Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как, что и почему






 

В данной статье я попытаюсь изложить методологию (как?) пси­хотерапевтического и диагностического использования мандал. Я ос­тановлюсь, в частности, на тех визуальных признаках, которые позво­ляют мне проводить оценку личностных свойств и состояния пациен­тов. Эти признаки далеко не всегда будут в полной мере объективны. Чаще они являются всего лишь опорными точками, на которые можно ориентироваться в процессе восприятия визуального материала для того, чтобы извлечь из него определенную информацию.

Я вынуждена констатировать, что люди часто с готовностью при­нимают магические представления. С этим связан мой второй вопрос: «Что мы делаем? Если мы рисуем и интерпретируем мандалы, то что позволяет нам приходить к определенным выводам?» В своей работе я постараюсь показать, что мой метод работы с мандалой не является магией, а также то, как можно извлекать из нее определенную инфор­мацию.

- 12 -

Теперь мы переходим к третьему вопросу: почему мы рисуем и интерпретируем мандалы? Чем обоснована в нашем обществе такая практика? Мне кажется, что одним из веских оснований для подобной практики могут быть активно развивающиеся исследования психосо­матических заболеваний. Было бы весьма ценно выяснить, какие визу­альные паттерны соответствуют тем или иным психосоматическим и соматическим заболеваниям, таким как, например, рак. Изучая манда­лы, можно было бы, наверное, определить те прогностические призна­ки, которые позволяют предсказывать возможность ремиссии, с одной стороны, и фатальный исход - с другой.

Я полагаю, что такого рода исследования принесли бы большую практическую и научную пользу, конечно, при условии их четкой организации и документирования.

Я впервые столкнулась с мандалой как с продуктом изобрази­тельного искусства. Эта встреча оказалась наполненной множеством смыслов. Вспоминая о ней, я испытываю ощущение радостного от­крытия. Из этого ощущения впоследствии рождается знание. Не зна­ние вообще, но очень личное знание. Читать про мандалы интересно, создание же их представляет собой некий ритуал. Именно в таком ритуальном контексте можно легко воспринять все изложенное в дан­ном руководстве.

В одном из своих недавних интервью Джозеф Кемпбелл так отве­тил на вопрос о том, нужен ли ему проводник:

«У меня никогда не было проводника! Сам по себе материал, если вы достаточно глубоко в него погружаетесь, становится вашим провод­ником. Важно осознать, что все древние, базовые, исторически укоре­ненные культурные традиции своей эффективностью обязаны содер­жащимся в них ритуальным элементам. Ритуал — это спектакль, по­ставленный на сюжет мифа; через участие в ритуальных действиях человек участвует в мифологической реальности, в результате чего в его психике активизируются соответствующие мифу структуры и прин­ципы психической деятельности. Без той или иной формы ритуального исполнения миф не может стать частью активного аспекта психичес­кой жизни, не считая тех случаев, когда человек прорабатывает пробле­мы реальной жизни в тех понятиях, которые подсказывает ему миф» (Kisley, 1976, р. 75).

- 13 -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.