Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции выборочного метода






Метод большого массива весьма близок к сплошному обследованию, и его применение требует нередко также больших затрат. Поэтому решающее значение в социо­логии из всех методов несплошного обследования при­обрели случайная выборка и такая разновидность неслу­чайной выборки, как анкетирование.

Выборочный'метод позволяет на основе изучения не­большого числа элементов, или выборочной совокупно­сти, получать характеристики, относящиеся ко всей ис­ходной, или генеральной, совокупности. Например, со­гласно результатам опроса примерно 500 подписчиков «Литературной газеты» в 1970 г. 61% из них имели за­конченное высшее образование. Число подписчиков газе­ты достигло к началу 1971 г. 1, 2 млн. человек. Следова­тельно, общее число подписчиков с высшим образова­нием составило к этому моменту примерно 700 тыс. чело­век.

Распространение результатов выборки на генераль­ную совокупность далеко не всегда является такой про­стой операцией, как это может показаться из приведен­ного ниже примера2. Так, польский социолог 3. Гостков-

1 О применении метода большого массива см. также [147; 63].

2 Следует отметить, что только в 15% всех социологических пуб­ликаций за 1970—1973 гг. авторы специально останавливались на проблеме распространения полученных ими результатов на более ши­рокую совокупность.

ский в 60-х годах в Варшаве и Люблине провел изуче­ние аудитории 4 еженедельных журналов («Политика», «Культурное обозрение», «Новая культура» и «Литера­турная жизнь»). В качестве объекта исследования высту­пала совокупность покупателей этих изданий в киосках [221; 126—139].

Рассмотрим, как были истолкованы результаты анке­тирования читателей «Культурного обозрения». В тече­ние 7 дней опроса в городе было продано 5000 номеров журнала. 103 опрошенных покупателя этого издания были распределены на группы в зависимости от их от­ветов, касающихся частоты чтения. Оказалось следую­щее: (пропущены данные)

Для того чтобы получить представление об общем числе покупателей журнала в данном городе, необходи­мо сначала подсчитать так называемый показатель ча­стоты покупки (и чтения) журнала в каждой группе.

3. Гостковский его определил как выражение t/i, где t — число недель (и, следовательно, номеров журна­ла), учитываемых в обследовании (в данном обследова­нии период равнялся 7—9 неделям), i— число номеров, прочитанных респондентами за этот же период. Показа­тель частоты чтения для каждой группы респондентов приведен в таблице. Очевидно, что, чем реже читатели обращаются к журналу, тем большее число лиц в данной группе (при неизменном числе продаваемых экземпля­ров) будет держать журнал в руках хотя бы один раз за указанный период. С учетом этих соображений число чи­тателей «Культурного обозрения» в Варшаве 3. Гостков­ский определил на основе выборки следующим образом:

сначала он установил объем каждой из групп респонден-

тов с помощью прямой экстраполяции выборочных дан­ных. Так, число читателей в первой группе равно 5 000 x4/100=200, второй - 5 000x 7/100=350 и т. д.

Затем полученные величины были умножены на по­казатели частоты: 200x8, 7+350x4, 5 и т. д. В результате социолог определил, что число читателей «Культурного обозрения» равно примерно 11 тыс. человек. Нередко ме­тоды распространения, результатов выборочного обследо­вания являются еще более сложными.

Следует в заключение этого раздела отметить, что вы­борочный метод представляет собой разновидность не­полной индукции, познавательные возможности которой уже много веков со времен Сократа и Аристотеля обсуж­даются в философской литературе1. В данной работе не предполагается детальное рассмотрение этой проблемы2. Однако к некоторым ее аспектам мы вернемся при об­суждении вопроса о применении выборочного метода в различных разновидностях монографического обследо­вания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.