилия в однополой семье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.