Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы управления вниманием






А.Айви (2005) выделяет несколько приемов управления вниманием во время выступления. Важным способом фокусировки внимания является прием установления «зрительного контакта». Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность. Обводя аудиторию взглядом, необходимо смотреть пристально не на одного человека, а фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Постепенно у каждого появляется впечатление, что с ним лично общаются тоже. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом). Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание. Постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Стоит помнить и о том, что наш взгляд должен быть «удобен» человеку, у него не должно появиться впечатление, что мы разглядываем его или тем более оцениваем. Рекомендуется смотреть в среднюю точку лба человека. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания при публичном выступлении, но и для того, чтобы удерживать аудиторию.

Существует такой прием как «повышение голоса»: простейшее средство привлечения внимания. Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя нужно признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера

Прием «четкость». Он заключается в том, что наша речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Монотонность и «бормотание» не только мешают восприятию фраз, но и довольно раздражают людей. При публичном выступлении однозначно стоит исключить из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты.

Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это может быть более длинная пауза, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение/понижение интонации

Прием «навязывание ритма». Согласно психологическим исследованиям, слушатели устают примерно через 20 минут после начала выступления. Кроме того, внимание человека постоянно колеблется. Если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время держать на плаву внимание аудитории во время своего публичного выступления, то оно неотвратимо будет «уходить» или переключаться на что-то другое. Наша речь не должна быть монотонной и однообразной. Иначе даже заинтересованный слушатель будет с трудом удерживать внимание, его будет клонить в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм публичного выступления. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и что-то пропустить

Прием «переформулировки». Заключается в том что, уже высказанная ранее мысль произносится по-новому, иными словами и выражениями. Это целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для аудитории вопросах

Прием «гиперболы»: чтобы заострить внимание слушателей, можно прибегнуть к преувеличению, но потом следует четко изложить свою позицию по затронутой проблеме. Для иллюстрации возьмем доклад Остапа Бендера о Нью-Васюках, где он для привлечения внимания жителей Васюков живописно развернул возможную будущность Мирового Шахматного Центра. Остап Бендер не просто преувеличил, он даже раздул до вселенских масштабов перспективу развития маленьких Васюков – и поставил на этом многоточие. Чтобы не оказаться в роли мошенника, берущего пример со знаменитого персонажа Ильфа и Петрова, необходимо после использования приема «гипербола» обязательно сказать, что мы имеем иную или несколько отличную точку зрения от той, что была высказана вами ранее. То есть сделать то, чего не сделал «Товарищ Бендер» – поставить слушающих и верящих нам людей в известность о сделанном вами преувеличении.

Прием «три раза». Учитывая особенности восприятия и запоминания можно самую важную мысль повторить три раза в разных местах публичного выступления. Например, информацию о месте или времени проведения какого-либо мероприятия, номер телефона или название бренда.

«Эффект края». Один из известных законов памяти гласит: «Лучше запоминается первая и последняя информация («с края»). Этот прием также можно удачно использовать при желании акцентировать внимание на определенном материале.

Метафоры в тексте выступления. Они облегчают понимание и усиливают эмоциональное воздействие. Строятся по принципу «Я вижу нечто как …»

Виды:

· Пространственные метафоры;

· Телесные метафоры;

· Ядерные метафоры: природа, механизмы, борьба;

· Универсальные метафоры: драгоценные камни, цветы, геометрические фигуры, музыкальные лады, породы собак и др.)

Использование предикатов (речевых ключей доступа). Каждое образное выражение или метафора имеет уникальный набор слов, соответствующий различным сенсорным системам (визуальной, аудиальной, кинестетической). Пример визуального предиката: «Я могу представить себе это»; аудиального: «Это звучит правильно»; кинестетического: «В наше время налоги задавили всех».

Кроме того существует ряд предикатов, которые не обозначают определенную сенсорную систему, но используются в речи, например, «знать», «понимать», «считать».

Таблица 6. Предикаты, соответствующие различным






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.