Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Формы применения медиации как альтернативного способа разрешения спора






Переговоры вряд ли нужны в ситуациях, когда возникшие противоречия, разногласия можно преодолеть на основе существующих законодательных или иных нормативных актов - то есть путем обращения в суд или арбитраж. Если обе стороны намерены или вынуждены выполнять юридические решения. Практика показывает, что многие вопросы, даже связанные с гражданским правом, выгоднее решать не через судебные или иные правоохранительные инстанции, а в досудебном порядке. Причин избегать разбирательства в суде как минимум три:

1). Время. Судебные процессы средней сложности тянутся обычно месяцами, а высокой категории сложности - иногда годами.

2). Деньги. Необходимо платить судебные издержки, стоимость которых к тому же постоянно возрастает.

3). В суде выигрывает кто-то один.

Посредством же досудебных контактов социальные субъекты могут найти особое решение, в большей степени удовлетворяющее каждого из них. В социальных системах, основанных на большем уважении к индивидуальному выбору и свободе, где лишь немногие личности или институты воспринимаются в качестве безусловных авторитетов, суд или арбитраж вряд ли могут фигурировать как главные процедуры регулирования конфликтов…иногда в целях решения проблемы прибегают к консалтингу. например, в случаях, когда стороны: - испытывают психологический дискомфорт; не обладают достаточной специальной информацией по какому-либо вопросу; - хотят “объективизировать” свое мнение за счет сопоставления его с точкой зрения авторитетного источника. Консультант способствует отделению надуманной проблемы от реальной, помогает клиенту сменить модель поведения, “просвещает” его... он лишь дает совет, который не обязателен для реализации и используется субъектами по их усмотрению. Отсюда более предпочтительным способом решения проблемы становятся прямые переговоры имеющие отношение к проблеме сторон. Положительные моменты таких переговоров вытекает из приведенных выше определений, однако нужно отметить и существенный недостаток: переговоры без посредника довольно часто превращаются в обыкновенный торг, когда уступки одной стороны даются. Лишь в обмен на уступки другой, а усиление позиций одного из участников достигается ослаблением позиций другого. Что же касается профессиональной сессии – медиации (переговоров с участием посредника), то она содержит весомый потенциал перехода от простой торговли к обсуждению вопросов по существу, исходя не из формально продекламированных, а из действительных, глубинных интересов сторон.

Конфликты, которые необходимо разрешать в суде: Когда необходимо публичное оглашение спора, конфликта; Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны; Когда существует необходимость судебного контроля за поведением одной из сторон после вынесения решения; Когда спор включает в себя уголовные и конституционные вопросы

Причина конфликта - это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:

а) в зависимости от желания и воли субъектов - участников конфликта; такие причины называются субъективными;

б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.

Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, - это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинамедиация причины –истинные и вымышленные…Нехватка ресурсов - к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.

Организационные причины - несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности. Ценностные причины - различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости. Поведенческие причины - задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, " несправедливое" поведение.

социально-психологические причины конфликтов: стресс, агрессия со стороны партнера или посторонних субъектов; различия в интересах, ценностях, неадекватное восприятие партнера; различие в статусно-ролевых позициях; слабая мотивация установки на победу;; неприязнь относительно к ситуации (проблеме) и партнеру; настроение; сложившийся стереотип не в пользу партнера; манера убеждения и аргументации; излишняя конформность; диссонанс, вызванный большим количеством вариантов решения;

ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ: Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождениях в системе ценностей и т.д.); дефицит информации; неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию); несовместимость ролей (недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности)

ПРИЧИНЫ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ: Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние); взаимозависимость задач (деятельность групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед организацией в целом); неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий уровень исполнительской дисциплины); борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач организации), Структурный конфликт (организационная структура препятствует реализации декларированной миссии - распределению властных полномочий); функциональный конфликт (не сбалансированы функции подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение); конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение уровня самооценки деятельности); конфликт между формальной и неформальной организациями (несовпадение целей)

Характеристика субъективных причин конфликтного поведения.

Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта:

1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;

2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности... положение о субъективно - объективной природе доминирует сейчас в конфликтологии..

Именно субъективные факторы превращают конфликт из объективной возможности в реальность. Среди субъективных причин конфликтов выделяют ситуативные, личностные и неадекватно сформированные представления личности о себе и окружающих. Ситуативные причины предрасполагают человека к конфликтному реагированию на внешние обстоятельства, их обостренному эмоциональному восприятию - это временные психические состояния человека: перенапряжение, недовольство собой, чувство несправедливости и К личностным причинам относятся: устойчивая склонность к конфликтному реагированию вследствие особенностей эмоционально-волевой сферы человека, либо влияние неблагоприятных жизненных обстоятельств..Неадекватно сформированное представление личности о себе и окружающих мешает адекватному восприятию и пониманию людей Субъективные причины начинают действовать тогда. Когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.…В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. если нет- либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

-рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. Рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

-значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Вы можете использовать какое-либо воздействие на человека, считая его достаточно нейтральным или слабым, но для вашего оппонента оно может оказаться достаточно сильнымедиация- низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.- завышенный или заниженный уровень притязаний.

Типы трудных клиентов.

Пять типов конфликтных личностей:

· демонстративный тип: хочет быть в центре внимания; любит хорошо выглядеть в глазах других; его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся; ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь; кропотливой систематической работы избегает; не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

· ригидный тип: подозрителен; обладает завышенной самооценкой; нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости; часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств; прямолинеен и негибок; с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением; выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду; малокритичен по отношению к своим поступкам; болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

· неуправляемый тип: импульсивен, недостаточно контролирует себя; поведение трудно предсказуемо; ведет себя вызывающе, агрессивно; часто в запале нарушает общепринятые нормы; обычно имеет высокий уровень притязаний; несамокритичен; во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других; не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь; недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

· сверхточный тип: скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе; предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки; обладает повышенной тревожностью; чрезмерно чувствителен к деталям; склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.); сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях; не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

· бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях; обладает легкой внушаемостью; внутренне противоречив; для него характерна некоторая непоследовательность поведения; ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях; недостаточно хорошо видит перспективу; зависит от мнения окружающих, особенно лидеров; излишне стремится к компромиссу; не обладает достаточной силой воли; не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

· … холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом … холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. но он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности

Виды сопротивления клиентов и работа с ними.

Возможности реакции ведущего переговоры различаются в зависимости от того, против кого направлено сопротивление (например, сторона может поставить под сомнение его компетенцию). Если объектом сопротивления является сам медиатор - медиатор выступает таким же участником переговоров, как и остальные лица... обычно медиатору приходится иметь дело с конфликтами между самими сторонами. Поскольку они предпочитают действовать при этом скорее интуитивно, нежели рационально, задача медиатора состоит в оказании помощи участникам переговоров и ведении конструктивной беседы. Для этого он может попытаться предупредить возможное сопротивление или непосредственно вмешаться в переговоры.

а) предупреждение сопротивления

Основным средством предупреждения сопротивления является договор о порядке ведения переговоров*. Данный договор заключается по инициативе медиатора до начала обсуждения предмета спора...договор содержит договоренности участников о цели переговоров, порядке участия в них и критериях принятия решений. Если в ходе переговоров одна из сторон нарушит положения договора, предусматривающие " возможность высказаться" или " отказ от упреков и обвинений", медиатор должен указать на необходимость соблюдения данных правил.

Заключение подобного договора является задачей медиатора, особенно в преддверии сложных дискуссий. Если переговоры не представляются слишком трудными, обычно достаточно разъяснить правила участия в них во вступительной речи. Превентивный характер носит и создание приятной атмосферы переговоров, а также соблюдение правил самим медиатором, который будет внимательно слушать каждую сторону и предоставлять ей возможность высказаться в полной мере. Предупредительные меры необходимы только до начала переговоров, чтобы у сторон не возникло ощущение излишней настойчивости медиатора.

б) вмешательство в переговоры

Если предупредительные действия медиатора остались безуспешными, единственным средством повлиять на переговоры является непосредственное вмешательство

а) соблюдение порядка ведения переговоров… призыв к соблюдению порядка. … медиатор показывает " желтую карточку" одной или обеим сторонам. Даже если договор о порядке ведения переговоров не был заключен, медиатор вправе в любое время указать сторонам на необходимость предметного обсуждения спора. Если ни одна из сторон не проявляет готовности к этому, медиатор может объявить о приостановлении переговоров и выдвинуть условия, при которых они будут возобновлены.

б) посредничество

В идеале каждая из сторон должна самостоятельно реагировать на действия другого участника. Однако в действительности ведущий переговоры выступает в роли некоего промежуточного звена при реагировании участников на свои действия.. он обладает теми же способами воздействия на переговоры, что и сами стороны. Посредник должен лишь внимательно следить за тем, чтобы подобное вмешательство находилось в соответствии с его нейтральным статусом. Это касается, прежде всего, вероятности чрезмерного внимания стороне, которая блокирует переговоры. Напротив, понимание ее позиции, направленное на побуждение другой стороны к встречным шагам, не противоречит нейтральности медиатора. … медиатор может инициировать паузу в переговорах, чтобы подавить эмоции.… вмешательство медиатора в переговоры направлено на концентрацию внимания сторон на побудительных мотивах их позиций… медиатор имеет право исключать из переговоров беспредметные обвинения.

в) создание дистанции между участниками. Если обе стороны упорно продолжают выяснять между собой отношения..медиатору целесообразно искусственно создать дистанцию между участниками… медиатор может выступить " переводчиком" сторон, когда их эмоциональные высказывания будут облачаться в форму предметной оценки проблемы (например, " Вы говорите о том, что не может быть и речи об отказе от послебрачного содержания? То есть вопрос о материальном обеспечении после развода имеет для вас первостепенное значение.. медиатор может разъединить стороны в разных комнатах и вести раздельные переговоры (так называемая челночная дипломатия… игнорирование провоцирующих высказываний одной из сторон и продолжение переговоров посредством постановки других, более легких вопросов... в таких случаях желание провоцировать заметно снижается. …медиатор может объявить об откладывании переговоров. При повторной встрече рекомендуется настоять на заключении договора о порядке ведения переговоров, в рамках которого будут урегулированы вопросы, ставшие причиной откладывания.

Проблема получения достоверной информации.

Изучение предмета переговоров требует серьезной, тщательно спланированной и систематизированной работы по сбору информации и формированию банка данных по изучаемой проблеме.

- Легальные источники информации. Это все опубликованные материалы. Из архивных документов, из общения с партнерами по переговорам…- Полулегальные источники. Работники близких структур. Получение этой информации связано с её оплатой и сохранением источника в тайне. Передача самой информации незаконна. - Конфиденциальные. Это носители информации, обладающие ею по долгу службы. Имя источника сохраняется в тайне. Передача этой информации относительно законна.- Нелегальный путь. Это тайное похищение документов или дублирование их. Следует отметить, что основная нагрузка по сбору информации ложится на другого участника переговоров в период предварительных контактов, а также в ходе начавшихся переговоров. Здесь существует ряд универсальных правил. К их числу относятся такие, как умение грамотно задавать вопросы, умение внимательно слушать ответы и наблюдать за особенностями невербального поведения партнера.

 

 

Вопросы к тестам:

 

1. Внесудебная форма медиации.

2. Досудебная медиация.

3. Медиация в судебной стадии разрешения конфликта.

 

 

Тесты:

Процедура медиации может быть проведена:

В ходе судебного разбирательства.

После вынесения решения по существу спора.

 

После разрешения конфликта третейским судом.

 

 

Процедура медиации не проводится:

 

До момента урегулирования спора претензионным порядком.

 

До момента урегулирования конфликта мировым соглашением.

С момента урегулирования пора судебным порядком.

Если процедура медиации не привела к урегулированию конфликта, то стороны …

Не имеют права обратиться в суд за урегулированием спора.

 

Не имеют права обратиться в третейский суд за урегулированием спора.

 

Имеют права на обращение в суд за урегулированием конфликта.

Процедура медиации является:

 

Претензионным способом урегулирования спора.

 

Судебным способом урегулирования спора.

Несудебным способом урегулирования спора.

Процедура медиации представляет собой:

 

Арбитражно-процессуальную форму защиты права.

 

Нотариальную форму защиты права.

Альтернативную (несудебную)форму защиты права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.