Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие закономерности формирования приобретенного поведения






Любые формы поведения являются оптимальными для определенных условий существования живых организмов. Инстинктивное поведение, адекватное относительно неизменным условиям существования многих поколений, обеспечивается преимущественно подкорковыми, в частности лимбическими, структурами мозга. Приобретенные формы поведения характерны для существования в меняющейся внешней среде, когда внешние раздражители приобретают значение сигналов для удовлетворения ведущих потребностей. Такое поведение реализуется с максимальным участием коры больших полушарий.

Поведение организма в изменяющейся среде характеризуется следующими закономерностями.

1. Наблюдается выраженная ориентировочно-исследовательская деятельность, приспособительное значение которой состоит в использовании унаследованных реакций и ранее приобретенных навыков для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее неизвестной обстановке.

2. На основе механизмов условных рефлексов организм связывает с удовлетворением потребности только наиболее информационно значимые раздражители внешнего мира. Следы этих раздражений запоминаются, включаются в акцептор результатов действия и впоследствии при возникновении соответствующих потребностей направляют организм на их удовлетворение.

3. Программирование приобретенного поведения в изменяющейся среде носит динамический, а иногда – временный характер. Ориентируясь на условные раздражители, организм не программирует свойства менее значимых раздражителей внешней среды, ранее предшествовавшие удовлетворению потребности. Программы поведения в этих условиях легко изменяются в зависимости от значения тех или иных раздражителей с целью получения нужного результата. Такое программирование осуществляется не жестко, а динамично, с ориентацией во внешней среде только на определенные наиболее важные раздражители. Менее значимые раздражители, ранее сопровождавшие удовлетворение потребности, могут при этом не учитываться.

Значение условных раздражителей может меняться в зависимости от их связи с подкрепляющими раздражителями. Они могут сохранять или терять свое сигнальное значение. Формирующиеся в индивидуальной жизни программы могут носить временный характер. В случае если те или иные сигналы внешнего мира перестают связываться с последующим подкреплением, то они теряют свое сигнальное значение. Организм начинает реагировать на другие сигналы, более надежные в плане удовлетворения доминирующей потребности.

4. Динамическое программирование приобретенного поведения по сравнению с жестким программированием врожденного поведения позволяет организму более надежно предвидеть свойства необходимого результата и способы его достижения. При этом оказывается возможным программирование результатов на отдаленное время в будущем.

5. Совершенствование поведения в процессе обучения организма и общения его с окружающей средой происходит благодаря совершенствованию как аппарата программирования поведения, т.е. акцептора результатов действия, так и исполнительного аппарата. Исполнительный аппарат представляет собой средства, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. В эволюционном развитии человеческого общества в этот процесс все больше включаются различные средства производства, машины, автоматические и компьютерные устройства и другая техника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.