Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адренонегативные средства. Симпатолитические средства.






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общей и клинической фармакологии

С курсом анестезиологии и реаниматологии

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № ____ от «___» __________ 2008

Заведующая кафедрой к.м.н. Е.И.Михайлова

 

ТЕМА: «СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРЕДАЧУ ВОЗБУЖДЕНИЯ

В АДРЕНЕРГИЧЕСКИХ СИНАПСАХ. АДРЕНОПОЗИТИВНЫЕ СРЕДСТВА.

АДРЕНОНЕГАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. СИМПАТОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДОФАМИНОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ»

 

Учебно-методическая разработка по фармакологии

для студентов 3 курса лечебного факультета

 

Авторы: ассистент Новогран Л.И.

аспирант Сатырова Т.В.

 

 

Гомель 2008

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1. Актуальность темы.

2. Цель занятия (умение и знание).

3. Базисные разделы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Графическая структура темы занятия.

7. Самостоятельная работа студентов.

8. Ситуационные задачи и тестовый контроль

Актуальность темы

Значение адренотропных средств сложно переоценить. Это, пожалуй, самая многочисленная и распространенная группа лекарственных средств, влияющих на эфферентную иннервацию. Препараты данной группы используются практически в каждой отрасли медицины.

Цель занятия:

Уметь оценивать возможности использования средств, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах для целей фармакотерапии. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах, исходя из их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей.

Студент должен знать:

· анатомо-физиологические особенности иннервации органов;

· биохимические особенности механизма передачи нервных импульсов в адренергических синапсах;

· классификацию средств, влияющих на адренорецепторы;

· механизмы действия средств, влияющих на адренорецепторы;

· особенности основных представителей каждой из выше перечисленных групп;

· эффекты, показания и противопоказания к применению адреномиметиков, адреноблокаторов, симпатолитиков.

Студент должен уметь:

· оценивать возможности практического использования этих средств на основе представления об их свойствах;

· выбрать рациональный путь введения препарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести

· выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп.

Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)

· анатомия эфферентной иннервации;

· механизм возникновения и распространения возбуждения по эфферентным нервам;

· теория синаптической передачи нервных импульсов в адренергических нервных окончаниях.

Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Материалы лекций.

2. Д.А. Харкевич. Фармакология. М., 2003. С. 130-157

3. М.Д. Машковский. Лекарственные средства. М., 2002. Часть 1. С. 230-266.

4. Н.М. Курбат, П.Б.Станкевич. Рецептурный справочник врача. Мн., 1996. С.32-45.

5. Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медвузов. Гомель, 2005. с. 57-83.

Дополнительная литература

1. В.П. Вдовиченко. Фармакология и фармакотерапия. Мн., 2006. С. 72-98.

2. Г.Г. Воронов, Д.А. Рожденственский. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты. Мн., 2003. С. 33-44.

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям.

1. Какие биохимически реактивные системы называют адренорецепторами?

2. С помощью какого медиатора передаётся возбуждение в адренергических синапсах?

3. Как происходит синтез и разрушение медиатора норадреналина?

4. Какие адренорецепторы различают и где они расположены?

5. Перечислить эффекты при возбуждении адренорецепторов разной локализации.

Вопросы по изучаемой теме

1. Классификация адренопозитивных средств.

2. α, β -адреномиметики. Эпинефрина гидрохлорид (адреналина гидрохлорид). Механизм действия. Влияние на ССС: сердце, кровеносные сосуды; артериальное давление. Действие на глаз, дыхательные пути, ЖКТ, мочеполовую систему, скелетную мускулатуру, экзокринные железы. Метаболические эффекты адреналина. Применение. Возможные нежелательные эффекты. Противопоказания к применению.

3. Особенности фармакологического действия норэпинефрина (норадреналина) гидротартрата.

4. Адреномиметики преимущественно непрямого действия (симпатомиметики). Механизм действия эфедрина гидрохлорида. Основные эффекты. Применение.

5. α -адреномиметики. Фенилэфрин (мезатон). Влияние на тонус сосудов, работу сердца, АД; применение при гипотензивных состояниях.

6. Адреномиметики, стимулирующие преимущественно α 2-адренорецепторы: нафазолин (нафтизин), клонидин (клофелин). Применение, побочные эффекты.

7. β -адреномиметики. Классификация. Фармакологические свойства. Влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов, матки. Особенности фармакокинетики и применения.

8. Классификация адренонегативных средств.

9. Средства, блокирующие α -адренорецепторы. Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Применение в медицинской практике.

10. Средства, блокирующие ß -адренорецепторы. Классификация. Механизм действия. Влияние на ССС, бронхи, глаза. Основные показания и противопоказания к назначению.

11. Средства, блокирующие α -ß -адренорецепторы. Особенности лабеталола. Применение.

12. Симпатолитические средства. Механизм действия. Эффекты симпатолитиков. Применение. Побочное действие.

Темы УИРС:

1. Провести сравнительную характеристику фармакологических эффектов селективных и неселективных ß -адреноблокаторов.

2. Использование α -адреноблокаторов новых поколений в лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных.

2. Стенды: Адреномиметики. Адреноблокаторы. Симпатолитические средства.

3. Таблицы: Расположение адренорецепторов и основные эффекты, возникающие при их возбуждении. Вещества, влияющие на разные типы α -адренорецепторов. Вещества, влияющие на разные типы β -адренорецепторов. Основные эффекты, связанные со стимуляцией постсинаптических и внесинаптических α - и β -адренорецепторов.

4. Задачи, тестовый контроль.

5. Задания для самостоятельной работы студентов.

6. Схемы: «Пути биосинтеза дофамина, норадреналина и адреналина»; «Адренергический синапс»; «Влияние катехоламинов на сердечно-сосудистую систему»; «Основная направленность действия норадреналина и адреналина на пресинаптические, постсинаптические и внесинаптические адренорецепторы»; «Основная направленность действия адреноблокаторов и симпатолитиков».

 

Учебный материал

В пределах периферической иннервации норадреналин принимает участие в передаче импульсов с адренергических волокон на эффекторные клетки.

Адренергические аксоны, подходя к эффектору, разветвляются на тонкую сеть волокон с варикозными утолщениями, выполняющими функцию нервных окончаний. Последние участвуют в образовании синаптических контактов с эффекторными клетками. В варикозных утолщениях находятся везикулы (пузырьки), содержащие медиатор норадреналин.

Биосинтез норадреналина осуществляется в адренергических нейронах из тирозина с участием ряда энзимов. Образование ДОФА и дофамина происходит в цитоплазме нейронов, а норадреналина — в везикулах.

Особенности адренергической передачи возбуждения, синтез, высвобождение и утилизация медиатора НА, основные типы и подтипы адренорецепторов, их распределение по органам и тканям, эффекты, механизмы раскрыты в кафедральной методичке стр. 57-61.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.