Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики двигателей постоянного тока (ДПТ)






Двигатели постоянного тока имеют якорь и обмотку возбуждения. На рисунке 3.1 изображена упрощенная конструкция ДПТ (не указана станина, обмотки дополнительных полюсов, магнитопровод и т.п.)

Рисунок 3.1. Упрощенное изображение конструкции ДПТ: Я1-Я2 – выводы обмотки якоря; Ш1- Ш2 – обмотки возбуждения

 

В зависимости от того, как включаются эти обмотки, различают ДПТ: параллельного возбуждения; независимого возбуждения; последовательного возбуждения; смешенного возбуждения (рисунок 3.2).

 

 

Рисунок 3.2. Принципиальные электрические схемы включения основных обмоток ДПТ различных систем возбуждения

 

Момент двигателя получается в результате взаимодействия поля Ф и тока якоря Iя:

. (3.1)

где k – коэффициент пропорциональности.

При вращении якоря со скоростью ω в магнитном поле Ф в его обмотке индуктируются ЭДС, направленная на встречу напряжению.

 

. (3.2)

Таким образом, напряжения Uя уравновешивается ЭДС E и падению напряжения на обмотке якоря:

 

. (3.3)

где Rя -сопротивление обмотки якоря, Ом.

При нулевой скорости якоря , в нем не индуктируется ЭДС, и тогда:

 

. (3.4)

. (3.5)

Из этого выражения определяется пусковой ток коря. Поскольку Rя мало, то пусковой ток получается большой .

Двигатели в электроприводе характеризуются двумя характеристиками: – электромеханическая характеристика; – механическая характеристика.

Установим уравнение электромеханической характеристики для двигателей постоянного тока независимого возбуждения для которых .

Подставим уравнения (3.2) в (3.3):

. (3.6)

Из этого уравнения найдем значение скорости:

. (3.7)

Это есть уравнение электромеханической характеристики. Скорость ω 0 называется скоростью идеального холостого хода:

. (3.8)

Уравнение (3.7) есть уравнение прямой линии, которая проводится между точками ω 0 и Iя.пуск. Рабочая часть характеристики находится между точками ω 0 и N (рисунок 3.3):

 

Рисунок 3.3. Электромеханическая и механическая характеристики ДПТ параллельного или независимого возбуждения

 

Чтобы получить уравнение механической характеристики, подставим в уравнение (3.7) значение тока из уравнения (3.1). Получим:

. (3.9)

Уравнение (3.9) есть также уравнение … линии которая проходит между точками ω 0 и Mпуск. При соответствующем выборе масштаба механическую и электромеханическую характеристики можно изобразить одной линией (рисунок 3.3).

В двигателях последовательного возбуждения, ток якоря создает магнитный поток возбуждения, поэтому , и моменты, развиваемый двигателем пропорционален квадрату тока . Это значительно усложняет аналитический расчет электромеханической и механической характеристик.

 

 

Рисунок 3.4. Зависимость момента двигателя от тока якоря для ДПТ последовательного и параллельного возбуждения

 

Для расчета электромеханической и механической характеристик ДПТ последовательного возбуждения пользуются универсальными характеристиками изображенными на рисунке 3.5.

 

 

Рисунок 3.5. Примерный вид универсальных характеристик ДПТ последовательного возбуждения

 

Универсальные характеристики задаются в относительных единицах в осях μ – i b и ν – i:

, , , (3.10)

где , , момент, скорость, ток при номинальной нагрузке;

, , текущее значения момента, скорости и тока.

 

Для построения механической и электромеханической характеристики задаемся относительным значением тока i1, i2, i3 и т.д., и находят по графикам относительные значения скорости ν 1, ν 2, ν 3 и т.д., а также относительные значения момента μ 1, μ 2, μ 3 и т.д. Эти значения записывают по форме таблица 3.1.

 

 

Таблица 3.1

 

В относительных единицах В именованных значениях
токи скорости моменты Iя, А ω, рад/с M, Нм
i1 ν 1 μ 1      
i2 ν 2 μ 2      
i3 ν 3 μ 3      

 

Далее по (3.10) вычисляют ; и . Электромеханическую характеристику строят по данным ω и Iя, а механическую – по данным ω и M. Их примерный вид изображен на рисунке 3.6.

 

 

Рисунок 3.6. Электромеханическая (а) и механическая (б) характеристики ДПТ последовательного возбуждения

 

Особенностью этих характеристик является то, что они не пересекаются со скоростью ω, т.е. не имеют скорости идеального холостого хода ω 0, следовательно, и генераторного торможения. Их скорость при малой нагрузке увеличивается в 3 – 5 раз, поэтому без нагрузки их нельзя эксплуатировать. В тоже время их механическая характеристика была принята для транспортных устройств.

У двигателя смешенного возбуждения параллельная обмотка создает поле, направление согласно с полем последовательной обмотки, поэтому при малом токе якоря скорость двигателя определенная, соответствует скорости идеального холостого хода. Характеристики механическая и электромеханическая пересекаются с осью скорости (рисунок 3.7б и 3.7в).

В связи с нелинейностью момента таких двигателей от тока, создаваемой последовательной обмоткой возбуждения, аналитическое выражение для механических и электромеханических характеристик получить затруднительно. Поэтому заводы – изготовители задают их в виде универсальных характеристик (рисунок 3.7а).

Преимущество таких электродвигателей при одном и том же токе якоря они создают больший момент, чем двигатели параллельного возбуждения.

 

 

Рисунок 3.7 Универсальные характеристики (а), электромеханическая (б) и механическая (в) характеристики смешенного возбуждения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.