Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальная сторона публичного выступления






Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают голосовыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами. Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют. Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.

Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Голос производит впечатление на окружающих, передает состояние, дополняет, замещает и предвосхищает вербальное сообщение. По характеру речевого звучания аудитория «судит» о темпераменте и эмоциональном состоянии говорящего. Официальная обстановка требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т.е. внятного произношения в среднем темпе. Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает уверенность, создает необходимый эмоциональный тон выступления. Таких эффектов можно добиться при правильно речевом (фонационном дыхании). Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, а руки и плечи, шея, органы артикуляции свободны, не напряжены. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса. Все части речевого процесса участвует в создании акустических характеристик темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным.

Оптимальное условие легкого восприятия – средний темп – примерно 100-120 слов в минуту, который время от времени меняется. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Громкость – интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения.

Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз.

Чаще всего выделяют следующие виды интонации: восходящая нисходящая ускоряющаяся замедляющаяся

 

Чередование и делает речь изящной и обаятельной.

По высоте голос м.б. высоким, средним и низким.

Высота должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивность ударного слога, называется логическим ударением.

Тембр – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». Тембр также должен быть разнообразным. (Считается, что русская речь – минорность, высокие плаксивые ноты, капризно-просительное звучание).

Паузы. Ясность и четкость произношения предполагает хорошую дикцию, которая включает в себя не только умение владеть голосом, но и держать паузу, разнообразить ритмическую организацию речи.

При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также при придании ей большей эмоциональности применяется гросспауза – молчание от пяти до десяти секунд. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям. При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7).

Таблица 7. Критерии оценки речи оратора

Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора
положительные отрицательные
Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; " глотание" звуков и слогов
Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления
Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос (" крикливый", " хриплый" и т.д.)
       

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.