Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и более 4






Центр массовых опросов использует 8 типов различ­ных таблиц, каждая из которых имеет определенную ча­стоту использования, для обеспечения нужных пропорций ^емей разного размера и категорий членов семьи.

Выше шла речь о тех исследованиях, в которых в вы­борку могли быть включены все члены семьи, достигшие определенного возраста1. Нередко, однако, социолог в каждой семье ищет лиц, обладающих определенными свойствами.

Хорошо известно, что в настоящее время читательские вкусы в большинстве семей сильно дифференцированы, в силу чего семья выписывает кроме периодики, вызыва­ющей общий интерес, ряд изданий, каждое из которых имеет в семье свою «аудиторию». Поэтому во время изу­чения аудитории с помощью интервьюирования по месту жительства возникают проблемы отграничения читате­лей от нечитателей соответствующего издания.

В отношении некоторых узкон вправленных (напри­мер, профессиональных) изданий дело обстоит просто. Так, несложно выяснить, кто именно в семье читает жур­нал «Экономика и математические методы» или «Лесную газету». Совсем иначе дело обстоит, например, с «Изве­стиями» или «Литературной газетой». Конечно, можно

4 В Институте Дж. Гэллапа для отбора респондента в семье ис­пользуют и другие приемы, например приглашают для беседы тех лиц, чей день рождения является ближайшим к моменту опроса [265; 52].

исходить из того, что эти издания с той или иной часто­той читают все взрослые члены семьи. И тогда методика отбора будет такой же, как и при исследовании, скажем, структуры досуга.

Можно, однако, искать в семье наиболее активного читателя данного периодического издания. Во многих случаях при исследовании аудитории газет и журналов объектом и оказывается совокупность наиболее актив­ных читателей. Даже тогда, когда интервьюер не имеет специальных инструкций на этот счет, семья сама «вы­двигает» для беседы по поводу определенного издания того, кто считается в семье наиболее регулярным чита­телем. Однако выбор в качестве респондента того инди­видуума, которого семья выдвигает в «стихийном по­рядке», может привести к определенным смещениям. Они могут быть вызваны отсутствием дома членов семьи (об этом уже и шла речь), а также принятием на себя роли респондента главой семьи или того, кто является в ней наиболее общительным индивидуумом. Поэтому и в такого рода исследованиях представляется целесооб­разной известная формализация методов отбора 1.

1 Во время экспериментального опроса читателей «Литературной газеты» М. Козленко и нами (1971 г.) была использована упро­щенная методика Киша. Интервьюерам поручалось, прежде чем на­чать беседу, составить список членов семьи читателей газеты по пол­ным именам (Александр, Наталья, Петр и т. д.) и пригласить для беседы того члена семьи, который окажется первым в списке. В слу­чае, если этот член семьи отсутствовал, следовало посетить эту семью еще не менее двух раз и пригласить к беседе члена семьи, стоявшего в списке вторым, только после третьего посещения и т. д.

В обследовании аудитории центральной газеты (1976) нами сов­местно с О. М. Масловой, Е. С. Петренко и Т. М. Ярошенко была разработана следующая процедура. При посещении семьи интервьюер вручает так называемую основную анкету для заполнения тому чле­ну семьи, который это пожелал. Отвечая на один из вопросов анке­ты, респондент должен проранжировать членов своей семьи по сте­пени активности в чтении газеты. Одновременно интервьюер, руко­водствуясь методикой Л. Киша, выясняет, кто из членов семьи должен был бы заполнять анкету, если бы отбор членов семьи был бы случайным. Если оказывается, что анкету заполнило именно это лицо, то тогда работа интервьюера в семье прекращается. Если же совпадения не было, то тогда возможны две ситуации: либо «слу­чайный» респондент присутствует и тогда он заполняет дополнитель­ную краткую анкету, либо он отсутствует и тогда сведения о нем сообщает лицо, заполнившее основную анкету. Получаемая инфор­мация позволяет отграничить различные категории читателей и обес­печить в то же время нужный уровень репрезентативности.

Важность учета такого фактора, как размер семьи, делает возможным использование для отбора респонден­тов информации, имеющейся в адресных бюро, списках избирателей, только при применении специальных при­емов.

Один из них исходит из возможности использования информации, полученной от респондента, о числе членов семьи [273; 62], Рекомендуется использовать следующую формулу

картинка

Второй прием [261; 63—64] предполагает отбор того члена семьи, который в том или ином смысле в каждой семье является единственным, например самого старше­го ребенка школьного возраста.

Построение территориальной выборки, особенно в масштабе страны, — трудное и дорогостоящее дело. По­этому уже издавна исследователи ориентировались на многократное использование одной и той же многосту­пенчатой выборки.

Bo-пер'вых, на основе такой выборки может быть соз­дана сеть респондентов (или информаторов) для прове­дения регулярных опросов. Во-вторых, сохраняя без из­менения единицы отбора, попавшие в выборку первых ступеней, можно менять респондентов на последней сту­пени1. Это позволит избежать эффекта адаптации рес­пондентов к многократным опросам и их периодического отказа от участия в отдельных опросах2.

1 По существу, здесь идет речь о применении независимых вы­борок.

2 Впервые такая выборка была применена Лайкертом в 1943 г. [255; 78].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.