Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности – неконструктивности






Вид влияния Характеристика конструктивности – неконструктивности Конструктивные виды контр-влияния Неконструктив-ные виды контрвлияния
1. Убеждение Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия Контраргумента-ция Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
2. Самопродви-жение Конструктивный вид влияния, при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы Конструктивная критика, отказ Игнорирование, деструктивная критика
3. Внушение Спорный вид конструктивного внушения – это всегда проникновение через «черный ход» Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
4. Заражение Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состо-янием и именно сейчас Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
5. Пробуждение импульса к подражанию Спорный вид вли-яния; считается прием-лемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профес-сионала высокого класса молодому специалисту Конструктивная критика, творчество, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
6. Формирование благосклонности Спорный вид вли-яния; лесть, подра-жание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипу-ляцией Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
7. Просьба Спорный вил влияния; в российской культуре считается разруши-тельным для того, кто просит; в американ-ской культуре счи-тается оправданной Отказ, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
8. Принуждение Спорный вид внушения; считается конст-руктивным в неко-торых педагогических, политических сис-темах и в аварийных ситуациях Конфронтация, психологическая самооборона Ответное принуждение, манипуляция, игнорирование, деструктивная критика
9. Деструктивная критика Неконструктивный вид влияния Психологическая самооборона, рлонение Ответная дест-руктивная кри-тика, манипу-ляция, принуж-дение, игнориро-вание
10. Манипуляция Неконструктивный вид влияния Конструктивная критика, конфронтация, психологическая самооборона Встречная манипуляция, деструктивная критика

 

Каналы восприятия и передачи информации. Влияние пространства и времени на уровень и глубину общения

Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и Дж. Гриндер (2008) считают, поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему.

Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных жестах и движении глаз. Выделяют:

v Аудиальную репрезентативную систему – доминирует слух. В речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит как музыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т.п.

v Визуальная репрезентативная система – преобладает зрение. Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выглядит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т.п.

v Кинестетическая система – преобладают двигательные и тактильные ощущения. Характерные слова и фразы: «погодите секунду», «холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано», «это меня задевает» и т.п.

v Обонятельная и вкусовая системы. Характерные слова и фразы: «горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят», «свежий, как роза» и т.п.

Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и понимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего смыла передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнера – так называемое зеркальное поведение. Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие скорости, громкости и тона речи. В процессе общения можно сознательно и активно повторять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улучшения контакта. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта.

При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнера, использует характерные для него ключевые слова и фразы. Если коммуникатор начинает употреблять слова, связанные с ведущей модальностью партнера, он входит в контекст его восприятия и понимания, что, безусловно, способствует выработке общего смысла при взаимодействии.

Ведение представляет собой постепенное переключение партнера с его собственной программы на предлагаемую. Данная техника использует тенденцию непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника, присущую многим людям.

Присоединение, закрепление и ведение могут рассматриваться не только как приемы, обеспечивающие передачу и понимание информации, но также и как последовательные этапы установления контакта.

* * *

Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы возникают обычно в ситуациях, характеризующихся специфическим сочетанием пространственно-временных координат. Например, когда незнакомые прежде люди по каким-либо причинам вынуждены быть вместе в течение длительного промежутка времени на небольшой территории. В таких условиях человек может проявить себя в общении совсем иначе, не так как обычно. Он как бы выходит из-под социального контроля и может сыграть новую социальную роль. Известны хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и т.п.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции вербальной коммуникации вы знаете?

2. Перечислите нормы речевого общения.

3. Назовите средства невербальной коммуникации.

4. Какие виды коммуникативных барьеров вы можете назвать?

5. Перечислите критерии конструктивного психологического влияния?

6. Назовите виды психологического влияния?

7. Назовите виды противостояния психологическому влиянию?

8. Какие виды репрезентативных систем вы знаете?

9. Назовите основные этапы установления контакта с позиций НЛП?

10. Назовите условия успешной коммуникации.

 

Глава 4. Интерактивный аспект общения

 

Типы ситуаций взаимосвязанности людей. Психологические эффекты взаимодействия людей

Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000). Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Основные типы социальных ситуаций:

Ø официальные социальные события;

Ø личностное взаимодействие;

Ø случайные, эпизодические встречи со знакомыми;

Ø формальные контакты (например, на работе);

Ø ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;

Ø конфликты и переговоры;

Ø групповая дискуссия.

Типы ситуаций взаимосвязанности людей:

1) человек находится наедине с собой и то, что он делает, никому не будет известно;

2) находясь в одиночестве, человек знает, что результаты его деятельности будут известны другим людям;

3) человек находится в окружении пассивно присутствующих людей, никак на него не реагирующих;

4) человек работает в присутствии других людей, активно реагирующих на него;

5) человек активно взаимодействует с другими, хотя результат его действий от других не зависит;

6) человек активно взаимодействует с другими людьми, и результат его деятельности зависит от этого сотрудничества.

Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей может быть рассмотрен на разных уровнях, часть которых регулируется сознанием. Н.Н. Обозов (Обозов Н.Н., 1979) считал, что разные уровни совместимости включаются в общение в зависимости от конкретных типов взаимодействия, и чем более тесным является взаимодействие, тем большее число уровней в него включается. Например, супружеские отношения предполагают опосредованное включение разных уровней совместимости: а) физиологического (возрастно-психологические особенности индивидов, особенности метаболических процессов, особенности темпо-ритмической организации, свойства нервной системы); б) психофизиологического (особенности темперамента, потребности индивидов); в) психологического (взаимодействие характеров, мотивов, поведения); социально-психологического (согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.