Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы реализации международных природоохранных соглашений






Развитие законодательства в природоохранной области. Ратификация конвенции влечёт за собой приведение законодательства в соответствии с нормами международного экологического права. В “Законе об охране окружающей среды” (1997) предусматривается приоритет международных норм в случае, если они содержат правила, отличные от национальных.

Завершенной системы специального природоохранного законодательства в Республике Казахстан не имеется. Принят ряд важных законов по интегрированной и дифференцированной охране окружающей среды. По интегрированной охране окружающей среды действуют базовые законы:

  1. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 г. “Об охране окружающей среды”.
  2. Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. “Об экологической экспертизе”.

По мнению специалистов законодательные акты, принятые до 1995 г., в основном воспроизводили законы Союза ССР, мало отличаясь от них в качественном смысле. Отсутствуют законодательные акты по ряду объектов охраны окружающей среды и природным ресурсам и, прежде всего, оздоровления окружающей среды вследствие разных видов загрязнения, растительного мира и природных рекреационных ресурсов.

В проекте МПРООС РК “Приоритеты, задачи, приоритетные программы и проекты для выполнения этапа “Стабилизация качества окружающей среды в 2001-1010 гг.” Стратегии 2030 стоит решение задачи “Отражение международных природоохранных конвенций в национальном законодательстве”. В нём значатся проекты:

Разработка и реализация программ предотвращения трансграничного загрязнения и перемещения опасных отходов.

Все аспекты межгосударственных взаимоотношений в области контроля над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением регулируются Базельской конвенцией (Республикой Казахстан не ратифицирована). Предусматривается разработка законодательно-нормативной базы (принятие Парламентом “Закона об отходах производства и потребления» и критический анализ ранее созданной нормативной базы).

Сохранение биологического разнообразия.

В Республике Казахстан существует множество законов и подзаконных актов, направленных на сохранение биологического разнообразия. Базовым является Закон “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира” (1993), “Об особо охраняемых природных территориях” (1997). Предусматривается совершенствование законодательства для реализации конвенций по биоразнообразию.

Совершенствование систем информации населения об экологической ситуации. Связь с предшествующими международными и внутренними экологическими нормами и нормами в области прав человека регулируются Орхусской конвенцией. Законодательная база в области взаимодействия с НПО и обеспечения доступа к экологической информации содержится в законах: “Об охране окружающей среды”, “Об экологической экспертизе”, “Об общественных объединениях”, “О средствах массовой информации”. Требуется разработка “Правил взаимодействия Министерства и общественных экологических объединений (Положение о доступе к экологической информации)”, “Закона, регулирующего процедуры подачи запросов и предоставления экологической информации”.

Предотвращение прогрессирующего опустынивания.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, " О земле" и Закон Республики Казахстан " Об охране окружающей среды" создают законодательную базу для правовой защиты земель от загрязнения, за исключением законодательной регламентации обращения с пестицидами и агрохимикатами. Однако на уровне подзаконных актов многие вопросы, регулирующие защиту земель от загрязнения, не разработаны. Отсутствуют нормативы качества земель при их хозяйственно-бытовом и радиоактивном загрязнении, а также при некоторых видах биологического загрязнения.

Отсутствуют также нормативные правовые акты Республики Казахстан, определяющие экологические, санитарно-гигиенические и другие требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние земель, вследствие их загрязнения. Не разработана законодательная база по защите озонового слоя, трансграничным водотокам и международным озёрам, трансграничным аспектам переноса воздуха на большие расстояния, промышленным авариям.

Ранее принятые законодательные акты, в которых рассматриваются отдельные аспекты этих тем, требуют коренной переработки. К ним принадлежат:

– “Водный кодекс Республики Казахстан” (1993) – нуждается в подзаконных актах “Об охране вод и предупреждении их вредного воздействия”, “О питьевой воде”, “Трансграничных водотоках”.

– “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира” – нуждается в подзаконных актах “О редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных».

В 2000 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан подготовлены проекты Законов «Об охране атмосферного воздуха» (вынесен на согласование) и «Об охране климата и озонового слоя земли».

Финансовые аспекты. Финансовые аспекты международных экологических конвенций на всех стадиях деятельности актуальны, злободневны и всегда нуждаются в особых разъяснениях. Прибыль, получаемая страной-Стороной конвенции, во много раз превышает затраты на ежегодный взнос в бюджеты конвенций. Секретариатами международных природоохранных конвенций выделяются малые (до 50 000 долларов США, на 1-2 года), средние (от 50 – 150 000, на 5 лет) и большие гранты (от 150 000 и выше, на длительное время). Недавно состоявшееся присоединение РК к Лондонской поправке к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, позволит получить около 5 млн. долларов, при ежегодном взносе 85 тыс. Долларов.

 

Организация синергизма международных природоохранных конвенций.

Рост числа конвенций, существование по каждой из них отдельных секретариатов вызывает беспокойство международных организаций и, прежде всего, ООН. В ближайшем будущем она станет центральной в деятельности международных природоохранных организаций.

Чрезвычайно актуальной становится проблема координации и синергизма конвенций и в Казахстане.

Барьеры на пути выполнения международных экологических конвенций. Определение барьеров межведомственного сотрудничества и разработка стратегии их ликвидации – ещё одна задача, связанная с деятельностью в области конвенций. Основными препятствиями на пути выполнения обязательств по конвенциям в Казахстане, являются:

- незаинтересованность секторов экономики в установлении высоких экологических стандартов;

- отсутствие влияния у заинтересованных сторон (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, экологические НПО) на сектора экономики, влияющие на реальное состояние экологической ситуации в стране;

- противоречие между все возрастающим количеством национальных законов и международными конвенциями;

- отсутствие единой системы законодательного принуждения к выполнению положений конвенций;

- отсутствие осведомлённости исполнительных органов о выгодах в результате соблюдения обязательств по международным соглашениям;

- дистанцированность лиц ведущих переговоры по природоохранным конвенциям на международном уровне и местными властями, от которых зависит выполнение международных природоохранных соглашений;

- отсутствие полной информации по конкретным объектам рассмотрения конвенций;

- отсутствие или недоступность прогнозных данных по развитию экономики и отсутствие согласованных конкретных экономических расчётов;

- осторожность по отношению к внедрению механизмов экономического управления природоохранной деятельности со стороны Правительства, опасаясь возможных бюджетных затрат;

- влияние политических пристрастий глав местных администраций на механизм принятия решений в рамках конкретной реализации государственных доктрин;

- проблемы окружающей среды управленческого характера (неэффективность, неустойчивость и др.).

НПО и международные экологические соглашения. Тема международных экологических соглашений подразумевает весь спектр вопросов, включая гражданское общество, как таковое, возможность общества влиять на механизм принятия решений, в том числе и экологических.

В настоящее время практически нет общественных организаций, работающих над выполнением конвенций. Нет информации, что хотя бы одна из организаций подала в суд. Почти ни один активист ничем не рискует.

Практически не востребовано участие научных обществ в инициировании и реализации конвенций, интеллектуальной подпитке массовых движений.

Роль профессиональных экологических организаций, испытывающих жесточайший дефицит кадров, также не велика в решении проблем международных экологических соглашений.

Распространение знаний о международных экологических конвенциях может сыграть ключевую роль в демократизации казахстанского общества.

 

Заключение

1. Международные природоохранные соглашения выступают как важнейший элемент международного экологического сотрудничества. Участие Республики Казахстан в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом его политики в области охраны окружающей среды.

2. Широкая тематика конвенций перекрывает всю полноту спектра проблем охраны окружающей среды и рационального управления ресурсами. И не только. Можно проводить параллели между гуманитарными (“Всеобщая декларация прав человека” и такие руководящие документы к ней как Пакты о гражданских и политических правах, социальных и культурных правах и экологическими конвенциями. Более того, в идеале, они должны составлять одно целое.

3. Подписанные или ратифицированные конвенции становятся актами прямого действия, будучи реализованными в национальном законодательстве.

4. Роль международных экологических конвенций в дальнейшем будет усиливаться. Осознавая их значение, по инициативе ЮНЕП в настоящее время подготовлены и проходят обсуждение проекты двух руководств:

1. Методы улучшения соблюдения многосторонних соглашений в сфере окружающей среды.

2. Эффективные методы принуждения к соблюдению законов в сфере окружающей среды на национальном уровне.

3. Международное сотрудничество и согласованность действий в борьбе с нарушениями многосторонних соглашений в сфере окружающей среды.

 

Как следует из названия этих документов, ООН предпринимает новый шаг по вовлечению реальных природоохранных интересов стран в процессы международного сотрудничества.

Контрольные вопросы:

1. Понятие синергизма.

2. Конкретные примеры достижения синергизма международных природоохранных соглашений.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.