Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль сплошных и несплошных обследований






ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социология прибегает к самым различным видам об­следований. Они отличаются друг от друга способом сбора информации (опрос, изучение документов, экспери­мент, наблюдение), территориальными масштабами об­следования (общегосударственные, или национальные, региональные и монографические), временными крите­риями (однофазовые и многофазовые обследования), степенью компетентности аудитории (массовые и экс­пертные опросы) и, наконец, методами отбора единиц исследования (сплошные и несплошные обследования).

Социология наиболее тесно связана с такой разновид­ностью несплошного обследования, как выборка, однако немалое значение для нее имеют и другие разновидности отбора единиц исследования.

Роль сплошных и несплошных обследований

Практически все объекты социологических исследо­ваний представляют собой определенные совокупности (или множества) элементов. Так, при изучении профессиональной ориентации молодежи в качестве объекта часто выделяют совокупность выпускников школ. Мно­жество, состоящее из потенциальных покупателей, со­ставляет объект исследования для тех, кто хочет изучать и прогнозировать спрос на потребительские товары.По естественным причинам социологи особенно охот­но используют информацию, основывающуюся на изуче­нии практически всех элементов, образующих объект ис­следования, т. е. всех школьников, всех покупателей, всех семей и т. д.Такие данные, как интенсивность посещений кино­театров населением СССР, процент женщин среди работ­ников различных отраслей народного хозяйства, средний размер вклада в сберегательных кассах страны, числен­ность книг и журналов в библиотеках страны, собирают­ся органами государственной статистики в процессе оплошного учета соответствующих явлений. Данные, на­пример, о посещаемости кино, публикуемые в изданиях ЦСУ СССР, основываются на непрерывном учете плат­ных посещений во всех кинотеатрах всех населенных пунктов страны, а сведения о размерах книжно-жур­нальных фондов — на отчетах, представляемых регулярно всеми массовыми, а также научными, учебными, техни­ческими и другими специальными библиотеками страны. К сплошному обследованию прибегают непосредственно не только органы ЦСУ СССР, но и социологи. Исследо­вание профессиональной ориентации выпускников школ Новосибирской области (1962—1969гг.) основывалось на опросе всех выпускников школ.Многие опросы, проводимые при подготовке планов социального развития, охватывают всех работников со­ответствующих предприятий и учреждений.Особенно часто сплошному обследованию в промыш­ленной социологии подвергаются лица, уволившиеся с предприятия или вновь принятые, представители отдель­ных профессий и др.Статистические данные, полученные с помощью сплошных обследований, являются, как правило, наибо­лее надежными.Но, как ни привлекательно использование материалов сплошных обследований, социолог очень часто вынужден отказаться от надежд на их получение. Во многих слу­чаях сплошное обследование требует огромных мате­риальных затрат, привлечения армии интервьюеров и счетчиков, длительных сроков на обработку первичной информации. Неудивительно, что переписи населения страны осуществляются не чаще одного раза в 10 лет.Если бы наука не разработала специальные методы, позволяющие обойтись без сплошных обследований, то тогда эффективность социологических исследований, и сейчас нас далеко не всегда удовлетворяющая, была бы еще ниже, так как социологам пришлось бы обходиться весьма скудной информацией. К счастью, они могут рас­считывать на использование различных разновидностей несплошных обследований. К ним прибегают не только социологи, но и в возрастающей степени органы государ­ственной статистики, стремящиеся наилучшим образом сочетать сплошные и несплошные методы обследования.При определенных обстоятельствах несплошное об­следование может обеспечить даже более точные и глу­бокие результаты, чем сплошное. Такая ситуация воз­никает тогда, когда меньший объем изучаемой совокуп­ности позволяет более тщательно изучить ее каждый элемент.Возможность подробно и глубоко, а часто и на протя­жении длительного времени изучать небольшую совокуп­ность единиц исследования, даже если они сконцентри­рованы в одном «гнезде» (населенном пункте, предприя­тии и т. д.), может обеспечить получение результатов, превосходящих по своей ценности данные, собираемые в ходе массовых и в то же время поверхностных опро­сов.Основными разновидностями несплошного наблюде­ния являются метод большого массива, случайная и не­случайная выборки.

Метод большого массиваМетод большого массива предполагает, что изучению подвергается либо большая часть элементов, либо эле­менты, играющие главную роль в том явлении, которое выступает в качестве объекта исследования. В силу этих обстоятельств предполагается, что результаты, по­лученные на большом массиве, должны мало отличаться от данных, собранных при сплошном обследовании.

В качестве примера применения указанного метода можно указать на проведенное Т. М. Ярошенко изучение с помощью контент-анализа 147 публикаций, содержа­щих результаты эмпирических социологических исследо­ваний [215]. Автором было просмотрено 668 работ, которые приводились в библиографическом бюллетене «Новая советская философская литература за 1971 год». Конеч­но, даже в этом самом авторитетном библиографическом издании бывают пропуски, однако имеются всё основания полагать, что в бюллетене фиксируется основная масса соответствующих изданий.

Другой пример использования указанного метода также связан с контент-анализом. В. Н. Дмитриевский и А. Н. Алексеев, изучая театральный репертуар, пришли к выводу, что из всего списка пьес, включенных в репер­туар 300 театров страны, для анализа достаточно взять за каждый год 50 пьес, имевших в течение года наи­больший успех у зрителей. На эти пьесы-лидеры» при­ходится 50 тыс. представлений, или половина всех спек­таклей [114; 36].

В качестве примера другого типа можно указать на разнообразные экспертные опросы, к участию в которых привлекается основная масса ведущих специалистов в определенной области или руководителей предприятий или учреждений. Например, польские социологи провели в 1969 г. опрос руководителей предприятий и учрежде­ний Вроцлавского региона о проблемах индустриализа­ции. В выборку было включено 80% всех высших руко­водителей указанных организаций [224; 229—231].

Специфической сферой применения метода большого массива является изучение так называемых редких еди­ниц (например, представителей редких профессий) в случае, если эти единицы концентрируются в отдельных регионах, предприятиях и т. д. Тогда целесообразно изу-

 

чить большинство единиц в таких гнездах [273; 107—109] (подробнее об этом см. ниже).

Метод большого массива наиболее часто сочетается с другими процедурами несплошного обследования, в том числе и с выборочными. В частности, он находит применение при многоступенчатом отборе, когда на пер­вых ступенях отбирается большинство гнезд или когда в отобранных больших гнездах изучению подвергаются все единицы. Так, например, в исследовании текучести рабочих в хлопчатобумажной промышленности СССР (1965 г.) в качестве объекта была взята совокупность 58 прядильных и 64 ткацких производств, на которые приходилось 44% всех рабочих, занятых в этих производ­ствах [57, 93]1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.