Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С курсом анестезиологии и реаниматологии






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общей и клинической фармакологии

с курсом анестезиологии и реаниматологии

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №

Зав. кафедрой, д.м.н. Е.И. Михайлова

 

 

ТЕМА: «АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»

 

Учебно-методическая разработка для студентов 3 курса

лечебного факультета

 

 

Авторы: ассистент Новогран Л.И.

ассистент Топольцева Е.И.

 

 

Гомель 2012

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1. Актуальность темы.

2. Цель занятия (умение и знание).

3. Базисные разделы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Графическая структура темы занятия.

7. Самостоятельная работа студентов.

8. Ситуационные задачи и тестовый контроль

Актуальность темы

Значение адренотропных средств сложно переоценить. Это, пожалуй, самая многочисленная и распространенная группа лекарственных средств, влияющих на эфферентную иннервацию. Препараты данной группы используются практически в каждой отрасли медицины.

Цель занятия:

Уметь оценивать возможности использования средств, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах для целей фармакотерапии. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах, исходя из их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей.

Студент должен знать:

· анатомо-физиологические особенности иннервации органов;

· биохимические особенности механизма передачи нервных импульсов в адренергических синапсах;

· классификацию средств, влияющих на адренорецепторы;

· механизмы действия средств, влияющих на адренорецепторы;

· особенности основных представителей каждой из выше перечисленных групп;

· эффекты, показания и противопоказания к применению адреномиметиков, адреноблокаторов, симпатолитиков.

Студент должен уметь:

· оценивать возможности практического использования этих средств на основе представления об их свойствах;

· выбрать рациональный путь введения препарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести

· выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп.

Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)

· анатомия эфферентной иннервации;

· механизм возникновения и распространения возбуждения по эфферентным нервам;

· теория синаптической передачи нервных импульсов в адренергических нервных окончаниях.

Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Материалы лекций.

2. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 2008. - С. 133-159

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2006. - С. 230-266.

4. Курбат, Н.М. Рецептурный справочник врача. / Н.М. Курбат, П.Б. Станкевич. - Мн., 1996. - С. 32-45.

5. Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы / Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медвузов. - Гомель, 2005. - С. 57-83.

Дополнительная литература

1. Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. - Мн., 2011. - С. 83-115.

2. Воронов, Г.Г. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты / Г.Г. Воронов, Д.А. Рождественский. Мн., 2003. С. 33-44.

3. Интернет-ресурсы.

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям.

1. Какие биохимически реактивные системы называют адренорецепторами?

2. С помощью какого медиатора передаётся возбуждение в адренергических синапсах?

3. Как происходит синтез и разрушение медиатора норадреналина?

4. Какие адренорецепторы различают и где они расположены?

5. Перечислить эффекты при возбуждении адренорецепторов разной локализации.

Вопросы по изучаемой теме

1. Адренергическая передача импульса. Строение адренергических синапсов и механизм передачи нервных импульсов. Регуляция высвобождения медиаторов и их метаболизм.

2. Гетерогенность рецепторов: α - и β -адренорецепторы – локализация, эффекты физиологической и фармакологической стимуляции.

3. Классификация адренергических средств.

4. α -адреномиметики (α 1-адреномиметики, α 2-адреномиметики): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

5. β -адреномиметики (β 1-адреномиметики, β 2-адреномиметики, неселективные β -адреномиметики): фармакологические свойства, влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов, матки, особенности фармакокинетики и применения.

6. Смешанные адреномиметики (α - и β -агонисты – эпинефрин, норэпинефрин; дофаминомиметики – допамин): действие эпинефрина на ССС, гладкие мышцы, обмен веществ, особенности действия норэпинефрина и допамина на ССС, показания к назначению, побочные эффекты, противопоказания.

7. α -адреноблокаторы (α 1-адреноблокаторы, α 2-адреноблокаторы, неселективные α -адреноблокаторы): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

8. β -адреноблокаторы (β 1-адреноблокаторы, β 2-адреноблокаторы, неселективные β -адреноблокаторы): фармакологические свойства, влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов и другие органы и системы организма, особенности фармакокинетики и применения, побочные эффекты, противопоказания.

9. Смешанные α - и β -адреноблокаторы (лабетолол, карведилол): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

10. Критерии выбора β -адреноблокаторов: селективность, внутренняя симпатомиметическая активность (ВСМА), дополнительная вазодилатирующая активность, продолжительность действия, влияние на липидный и углеводный обмен. Побочные и токсические эффекты адреноблокаторов.

11. Средства пресинаптического действия (симпатомиметики и симпатолитики): механизм действия, фармакологические эффекты, применение, побочные эффекты.

Темы УИРС:

1. Провести сравнительную характеристику фармакологических эффектов селективных и неселективных ß -адреноблокаторов.

2. Использование α -адреноблокаторов новых поколений в лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных.

2. Стенды: Адреномиметики. Адреноблокаторы. Симпатолитические средства.

3. Таблицы: Расположение адренорецепторов и основные эффекты, возникающие при их возбуждении. Вещества, влияющие на разные типы α -адренорецепторов. Вещества, влияющие на разные типы β -адренорецепторов. Основные эффекты, связанные со стимуляцией постсинаптических и внесинаптических α - и β -адренорецепторов.

4. Задачи, тестовый контроль.

5. Задания для самостоятельной работы студентов.

6. Схемы: «Пути биосинтеза дофамина, норадреналина и адреналина»; «Адренергический синапс»; «Влияние катехоламинов на сердечно-сосудистую систему»; «Основная направленность действия норадреналина и адреналина на пресинаптические, постсинаптические и внесинаптические адренорецепторы»; «Основная направленность действия адреноблокаторов и симпатолитиков».

 

Учебный материал

Адренергическая передача импульса, строение адренергических синапсов и механизм передачи нервных импульсов, регуляция высвобождения медиаторов и их метаболизм, гетерогенность рецепторов: α - и β -адренорецепторы – локализация, эффекты физиологической и фармакологической стимуляции раскрыты в учебно-методическом пособии «Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы» (стр. 57-61).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.