Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Долговременная память. Роль синаптических процессов и нейропептидов в консолидации памяти






В долговременной памяти информация может сохраняться всю жизнь. Основой долговременной памяти являются структурные изменения в нейронах. В долговременную память информация начинает поступать через 45 минут от ее поступления в кратковременную память. Объем долговременной памяти практически безграничен. Она по своему механизму коренным образом отличается от кратковременной и промежуточной памяти, так как не нарушается при механических травмах мозга, электрошоке, наркозе и т.д. Долговременная память формируется на базе кратковременной и промежуточной памяти, при этом происходят устойчивые изменения в нейронах на синаптическом, молекулярном и клеточном уровнях.

Важную роль в механизмах долговременной памяти играют синаптические процессы. В ЦНС под влиянием обучения образуются новые синапсы и увеличивается их количество, повышается выделение в них медиаторов, разрастаются дендриты и увеличивается число шипиков на них, а также количество коллатералей аксонов. Прекращение обучения приводит к исчезновению этих явлений в течение месяца. В нейронах синтезируются специальные белки, стабилизирующие синаптические процессы. В результате этих изменений в структурах мозга создаются зоны облегченной синаптической проводимости, что и обусловливает формирование соответствующих энграмм памяти.

 
Многочисленными опытами показано, что распространение возбуждения из очага возбуждения от безразличного раздражителя до очага возбуждения от безусловного раздражителя (т.е. образование временной нервной связи по И.П. Павлову) при выработке условных рефлексов может быть результатом синаптического облегчения реакций нейрона на безразличный стимул в ходе сочетаний безразличного раздражителя с безусловным подкреплением. После отмены подкрепления безусловным раздражителем облегчение ответов на условный раздражитель сохраняется 10–40 минут, т.е. характеризуется следовым эффектом. Этот эффект можно считать как проявление запоминания информационно значимых (условных) раздражителей, поступающих к нейрону. Наиболее существенные результаты получены в экспериментах на нейронах гиппокампа, где облегчение синаптической передачи в процессе переработки входной импульсации наблюдалось на протяжении часов и даже дней.

 
При конвергенции на одном нейроне синаптических входов от безразличного (в будущем условного) и безусловного раздражителя в процессе выработки условного рефлекса происходит следующее (рис. 110). Изначально возбуждение, поступающее в синапс (1) от безразличного раздражителя, не вызывает возникновения потенциала действия в нейроне, а генерирует только подпороговый ВПСП. Предполагается, что возбуждение, приходящее в синапс (2) от безусловного раздражителя, помимо генерации потенциала действия в нейроне-мишени ускоряет биохимические реакции в его цитоплазме (3), направленные на активацию генома ядра нервной клетки-мишени (4). Вследствие такой активации происходит изменение образования РНК и синтеза в рибосомах (5) нейрона специфического белка. Затем вновь синтезированный белок перемещается (6) в сторону постсинаптической мембраны того синапса, который входит в структуру временной нервной связи и подвергается подпороговой активации в результате поступления в него возбуждения от безразличного (в будущем условного) раздражителя. На последнем этапе белковая молекула встраивается в постсинаптическую мембрану (7) данного синапса. В результате возбудимость постсинаптической мембраны увеличивается, синапс из неэффективного превращается в эффективный, и при поступлении возбуждения от условного раздражителя нейрон начинает генерировать потенциал действия.Процесс обучения ухудшается при торможении синтеза РНК.

Большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти придается медиаторам. Основные медиаторные системы головного мозга – холинергическая и моноаминергическая, включающая норадренергическую, дофаминергическую и серотонинергическую – принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. Так, экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию и нарушает извлечение следов из памяти. Показано участие дофамина в механизмах памяти. Серотонин принимает участие в процессах консолидации памяти.

Нейропептиды и память. Большую роль в консолидации памяти играют нейропептиды, которые могут находиться в пресинаптических окончаниях в качестве сопутствующего медиатора. Например, вместе с ацетилхолином часто выделяется окончаниями аксонов вазоактивный интестинальный пептид (ВИП), энкефалин, люлиберин. Нейропептиды могут оказывать модулирующее действие на пре- и постсинаптическом уровне.

Сопутствующий пептид может значительно повысить чувствительность постсинаптических рецепторов к основному медиатору. Например, ВИП усиливает более чем в 10 000 раз чувствительность к ацетилхолину. Поскольку пептиды выделяются нейронами и в синаптическую щель и во внеклеточное пространство, то они могут оказывать влияние на целую группу нейронов и способствовать быстрому функциональному объединению нервных клеток в ходе обучения, в явлениях памяти.

Ставится вопрос о возможности переноса выработанных навыков от одного животного к другому с помощью образованных в ходе обучения и «отвечающих» за соответствующий навык специфических пептидов. Наибольшую популярность в связи с этим приобрели эксперименты Г. Унгара, который предпринял попытку выделить особое вещество – пептид «скотофобин» (от греч. «боязнь темноты»), образующийся в мозге при обучении животного бояться темноты. Этот пептид был синтезирован и использовался в различных лабораториях для проверки способности переноса химическим путем определенной информации от обученных животных к необученным. Однако многочисленные проверки не дали положительных результатов.

Идея существования биохимических факторов, способных к сохранению и переносу информации, большинством исследователей воспринимается критически. В настоящее время считается, что гипотеза молекулярного кодирования индивидуального опыта не имеет прямых фактических доказательств. Несмотря на то, что установлена существенная роль нуклеиновых кислот и белков в механизмах научения и памяти, предполагается, что принимающие участие в формировании новой ассоциативной связи РНК и белки специфичны лишь по отношению к функциональному изменению участвующих в процессе синапсов и неспецифичны по отношению к самой информации.

Значительный интерес для выяснения роли пептидов в процессах памяти представляют опыты с введением в мозг адренокортикотропного и меланоцитостимулирующего гормонов, вазопрессина, позволяющие судить об их способности улучшать запоминание. Обнаружено, что некоторые фрагменты АКТГ участвуют в механизмах консолидации памяти. Животные с врожденным нарушением синтеза вазопрессинане способны к выработке сложных условных оборонительных рефлексов. При дополнительном введении этим животным вазопрессина образование оборонительных навыков восстанавливается. Установлено, что у животных с дефицитом вазопрессина страдает не сам процесс обучения, а процесс запоминания информации, т.е. консолидация сформировавшихся энграмм. В отличие от вазопрессина гормон окситоцин нарушает сохранение выработанных навыков у животных. Существенно улучшают процессы памяти эндогенные опиатные пептиды – эндорфины и энкефалины.

Большинство исследователей считают, что нейропептиды участвуют в процессах обучения и памяти путем взаимодействия с медиаторами, через которые они оказывают свое регулирующее влияние.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.