Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути повышения репрезентативности почтовых опросов






Выше рассматривались способы трактовки материа­лов почтовых опросов в том виде, в каком их обычно по­лучают социологи, не имеющие возможности затратить серьезные дополнительные усилия на повышение уровня их репрезентативности. Однако если исследователь имеет

4 Этот методический прием используется в международных срав­нительных исследованиях. Так, норвежец С. Роккен, изучая отноше­ние населения западноевропейских стран к экономическим проблемам, выделил из выборок по Италии и Дании лиц с наиболее высоким уровнем образования и установил известную общность позиций этих групп [246; 19].

возможность пойти на специальные затраты, то он может воспользоваться различными приемами, разработанными практикой.

Первая группа этих приемов предназначена для уве­личения степени возврата почтовых анкет. Конечно, уве­личение этого показателя далеко не всегда способствует преодолению смещений, возникающих при использовании этого способа опроса. Однако в случае доведения возвра­та анкет до 70—80% опасность больших систематиче­ских ошибок имеет тенденцию уменьшаться.

Рассмотрим методы увеличения возврата анкет. Пер­вый из них предполагает использование персонального обращения к респонденту с указанием его фамилии.

Применение этого метода при изучении аудитории центральных газет, в частности «Литературной газеты», позволило нам (даже без использования напоминания) довести возврат почтовых анкет до 15%. Лаборатория демографии НИИ ЦСУ СССР разослала женщинам в возрасте до 40 лет в 1969 г. 62 тыс. анкет. В каждой ан­кете было обращение по имени и отчеству. Анкета была получена 60, 9 тыс. женщинами (3% анкет не дошло до адресата), 55, 2% женщин вернули анкеты заполнен­ными *.

Существенно больший возврат фиксируется тогда, когда почтовая анкета персонально направляется лицам, уже проявившим социальную активность2.

Второй метод основывается на зафиксированном фак­те влияния пропаганды проводимого социального обсле-

1 Источником сведений о респондентах явились материалы вы­борочного обследования 250 тыс. семей рабочих и служащих в 1967 г. [14; 35—36].

2 Вопрос об эффективности персонального обращения активно обсуждается в зарубежной социологической литературе. Существует мнение о том, что такое обращение может действовать и в противо­положном направлении, главным образом из-за отказа от аноним­ности [257; 254—257].

Интересный эксперимент был осуществлен Э. Карпентером (1973 г.). Он направил четырем группам лиц, отобранных из одной и той же совокупности, четыре различных вида почтовых отправлений, содержащих письмо-обращение, анкету и конверт с маркой для воз­вращения анкеты. Эти отправления отличались друг от друга тем, в какой степени на всех документах подчеркивались персональный характер обращения к респонденту и интенсивность личного участия социологов (в представлении респондентов) в оформлении этих до­кументов. В максимально «персонализированном» варианте было сделано все для того, чтобы респондент считал, что все полученные

дования средствами массовых коммуникаций на возврат анкет.

Специальный эксперимент был осуществлен во время опроса читателей «Известий» в 1966 г. Для этой цели была отобрана Липецкая область, которая по многим по­казателям была типичной для' европейской части РСФСР. Направленный в эту область сотрудник «Изве­стий» организовал публикацию о предстоящем опросе в местной прессе, выступления по радио и телевидению, предварительное ознакомление будущих респондентов с анкетой на стендах, используя содействие киоскеров, почтовых работников и т. д. В результате этих мероприя­тий возврат почтовых анкет из Липецкой области соста­вил 15%, что в 3 раза превышает обычную норму воз­врата [143]1.

Третий метод получил название «волнового» опроса. Он предполагает рассылку анкет одним и тем же лицам несколько раз. Такая настойчивость организаторов де­монстрирует респонденту серьезное значение, которое придается его участию и всему исследованию в целом. В то же время даже «волновой» почтовый опрос намно­го дешевле интервьюирования. Отечественный и зару­бежный опыт свидетельствует о том, что таким путем можно довести возврат почтовых анкет до 80—90% 2.

им материалы подготовлены «вручную» и что они лично подписаны организатором исследования. Итоги эксперимента показали, что «пер-сонализация» обращения действительно увеличивает существенным образом возврат анкет (вплоть до a^t), однако дополнительные уси­лия в указанном направлении, начиная с определенной границы, пе­рестают давать заметный эффект [321; 614—621].

1 За рубежом применяют и другие способы стимулирования воз­врата почтовых анкет, в том числе и материальные. Некоторые вкла­дывают в конверты деньги, губную помаду, авторучку [239; 264—265], [339; 249]. Изучалась также роль таких факторов, как время рассыл­ки, предварительное сообщение респонденту о предстоящем опросе, оформление анкеты и конверта, тип почтового отправления, вид на­клеиваемой марки. Специальный эксперимент (выборка 2000 человек) о факторах, влияющих на почтовый опрос, показал, что в условиях США возврат почтовых анкет увеличивается, если: используются за­казные почтовые отправления; вместе с анкетой респондент получает специальное письмо-обращение; посылается конверт с маркой для возвращения анкеты; респондент получает 25 центов, вложенных в конверт.

2 «Волновой» метод был использован нами совместно с Т. М. Яро-шенко во время почтового опроса социологов о методических пробле­мах измерений социально-демографических характеристик в анкетах.

«Волновой» опрос требует тщательно разработанной методики. Особое значение имеет определение числа «волн», т. е. повторных обращений, и интервалов между волнами. Большинство исследователей этой методиче­ской проблемы склоняется к 3-кратному отправлению анкет (не считая первичной) 1.

Что же касается интервалов между «волнами», то здесь единого мнения не существует. Предлагаемые интервалы колеблются от 2—3 недель до нескольких дней. Особая модификация «волнового» метода преду­сматривает, что повторные анкеты по размеру должны быть меньше, чем первичные [218; 650]2.

Некоторые исследователи полагают, что все описан­ные выше методы повышения возврата почтовых анкет являются дорогостоящими и лишают почтовый опрос его главного достоинства — дешевизны. Поэтому они счи­тают, что в ряде случаев его целесообразно заменить та­ким не менее экономичным способом, как телефонные ин­тервью, или же использовать оба метода сбора информа­ции вместе.

В пользу телефонного интервью приводятся прежде всего данные о низком проценте отказов от беседы. В ча­стности, американские социологи утверждают, что этот показатель не превышает 4—5% при том, что не удается разыскать 12% всех респондентов [339; 250], [314].

Позитивный опыт использования телефонных ин­тервью имеется у отечественных социологов3. Вместе с тем важно указать и на слабые стороны телефонного интервьюирования с точки зрения репрезентативности:

4 Некоторые социологи предлагают до начала почтового опроса направить респондентам специальное письмо, в котором предупреж­дается о предстоящей присылке анкеты и рассказывается о значении исследования.

2 Эта модификация основывается на предположении, что воз­врат анкет прямо пропорционален времени, необходимому для ее за­полнения, и, следовательно, ее размерам. В пользу этого тезиса гово­рят материалы наших экспериментов, связанных с рассылкой в одни и те же жилые массивы больших и малых анкет. Возврат вторых был вдвое больше, чем первых (8% и 4%). На такие же данные опи­раются и другие авторы [268; 170—180]. Однако противоположный результат получен в некоторых других исследованиях [239; 264, 267].

3 У нас его использовал Ю. Вооглайд во время исследований ау­дитории газеты «Эдази» [189], Н. Осьмакова и С. Арбатова — в рам­ках обследования радиослушателей (1969 г.) [161а].

опасность смещений из-за корреляции между наличием телефона и социально-демографическими факторами.

Вторая группа приемов, используемая для повыше­ния репрезентативности почтовых анкет, предназначена для изучения состава лиц, не приславших почтовую анке­ту. Некоторые из этих приемов уже упоминались в раз­деле, посвященном изучению труднодоступных единиц.

Широкое применение получило выборочное интервью­ирование состава лиц, уклонившихся от присылки почто­вой анкеты. Этот прием был использован 3. Гостковским.

В его исследовании аудитории журналов (1961 г.) киоскеры, вручая покупателю номер журнала, одновре­менно просили его написать на специальном бланке, остававшемся у киоскера, его адрес. При этом бланки и врученные анкеты имели одинаковый номер. Сличив по­лученные анкеты с бланками, польский социолог устано­вил состав неответивших. Затем к этим респондентам были направлены интервьюеры для беседы [221;

124—125]. Изучение состава лиц, не вернувших почто­вую анкету, было предпринято и нами во время пробно­го обследования читателей «ЛГ» (1967 г.).

Естественно, что объем выборки и в этом случае за­висит от имеющихся ресурсов. В этой связи разработаны специальные методики по определению предполагаемого возврата почтовых анкет и числа интервью, которое (с учетом издержек) необходимо осуществить с лицами, не вернувшими анкету [251; 296—297].

Среди других приемов выделяется предложение по аналогии с уже упоминавшимся методом Политца рас­сматривать респондентов, позже всех приславших анкету, как лиц, представляющих тех, кто вообще отказался это сделать [217; 273]1.

, Существуют и другие приемы, используемые для кор­рекции результатов почтовых опросов на основе изуче­ния состава " неответивших. Например, использование

' Возврат почтовых анкет продолжается в течение весьма дли­тельного времени. Во время почтового опроса подписчиков «Правды» он продолжался почти 4 месяца. Причем 2 всех анкет поступило в течение первых 2 недель. Во время почтового опроса читателей «ЛГ», проживающих в Ленинграде (1970 г.), за первые 10 дней по­ступила в редакцию */з всех анкет и за первые 3 недели — 3/4. Похо­жий характер имеют данные зарубежных исследователей. В первую неделю многие из них получали в среднем 50—75% всех возвращен­ных анкет.

результатов изучения состава лиц, не вернувших анкету в предшествующих опросах, схожих по тематике с дан­ным исследованием, и др.

Третьей группой приемов повышения репрезентатив­ности опроса является метод корректировки массива по­лучения анкет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.