Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов






Жизнедеятельность организма в постоянно меняющейся внешней среде требует выработки широкого спектра индивидуальных поведенческих приспособлений. Генетически обусловленные, безусловно-рефлекторные формы поведения, отражающие накопленный видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в изменчивой окружающей среде. Чем больше изменчивость внешней среды, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта на основе способности живых организмов к обучению.

 
Программирование поведенческой деятельности на основе обучения по сравнению с жестким программированием при инстинктивной деятельности характеризуется рядом новых свойств. Индивидуально приобретенное поведение включает, прежде всего, механизмы образования условных рефлексов, т.е. «временных связей» между условными сигнальными раздражителями внешней среды и подкрепляющими безусловными раздражителями. При обучении организма между условными раздражителями внешней среды и подкрепляющими раздражителями образуются «временные связи», благодаря которым организм начинает реагировать на условные раздражители опережающими реакциями, характерными для будущего подкрепления.

В отличие от врожденных форм поведения в данном случае программирование осуществляется с ориентацией во внешней среде только на определенные, жизненно важные для удовлетворения потребностей условные раздражители. Менее значимые раздражители могут при этом не учитываться. Значение условных раздражителей, кроме этого, может меняться в зависимости от их связи с подкрепляющими раздражителями. Условные раздражители могут сохранять или утрачивать свою сигнальную роль.

Поведение в меняющейся среде строится из многих компонентов, осуществляющихся последовательно от возникновения потребности к ее удовлетворению. В отличие от инстинктивной деятельности эти компоненты поведения включают не только генетические обусловленные механизмы биологических мотиваций. Организм при этом в своей поведенческой деятельности на стадии афферентного синтеза учитывает действие определенных факторов обстановки и ранее приобретенный опыт. Информация о наиболее значимых воздействиях фиксируется в памяти организма. Особенно сильный след оставляют подкрепляющие воздействия, удовлетворяющие доминирующие потребности. При этом навык по удовлетворению одной потребности может переноситься на удовлетворение других потребностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.