Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Медиация как метод урегулирования спора






Медиация — это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона — посредник-медиатор — сохраняет нейтральность.

Стороны прибегают к услугам посредника – медиатора, который обсуждает конфликт с каждой из них. От лица участников конфликта должны выступать не номинальные представители, а лица, уполномоченные принимать бизнес решения

В основной части процедуры проводятся встречи с каждой стороной в отдельности, причем, как правило, полученная при этом информация не раскрывается посредником другой стороне. В ходе этих встреч медиатор способствует поиску конструктивного бизнес решения. Цель обсуждений- возможность урегулировать конфликт путем достижения нового взаимовыгодного соглашения между сторонами…Такое соглашение всегда является компромиссом, достигнутым сторонами, и предполагает их дальнейшее коммерческое сотрудничество. Медиация не ставит целью выявить виновного в конфликте и наказать его...отличие медиации от судов: не существует решения третьей, кот. участники конфликта должны подчиниться и которое может потребовать принудительного исполнения. При успешной медиации стороны не зависят от воли посредника, а в итоге сами принимают выгодное для себя решение. В ходе медиации основной акцент делается не на оценку событий прошлого, а на интересы сторон и развитие дальнейших деловых взаимоотношений.

В результате успешной медиации бывшие противники приходят к соглашению, которое более выгодно, чем конфликт.

Стремление получить материальную выгоду в данном случае способствует разрешению конфликта и продолжению коммерческих операций между сторонами. С юридической точки зрения итогом успешной медиации является новая сделка между сторонами.

Преимущества медиации:

· Экономия времени - по сравнению с судебным процессом, который может тянуться долгие годы, медиация экономит время;

· Снижение стоимости процесса разрешения спора, которые пойдут на сопровождение судебного процесса, несоизмеримо выше гонорара медиатора;

· Возможность влиять на результат;

· Конфиденциальность процедуры.

Возможность сохранения или восстановления отношений с партнерами посредник помогает найти точки соприкосновения всех сторон конфликта, а это означает, что никто не останется обиженным. То есть партнерские отношения будут сохранены, и стороны смогут в дальнейшем их развивать.

Гарантия исполнения решения (в случае успешной медиации)

Возможность предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в будущем во время медиации участники конфликта не теряют контроля над ситуацией – в отличие от того же судебного разбирательства, где никто не может гарантировать, что оно закончится в вашу пользу. Медиация – не имеющее обязательной силы действие, при котором стороны контролируют ситуацию до тех пор, пока не найдут решение. Если же участники конфликта не придут к согласию, то они не теряют своего права на судебную защиту либо на рассмотрение спора в арбитраже.

Роль медиации в переговорном процессе велика. Посредник остается всего лишь человеком. Он несет ответственность только за эффективную организацию переговоров. Ответственность же за характер принятого решения и его последующую реализацию лежит исключительно на участниках переговоров.

Медиация экономит деньги, время и что самое важное, нервы, позволяя разрешать остро стоящие между сторонами вопросы, не доводя дело до насилия. Решение конфликтов посредством их обсуждения и поиска обоюдно комфортного решения, это еще один петь к согласию и гражданскому обществу. Потому что люди не обращаются в суд и тем самым не вынуждают государство использовать право на законное применение силы против граждан в виде выносимого судом решения, приговора. Таким образом медиация в с точки зрения политологии стоит на пути к консолидации и примирению, то есть укреплению гражданского общества.

Медиация — это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона — посредник-медиатор — сохраняет нейтральность. " посредник" - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам.

Медиатор (он же посредник) никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он не является предпринимателем, он не может получить выгоды от разрешения спора.

Как правило, в качестве медиатора выступает профессионально обученное лицо, которое не только разбирается в сути возникшего конфликта, но и тонко чувствует настроение противоборствующих сторон.

Стороны самостоятельно разрабатывают пути решения конфликта. Медиатор - погружение участников конфликта в «ситуацию», тщательное выявление интересов сторон, осуществляет мониторинг конфликтной ситуации. Уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение. Он может всего лишь поделиться со спорящими своим видением проблемы, но он не разрабатывает за них решение конфликта. Не всегда участники спора способны самостоятельно осознать, что в споре могут выиграть обе стороны, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими условиями (регламентом), которые были выработаны до начала процесса медиации (правила и структура), и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели коммуникации участников.

Не отрицая ключевой роли медиатора (посредника) в разрешении конфликта, тем не менее, следует подчеркнуть, что стороны самостоятельно разрабатывают пути решения конфликта. Основная задача медиатора заключается в своеобразном погружении участников конфликта в «ситуацию». Медиатор тщательно выявляет интересы каждой стороны, осуществляет своеобразный мониторинг конфликтной ситуации. Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение. Он может всего лишь поделиться со спорящими своим видением проблемы, но он не разрабатывает за них решение конфликта.

Основные социальные роли медиатора: лидер, исследователь проблем, специалист по организации общения между участниками переговоров, процессуальный наблюдатель, тренер-психолог.

1. оценщик конфликтов - изучить все измерения спора с точек зрения всех спорящих сторон. Собрать как можно больше данных и информации.

2. активный слушатель - усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую.

3. беспристрастный организатор процесса - помощь в установлении основных правил, которые лягут в основу процедурных соглашений. Задание тона процесса. Помощь сторонам в достижении процедурных соглашений. Поддержание корректных отношений между сторонами. Удерживание сторон в рамках процесса. Обеспечение и поддержание психологической удовлетворенности каждой из сторон.

4. генератор альтернативных предложений - в этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации стороны.

5. расширитель ресурсов - медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию.

6. Испытатель реалистичности и выполнимости - в этой роли медиатор выступает как бы " адвокатом дьявола" - защищает менее приемлемую позицию или позицию другой стороны, испытывая аргументированность каждой позиции, отстаиваемой стороной в ходе спора

7. Помощник в выработке сторонами окончательной договоренности – медиация удостоверяется, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании. Стороны должны быть полностью согласны с условиями соглашения и способны выполнить свою часть договоренности…

8. Обучающий процессу партнерских переговоров – медиация учит стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.

 

 

Вопросы к тестам

1. Медиация – метод урегулирования конфликта.

2. Понятие медиатора и его роль в урегулировании спора.

3. Основные социальные роли медиатора.

 

 

Тесты:

Медиатор – это …

Независимое юридическое лицо, привлекаемое сторонами спора в качестве посредника для содействия в выработке ими решения по существу спора.

 

Заинтересованное физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

 

Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиация как метод урегулирования спора – это …

Четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона — посредник-медиатор — сохраняет нейтральность.

 

Метод третейского урегулирования спора при участии третейского судьи.

 

Метод, позволяющий разрешить конфликт по существу в арбитражном суде.

 

Не относится к основной социальной роли медиатора:

Разрешение спора по существу.

Консультационная деятельность.

 

Организация общений между конфликтующими участниками переговоров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.