Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и культурные нормы и их роль в культуре.






Речевой этикет - сис-ма устойчивых форм общения. Речевое поведение связано с воспитанием, средой, местом рождения. Нормы - услов изм-я к-ры и я-ка, выход за кот. выз-т отриц. реакцию (выход за рамки культуры) системы запретов составл. основу к-ры. Язык - это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и к-ры явл-ся одной из центральных в языкознании. Первые попытки реш-я этой проблемы усматривают в трудах В.Гумбольдта (1985), основные положения концепции кот. можно свести к след-му: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее нац. хар-р выражен в языке посредством особого видения мира; яз. и к-ра имеют много общего: 1) культура, как и язык, - это формы сознания, отображающие мировоззрение чел-ка; 2) к-ра и язык существуют в диалоге между собой; 3) субъект культуры и языка - это всегда индивид или социум, личность или общество; 4) нормативность - общая для языка и культуры черта; 5) историзм - одно из сущностных свойств культуры и языка. Язык отражает действительность, а к-ра есть неотъемлемый компонент этой действит-сти, с кот. сталкивается чел-к. Язык - такая окружающая нас среда, вне кот. и без участия кот. мы жить не можем. Исследовали эту проблему школа Э. Сепира и Б.Уорфа, различн. школы неогумбольдтианцев, разработавшие так называемую гипотезу лингвистической относительности. В основе этой гипотезы лежит убеждение, что люди видят мир по-разному - сквозь призму своего родного языка. Для ее сторонников реальн. мир существует постольку, поскольку он отраж-ся в языке. Но если кажд. язык отражает действит-сть присущим только ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира». В гипотезе Сепира - Уорфа выдел-ся основные положения: 1. Язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа. 2. Способ познания реальн. мира зависит от того, на каких языках мыслят познающие субъекты. Язык - факт к-ры потому что: 1) он составная часть культуры, кот. мы наследуем от наших предков; 2) язык – основн. инструмент, посредством кот. мы усваиваем к-ру; 3) язык - важнейшее из всех явлений культ. порядка, ибо если мы хотим понять сущность к-ры - науку, религию, лит-ру, то должны рассматривать эти явления как коды, формируемые подобно языку. Поэтому концептуальное осмысление к-ры может произойти только посредством естествен. языка. У каждой культуры свои ключевые слова, напр., для немцев внимание, порядок, точность. Для того чтобы признать то или иное слово концептом, ключевым словом к-ры, нужно, чтобы оно было общеупотребительным, частотным, было в составе фразеол-в, пословиц, поговорок и т.д. Язык тесно связан с мифологией, религией, наукой и др. формами познания мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.