Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гормоны и поведение






4.17.1. Влияние изменения гормонального баланса в организме на поведение

Гормоны влияют на поведение чаще всего опосредованно, действуя на нервную систему, обмен веществ, сенсорные рецепторы, мышцы и другие внутренние органы. Наиболее важным, безусловно, является их действие на нервную систему. Обнаружены связи гормонов с научением и памятью, настроением и эмоциями, мотивацией, сном, агрессией и такими видами адаптивного поведения, как половое, пищевое, питьевое и оборонительное. Эндокринные нарушения, по-видимому, вносят вклад в этиологию некоторых форм умственной отсталости, недостаточной обучаемости и аффективных расстройств.

Экспериментальные и клинические данные убедительно показывают, что эндокринная система в целом чрезвычайно чувствительна к психическим стимулам и состояниям, хотя каждая из эндокринных желез обладает разной чувствительностью к таким воздействиям. Гормонально-поведенческие взаимосвязи являются одними из самых сложных в организме, которые отражают взаимодействие генетических и средовых факторов. Поэтому особое значение имеет изучение психических влияний на как можно более широкий спектр эндокринных реакций или, наоборот, воздействие изменения гормонального баланса в организме на как можно большее число доступных измерению психических функций.

Целенаправленный поведенческий акт протекает с момента формирования потребности до ее удовлетворения. Потребность лежит в основе биологической или социальной мотивации. К биологическим мотивациям относятся мотивации голода, жажды, страха, половые влечения, агрессия и другие, эмоционально окрашенные стремления к удовлетворению биологических потребностей. Сигналы об этих потребностях поступают в мозг двумя путями: более быстрым – нервным и более медленным – гуморальным. Восприятие поступающих сигналов происходит главным образом нейронами гипоталамуса, где имеются рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, осмотическому давлению и другим факторам внутренней среды. Поэтому изменение гормонального баланса, например, недостаток или избыток инсулина, изменение секреции вазопрессина и альдостерона и других гормонов обязательно отражается на начальном звене поведенческого акта, включающем процессы анализа и объединения поступающей информации.

Возникновение многих поведенческих актов связано с восприятием боли. Был обнаружен особый класс химических веществ, обладающих противоболевой активностью. По своей природе эти вещества являются пептидами. Их назвали опиатными, или морфиноподобными пептидами, т.к. их действие совпадает с обезболивающим влиянием препаратов опия, в частности морфина. Поскольку опиатные пептиды образуются в нервных клетках головного мозга, то они получили общее название нейрогормонов.

Различают две группы опиатных пептидов – эндорфины и энкефалины. Они образуются в гипофизе, гипоталамусе, промежуточном мозге, подкорковых ядрах и некоторых других отделах головного мозга. Считается, что эндорфины и энкефалины угнетают передачу болевых импульсов с нейрона на нейрон. В результате этого снижается восприятие болевого раздражения, что сказывается на поведенческой реакции.

Эндорфины и энкефалины обладают сильнейшим обезболивающим, противошоковым и антистрессовым действием. Они понижают аппетит и уменьшают чувствительность отдельных отделов центральной нервной системы, нормализуют артериальное давление, частоту дыхания, ускоряют заживление поврежденных тканей, образование костной мозоли при переломах.

Эндорфины и энкефалины обладают также свойством вызывать чувство удовольствия, которое может переходить в эйфорию (чрезмерное болезненно повышенное настроение). Эйфория включает в себя не только эмоциональные изменения, но и целый ряд психических и соматических ощущений, за счет которых достигается положительный эмоциональный сдвиг. Опытным путем установлено, что выброс эндорфинов у человека напрямую связан с ощущением счастья, сиюминутного блаженства. Эндорфины способствуют удовлетворению, успокоению, снижению двигательной активности.

Одним из ведущих регуляторов полового поведения служит вырабатывающийся в гипоталамусе нейрогормон люлиберин, который стимулирует синтез и секрецию гонадотропных гормонов гипофизом. Гормон передней доли гипофиза пролактин, наоборот, угнетает половую активность.

Колебания уровня выделяемого эпифизом гормона мелатонина влияют на образование гипофизом: 1) гонадотропных гормонов, которые в свою очередь регулируют секрецию андрогенов и эстрогенов, обусловливающих сексуальную активность; 2) фолликулостимулирующего гормона, регулирующего созревание сперматозоидов у мужчин и яйцеклеток у женщин; 3) лютенизирующего гормона, необходимого для овуляции; 4) пролактина и окситоцина, стимулирующих образование молока и проявление материнской привязанности.

Предшественник в биосинтезе мелатонина – серотонин, поступая в передние части мозга, стимулирует области, ответственные за процесс познавательной активности. Попадая в спинной мозг, серотонин положительно влияет на двигательную активность и тонус мышц. Некоторые исследователи считают, что доминирование особи в социальной иерархии обусловлено именно высоким уровнем серотонина.

Повышение серотонинергической активности создает в коре головного мозга ощущение подъема настроения. Недостаток серотонина, напротив, вызывает снижение настроения и депрессию. Кроме настроения, серотонин ответственен за самообладание, или эмоциональную устойчивость. Он контролирует восприимчивость мозговых рецепторов к стрессовым гормонам адреналину и норадреналину. У людей с пониженным уровнем серотонина малейшие отрицательные поводы вызывают резкую стрессовую реакцию.

На протяжении всей жизни осуществляется влияние щитовидной железы на работу головного мозга человека. В частности многие энергоемкие процессы, такие как запоминание информации, приобретение новых навыков, адаптация к изменившимся условиям, напряженный интеллектуальный труд протекают при обязательном участии гормонов щитовидной железы. Трийодтиронин и тироксин играют важную роль в приобретении человеком знаний, формировании его интеллектуальных способностей и поддержании их на определенном уровне.

Клинические наблюдения за больными с нарушением функции щитовидной железы свидетельствуют, что под контролем гормонов щитовидной железы находятся не только интеллектуальные, но и эмоциональные функции мозга. Например, при патологическом повышении функции щитовидной железы – гипертиреозе наблюдается повышенная раздражительность, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, агрессивность. При гипотиреозе больные, напротив, апатичны, безынициативны, постоянно жалуются на слабость, сонливость, чувство холода и скованности.

Тестостерон и другие андрогены играют ключевую роль в формировании либидо (полового влечения) и у мужчин и у женщин. Предполагается, что андрогены усиливают влечение путем повышения чувствительности определенных центров в лимбической системе и гипоталамусе, а также посредством повышения общей активности организма вследствие стимулирующего влияния андрогенов на обмен веществ. Снижение либидо обычно происходит в случае сокращения или прекращения секреции андрогенов.

Половые гормоны имеют большое значение для осуществления заботы о потомстве. Также под их влиянием происходит выработка ряда веществ, которые необходимы при осуществлении процесса размножения. При введении эстрогенов в гипоталамус животных вне периода размножения развивается характерное половое поведение, что четко указывает на роль в этом половых гормонов.

Многочисленные данные свидетельствует о значении гормонов для протекания инстинкта размножения. Поведение, связанное с размножением, контролируется целым набором гормонов, вырабатываемых половыми железами и гипофизом. Гонадотропные гормоны гипофиза стимулируют выделение в первую очередь половых гормонов, совместное же действие тех и других проявляется по-разному. Такие формы поведения, как брачные игры, бои между самцами, охрана гнезда, проявляются у большинства животных, как правило, только в том случае, если и половые гормоны и гормоны гипофиза поступают в организм в соответствующей последовательности. Удаление половых желез (кастрация) или угнетение их функции введением определенных лекарственных веществ также приводит к значительным изменениям поведения и в большой степени снижает половую активность.

Важно отметить, что введение половых гормонов вызывает больший эффект у низко организованных млекопитающих, например у крыс, морских свинок, нежели у высших, как, например, у обезьян. Это объясняется большим участием нервной системы в половом поведении высших организмов. По-видимому, в процессе эволюции роль гормонального компонента в регуляции полового инстинкта снижается, а роль нервной системы возрастает. Сохранение половой активности при выпадении гормонального фактора (в старости или после операции кастрации) выражено у человека.

Половые гормоны воздействуют, помимо репродуктивной функции, на сенсорные способности, такие как обоняние и зрение. Также могут испытывать на себе влияние андрогенов и эстрогенов и когнитивные функции.

Агрессивность поведения в известной мере обусловлена тестостероном. Во-первых, тестостерон способен прямо воздействовать на характеристики, которые затем могут приводить или же не приводить к агрессивному поведению, Во-вторых, обнаружено, что усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона в организме. Соответственно, увеличение секреции тестостерона ведет к усилению агрессивности. Высоким уровнем тестостерона в значительной степени определяется агрессивное поведение самцов разных животных.

Тестостерон называют гормоном победителей. Поэтому его концентрация в крови резко повышается после одержанной победы, удачного решения какой-то проблемы, удачной сделки и т.д. Когда мужчину хвалят, восхищаются его достижениями, происходит усиленное выделение тестостерона. Когда же мужчину критикуют, принижают его достоинство, в особенности, если это делает женщина – мать, учительница, жена, то происходит резкое подавление выработки тестостерона. Падение тестостерона происходит, когда мужчина проигрывает в споре, когда ему не удается отстоять свою точку зрения.

К агрессивности поведения имеют отношение и гормоны мозгового вещества надпочечников. Адреналин вызывает психическую мобилизацию, реакцию ориентировки и ощущение тревоги, беспокойства или напряжения, в больших количествах секретируется в жизненно опасных, так называемых пограничных ситуациях. Он повышает уровень бодрствования, психическую энергию и активность, Сильное увеличение концентрации адреналина в крови приводит к чувству страха, неуверенности. Считается, что адреналин – гормон страха, а норадреналин – гормон ярости. Норадреналин вызывает в человеке ощущение гнева, злобы, ярости, вседозволенности. Норадреналин, названный У. Кэнноном гормоном льва, участвует в развитии ориентировочных реакций, усиливает проявления эмоций, вплоть до состояния мании и способствует агрессивному поведению.

Наряду с гормонами, повышающими агрессивность, в организме синтезируются гормоны, действующие противоположно. В результате экспериментальных исследований по влиянию нейрогормона окситоцина на поведенческую деятельность человека, было установлено, что он способствует: нейтрализации агрессивности в межличностных конфликтах; повышению социально-адаптационных возможностей; увеличению степени доверия в межличностных отношениях; формированию чувства уверенности и нейтрализации социофобии; снижению уровня стрессового гормона кортизола в конфликтных ситуациях, усилению элементов позитивного поведения; созданию более благожелательного отношения к окружающим; формированию бесконфликтных коммуникативных отношений, снижению уровня тревожности.

По мнению нейробиологов, вышеперечисленные эффекты влияния окситоцина на психоэмоциональную сферу и поведенческую деятельность обусловлены тем, что рецепторы этого гормона локализованы именно в тех центрах головного мозга, которые влияют на различные аспекты поведения человека.

Окситоцин играет важную роль в регуляции социального поведения, как у животных, так и у человека. Обнаружено, что под действием окситоцина люди становятся добрее, доверчивее, внимательнее к другим. Вместе с тем оказалось, что положительные эффекты окситоцина распространяются на тех, кого человек считает «своими», но не на членов конкурирующих групп. Окситоцин усиливает любовь к «своим», но не улучшает отношения к чужакам. Окситоцин усиливает желание защищать своих и может стимулировать нанесение «упреждающих ударов» по чужакам с целью защиты от возможной агрессии с их стороны. Было установлено, что окситоцин выделяется при положительно окрашенных контактах между родственниками (например, между матерью и ребенком), влияет на доверчивость, склонность к добрым поступкам, сочувствие, помогает понимать настроение других людей по выражению лица, побуждает чаще смотреть собеседнику в глаза и т. п.

Различия в поведенческих реакциях детей во многом определяются возрастной динамикой биосинтеза гормонов и нейрогормонов. Так, повышенная, иногда неадекватная реакция подростков вызвана повышенной выработкой тиролиберина и гормонов щитовидной железы. Усиление продукции люлиберина, а затем половых гормонов способствует формированию интереса подростков к лицам противоположного пола, стимулирует желание подражать взрослым. Некоторая агрессивность, склонность к драчливости мальчиков-подростков связана с активированием секреции тестостерона.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.